Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время особое внимание исследователей к изучению социального интеллекта обусловлено особенностями развития современного общества. Многие представители отечественной и зарубежной психологии считают, что в мире наблюдается тенденция роста количества маргинальных групп, которые характеризуются высоким уровнем социальных нарушений и общей ценностной дезориентацией. Исследователи отмечают, что из-за низкого уровня развития социального интеллекта, молодежь не способна к успешному социальному взаимодействию, а также личностной и профессиональной самоактуализации и самореализации [6].
Как известно, понятие «социальный интеллект» вошло в современную науку усилиями таких ученых, как Д. Дьюи, Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Н. Кантор и др. Несмотря на большое число публикаций, которые посвящены проблеме социального интеллекта, современная психология испытывает дефицит исследований интегративного и обобщающего характера. Например, в вопросе, чем отличается социальный интеллект от других форм интеллекта.
Социальный интеллект является важным аспектом личности, а в контексте студентов технических и гуманитарных специальностей, он играет особую роль. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем социального интеллекта обладают лучшими навыками общения, более эффективно решают конфликты и достигают лучших результатов в командной работе. Обеспечивая правильную оценку фактической ситуации в общении, социальный интеллект способствует адекватному и эффективному социальному взаимодействию и адаптации. Что, в свою очередь, является гарантией личной и профессиональной успешности. Это связанно с тем, что общение и взаимодействие с социумом составляют большую часть жизни любого человека, независимо от его пола, возраста, социального статуса и рода деятельности. Поэтому верное понимание ситуаций, которые возникают в процессе жизнедеятельности, гарантирует стабильность в отношениях, уменьшает вероятность конфликтов, а также может считаться одним из показателей профессионализма личности. Следовательно, социальный интеллект можно рассматривать как когнитивную составляющую коммуникативных способностей личности. При этом отмечается преобладающее влияние социального интеллекта на становление специалиста в профессиях типа «человек - человек» и отдельных профессий типа «человек - художественный образ» [10].
Наше исследование направлено на сравнение уровня социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей. Мы предполагаем, что студенты технических специальностей могут иметь более развитый социальный интеллект, так как они часто сталкиваются с задачами, требующими эффективного взаимодействия с другими людьми в рамках своей профессиональной деятельности. Однако, мы также учитываем, что студенты гуманитарных специальностей могут иметь более развитые навыки социального взаимодействия, так как их обучение часто включает в себя изучение социальных наук и психологии.
Нами будет проведено исследование, в котором студенты технических и гуманитарных специальностей будут проходить тестирование на уровень развития социального интеллекта. Будут использованы различные методы оценки, включая анкетирование и наблюдение, чтобы получить наиболее полное представление о социальном интеллекте студентов.
Цель исследования: провести сравнительный анализ социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей.
Объект исследования: студенты технических и гуманитарных специальностей.
Предмет исследования: социальный интеллект у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Гипотеза: предположение о том, что у студентов гуманитарных специальностей социальный интеллект выше, чем у студентов технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научных представлений о социальном интеллекте в отечественной и зарубежной психологии;
2. Обобщить теоретические представления по проблеме социального интеллекта;
3. Описать особенности социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей;
4. Провести эмпирическое исследование социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей;
5. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое исследование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.
В ходе педагогического исследования использованы следующие диагностики:
1. Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда.
2. Непараметрический критерий U Манна-Уитни.
3. Математико-статистические методы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для работы, направленной на развитие социального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы состоит из 31 источника.
Глава I. Теоретические основы исследования социального интеллекта у студентов технических и гуманитарных специальностей
1.1 Феномен социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
В современном мире человеку необходимо уметь быстро реагировать на внешние изменения, включаться в различные системы взаимодействия с обществом. Социальный интеллект является гарантом успешности включения личности в жизнь социума, позволяет совершенствоваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, лучше понимать партнеров по взаимодействию и предугадывать как своё, так и чужое поведение. Интерес ученых к феномену социального интеллекта остается приоритетным уже на протяжении многих лет, но психологическая сущность и природа интеллекта недостаточно изучены и представления о данной способности личности остаются противоречивыми.
Первоначально социальный интеллект приравнивался психофизиологическим функциям, подчеркивался врожденный характер интеллектуальных различий между людьми. В современных учениях интеллект рассматривается как способность к реализации процесса познания и к результативному решению проблем при выполнении различного рода жизненных задач [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акишева Е.А. Исследование феномена социального интеллекта у студентов//В сборнике: Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы. сборник научных трудов. Под редакцией Е.Н. Ткач. 2019. С. 7-10.
2 Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. №1. - С. 111-131.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
4. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В.Ф. Анурин. – Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1997. – 201 с.
5. Бакунова И.В., Калашникова В.А., Киндеева Д.Е. Особенности межличностных отношении студентов гуманитарных и технических специальностей// В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – Ставрополь. - 2022. - С. 24-27.
6. Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта / С.С.
Белова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 187-215.
7. Белова С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / С.С. Белова. – М.: Государственный университет гуманитарных наук ИП РАН, 2004. – 26 с.
8. Бесова А.С., Минахметова А.З. Социальный интеллект как показатель социальной успешности студентов// В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2023. - С. 311-314.
9. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1979. – С. 35–63.
10. Войтко В.Т. Социальный интеллект как психологический феномен// Психология, социология и педагогика. - 2018. - № 2 (77). - С. 5.
11. Гордиенко Н.Н. Индивидуально-психологические особенности студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007 - №39. - С.267-271.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления/Пер. с англ./Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1966. - С. 433-456.
13. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.
14. Жарко Я.А. Феномен понятия "социальный интеллект" в психологической науке: содержание, структура, функции //Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2022. № 6. С. 63-76.
15. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального
интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н.В. Корчагина //
Прикладная психология и психоанализ. – 2006. - № 4. – С. 3-6.
16. Манвелян Н.Г., Хижняк А.А. Особенности функции психологической границы личности у студентов гуманитарных и технических специальностей//В сборнике: Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика. - 2020. - С. 211-217.
17. Молокостова А.М. Социальный интеллект и социальные риски в будущей профессии//Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2020. - № 29. - С. 222-225.
18. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2014. – 304 с.
19. Мухамеджанова В.Ф., Ирышкова Т.А., Кровикова В.Д. Психологические особенности студентов гуманитарных и технических специальностей// В сборнике: эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социетальный и региональный аспекты. сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.П. Воробьева, Е.В. Ереминой. - 2019. - С. 79-82.
20. Олпорт Г.В. Становление личности. Избранные труды. — Holt Rinehart and Winston, 1961.
21. Практический интеллект / Р.Дж. Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
22. Прохоров С.В. Феномен социального интеллекта в психологических исследованиях// Science Time. 2017. № 6 (42). С. 38-45.
23. Рожков Д.В. Исследование психологических особенностей самоуправления личности у студентов разных специальностей// Высшее образование сегодня. - 2023. - № 4. - С. 129-134.
24. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. – 2006. - № 1. – С. 6-18.
25. Соловьева О.В., Гречкина А.А. Социальный интеллект как психологический феномен//В сборнике: наука, образование и инновации. сборник статей международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 203-206.
26. Степанова О.Н. Социальный интеллект как психолого-педагогический феномен: понятие, общая характеристика и инструменты развития// В сборнике: Fundamental science and technology. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. - С. 284-292.
27. Стародубец О.Д., Прокопьева Т.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса технических специальностей// В сборнике: наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. - 2018. - С. 187-189.
28. Ходак Н.А. Особенности развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования// Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1 (35). - С. 48-59.
29. Шилова О.В. Феномен "социальный интеллект" в психологических исследованиях// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2018. - № 3. С. 47-52.
30. Царьков Л.В. Функции психологической границы личности у студентов// Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - № 25.- С. 58-60.
31. Явон С.В., Токарева Е.А. К вопросу о сущности феномена "социальный интеллект"// Школа университетской науки: парадигма развития. - 2021. - № 3-4 (17-18). - С. 166-169.