Фрагмент для ознакомления
2
Жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга, другими словами, диффундируют (от слова «диффузия»). Это объясняется тем, что в наш сложный век посредством «стыка» жанров запутанные жизненные отношения и драматические коллизии выражаются точнее.
Однако, какой бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании, тем не менее, всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы .
Существует большое количество классификаций жанров традиционной журналистики.
К тем, которые несут в себе определенный экспериментальный характер, можно отнести классификацию по идеологии, когда журналистские тексты, например, советского периода, были подготовлены не столько для обывателя, сколько для политбюро и т.д .
Однако имеют место и более привычные классификации, в частности классификация, основанная на типах текста печатного издания, которых обычно выделяют пять групп :
1) Жанр оперативно-новостной, к которому относятся заметки во всех ее разновидностях;
2) Жанр оперативно-исследовательский, к которому относятся интервью, репортажи, отчеты;
3) Жанр исследовательски-новостной, который представлен корреспонденцией, комментарием (колонкой), рецензией;
4) Жанр исследовательский. Этоможет быть статья, письмо, обозрение;
5) Жанр исследовательски-образный (художественно-публицистические), которые представлены очерком, эссе, фельетоном, памфлетом.
Однако наиболее традиционная классификация имеет тот вид, который приведен ниже и где представлены основные группы жанров:
1)Группа Информационных жанров:
К ним можно отнести такой материал, как заметка, информационная корреспонденция, информационный отчёт, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.
2)Группа Аналитических жанров:
К ним можно отнести аналитический отчёт, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, совет или рекомендацию, аналитический пресс-релиз.
3)Группа Художественно-публицистических жанров:
К ним можно отнести такой материал, как очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.
Четко ли разграничены журналистские жанры можно понять, открыв любую газету. Мы увидим там и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и т.д., и человек, не имеющий отношения к журналистике, может по привычке любой из материалов назвать статьей или заметкой. Однако журналисты четко распознают в публикации признаки того или иного жанра и не назовут статьёй, например, зарисовку. Если же уверенности в том, к какому именно жанру относится текст, нет, то профессионалы советуют называть его просто «материал».
Боль не менее строгое разделение по жанрам можно встретить в информационных материалах и, конечно, существует четкое разделение в теории. Во всех других случаях имеет место та диффузия, о которой говорилось ранее, т. е. взаимопроникновение жанров. Размытость границ жанров на практике – привычное явление, которое чаще всего наблюдается в “бульварных” изданиях.
Конечно, невозможно предположить существование точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать автомат.
Однако журналисты, особенно те, кто только начинают свою карьеру, должны иметь представление о существующих жанрах журналистики, а также понимать, в чем заключаются особенности каждого из них, их различия и схожесть.
Газетные жанры имею отличительные черты в виде метода литературной подачи, стиля изложения, композиции или же даже, элементарно, числом строк.
Схема, демонстрирующая детальную классификацию жанров на вышеупомянутые три группы (информационные, аналитические, художественно-публицистические) приведена на рис.1
Классификация жанров журналистики приведена на рис.1 .
Как видно, различные пути освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
При этом отметим, что с развитием интернета и технической базы традиционных изданий, часть из этих изданий ушла в интернет и создала новый класс интернет-изданий, а другая часть традиционных изданий стала выпускаться в том числе и в электронной форме.
На жанры традиционной коммуникации, несущественно модифицированные в связи с приобретением новой электронной формы, обращают внимание авторы коллективной монографии «Неклассические письменные практики современности», где им посвящена отдельная глава «Интернет-письмо и обновление «старых» письменных практик».