Фрагмент для ознакомления
2
Постановлением № 9-П от 16 марта 1998 года КС РФ признал, что данная статья и аналогичные положения статьи 123 ГПК РСФСР допускают передачу дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего судебного процессуального акта и без точных оснований, предусмотренных самим Кодексом.
Разрешает передачу дела из одного суда в другой и признает ее неконституционной, если дело не будет рассмотрено тем судом и судьей, подсудность которых определена законом.
КС РФ постановил, что вышестоящий суд передает дело из суда, которому оно подсудно, в другой суд, если это делается в рамках судебной процедуры, исключающей произвольный выбор суда или судьи, и предполагает принятие мотивированного судебного акта, устанавливающего законные основания для передачи дела в другой конкретный суд на основе доказательственного слушания, Суд отметил, что он опирается на тот факт, что такое действие не является неконституционным. Кроме того, законность и обоснованность таких действий подлежат проверке вышестоящими судами на основании соответствующих жалоб и представлений тяжущихся сторон.
Конституционный Суд РФ отметил, что обстоятельства, послужившие основанием для жалоб заявителей, также могут быть отнесены к особым исключительным основаниям для изменения подсудности уголовного дела.
Вместе с тем при определении суда, в который должно быть передано для рассмотрения уголовное дело, должны соблюдаться гарантии беспристрастности и состязательности (в том числе учитываться мнение сторон о наличии препятствий для передачи дела в тот или иной суд), принципы доступности правосудия (региональная и транспортная доступность, видеоконференцсвязь технические возможности для проведения конференций, судебные расходы и т.д.) должны быть обеспечены, отметил Суд.
При этом в решении указывается, что федеральный законодатель вправе внести в УПК РФ изменения, совершенствующие правила изменения подсудности уголовных дел, при наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности суда по подсудности. К таким основаниям относится влияние на деятельность государственных и общественных органов, которым обвиняемый в силу своего должностного, служебного или фактического положения обладал до начала уголовного преследования или до освобождения под залог на соответствующей территории.
В то же время КС РФ отметил, что законодатель вправе предписать иные способы защиты принципа надлежащей правовой процедуры, в частности, в судах, которым подсудны уголовные дела (но с разной юрисдикцией), или в судах с разной юрисдикцией (но с одинаковой юрисдикцией), при условии соблюдения всех требований справедливого судебного разбирательства, вытекающих из КС РФ. Суд отметил, что он имеет право предписывать порядок рассмотрения дела.
Таким образом, КС РФ вынес решение в пользу пунктов 1, 3 и 4 статьи 35 Конституции РФ. Части 1, 3 и 4 статьи 35 УПК РФ предусматривают, что содержащиеся в ней положения в соответствии с их конституционно-правовым значением в действующем своде уголовно-процессуальных норм и в той мере, в какой они учитывают сложившуюся правоприменительную практику, в сфере юрисдикции суда, в котором возбуждено уголовное дело, предусматривают, что обвиняемый или несколько обвиняемых одного из обвиняемых или нескольких обвиняемых (в том числе в силу того, что влияние обвиняемого или одного из нескольких обвиняемых сохраняется в юрисдикции суда, в который было возбуждено уголовное дело) не противоречит Конституции в той мере, в какой это не исключает возможности изменения подсудности уголовного дела.
КС РФ отметил, что решение об изменении подсудности уголовного дела, принятое в установленном законом порядке, может быть обжаловано или принесено прокурором.
Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ возложена на судебную власть. Судебная власть является эффективным и решающим средством защиты прав и свобод человека. Именно эта идея лежит в основе ст.46 Конституции РФ: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". В ходе правозащитной деятельности суды в соответствии с Конституцией РФ и законодательством разрешают правовые споры, споры между участниками общественных отношений, проверяют законность решений и действий различных государственных органов и должностных лиц, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан, применяют наказание за совершенные преступления в соответствии с законом и установленным порядком. Поэтому не вызывает сомнений, что суды являются основными правозащитными органами государства.
По мнению Н.В. Витрука, все другие органы государственной власти "работают на правосудие и служат ему", а их правозащитная деятельность в конечном итоге оценивается в судах с точки зрения права, конституционности и законодательства (конституционности, законности, обоснованности и справедливости). Реализация прав и свобод - это не только предоставление гражданам точно определенных и очень конкретных прав и свобод, но и сама материализация этих прав и свобод, то есть фактическое получение гражданами благ, составляющих их содержание.
Согласно ч.1 и 2 ст.118 Конституции РФ, правосудие в России осуществляется судом как носителем судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правозащитная функция суда понимается как воздействие Суда на общественные отношения, направленное на обеспечение соблюдения или восстановление нарушенных или оспариваемых прав человека, а также прав и свобод граждан. Судебная защита осуществляется всеми судами, ее создание и функции прописаны ФКЗ "О судебной системе РФ". Согласно закону, судебная система состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Федерации. В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, в частности, говорится, что национальные интересы включают развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества. Принятые в 2020 году поправки к Конституции РФ закрепили необходимость взаимного доверия государства и общества, политической солидарности и поддержки организаций гражданского общества (ст.75.1, п."е.1" ч.1 ст.114).
Объективное и справедливое разрешение любого судебного спора возможно только при наличии самостоятельного, независимого и беспристрастного органа, способного разрешать споры между защитой и обвинением наиболее законным, обоснованным и объективным образом. Статьей 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит, что "судебная власть осуществляется только судами, а представителями судебной власти являются судьи, а в уголовном процессе - присяжные заседатели, избираемые в установленном законом порядке". При этом к судам общей юрисдикции относятся и суды, осуществляющие уголовное судопроизводство. Как указано в ст.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ», судьи являются носителями судебной власти. В соответствии с Конституцией РФ судьи наделены судебными полномочиями и профессиональными обязанностями. По мнению А.С. Шаталова и А.А. Крымова, уголовный процесс - "необходимое и единственно возможное средство реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве, и судья или член суда - единственный субъект, имеющий право осуществлять эту судебную власть". По мнению А. Фокова, деятельность суда в уголовном процессе по существу является правоприменительной. В ходе своей деятельности суд должен выявить фактические основания спора, определить правовые нормы, "соответствующие этим основаниям", и, соответственно, реализовать правоприменительное решение, имеющее форму и характер подзаконного нормативного акта.
Уголовный процесс отличается от административного, гражданского и конституционного тем, что в нем существует досудебная стадия, в которой активно участвуют не только суды, но и административные органы, на которые возложена уголовно-процессуальная функция уголовного преследования. Согласно принципу разделения властей, органы, осуществляющие различные функции и выполняющие различные задачи в уголовном судопроизводстве, должны принадлежать к различным ветвям государственной власти и, соответственно, обладать различными процессуальными полномочиями. Эта особенность регламентируется ч.2 ст.15 Конституции РФ, которая разделяет функции защиты, обвинения и разрешения уголовных дел и не допускает возложения этих функций на одно должностное лицо или орган. В современном уголовном процессе Конституционный Суд РФ, в частности, отмечает, что функции судебной власти осуществляются исключительно судами и не зависят от функций сторон спора. "Суды обязаны обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение споров, для чего должны предоставлять сторонам равные возможности для отстаивания своей позиции". При этом суд "объективно оценивает обоснованность и законность предъявленного обвинения, изучает результаты деятельности стороны обвинения, рассматривает жалобы на решения и иные действия должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство на досудебной стадии".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П "По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна" // Вестник Конституционного Суда РФ, № № 2 - 3, 1995
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 № 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан"// Собрание законодательства РФ, 23.03.1998, № 12, ст. 1459
II. Литература:
5. Бялт, В. С. Основы конституционного права РФ : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 155 с.
6. Комкова, Г. Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 449 с.
7. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
8. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 526 с.
9. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
10. Чашин, А. Н. Конституционное право РФ : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 262 с.