Фрагмент для ознакомления
2
Стоит сказать, что Шейнин известен своим эксцентричным поведением в эфире и неоднозначными заявлениями, по типу «Я убивал». В качестве примера можно рассмотреть его эфир от 14.06.17 и следующие фрагменты речи: «Я напоминаю всем, что меня мало интересуют как таковые разборки Трампа с прессой, мой главный вопрос сможет ли он их переиграть»; «Он несет какую-то ахинею»; «Она просто воняет геноцидом, а не попахивает» (о вооруженном конфликте на Донбассе) и так далее.
Из-за этого можно сделать вывод, что Шейнин зачастую позволяет себя переходить границы дозволенного.
Тем не менее, это находит отклик у его аудитории – образ мужественного и простого ведущего подходит некоторым телезрителям. Кроме того, он часто акцентирует внимание на том, что он является участником войны в Афганистане. Это говорит о том, что фактически любой образ, даже если он выходит за рамки журналистской этики, может найти свою аудиторию.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что Артема Шейнина следует рассматривать как пример формирования медиаобраза ведущего для аудитории. Людям представляют патриотичного, авторитетного типа журналиста, который будет говорить на одном языке с подавляющим числом телезрителей Первого канала.
2.2 Личность и медиаобраз А. Колесникова, В. Познера
Интересным является и образ Андрея Колесникова. Важно отметить, что он является журналистом правительственного пула, поэтому, в отличие от того же Шейнина, старается не выходить за рамки этики столь грубыми методами. Кроме того, с его образом неразрывно связан жанр репортажа – он подробно описывает деятельность Владимира Путина, причем делает это в своем фирменном стиле, который не только информирует, но и развлекает читателя.
Некоторые исследователи его творчества отмечают «пограничность» его произведений между журналистикой и литературой. Ключевой особенностью его образа является постоянное использование иронии – благодаря этому приему он может с юмором описывать происходящее в российской и мировой политике, но при этом оставаться в рамках приличия и не переходить черту. Речевая уникальность Колесникова проявляется на всех лексических уровнях и способствует выражению ироничного отношения. Почти все статьи Андрея Колесникова посвящены одной единственной теме – жизни и деятельности Владимира Владимировича Путина. Журналист обращает особое внимание на его настроение и поведение.
Проводя анализ медиаобразов российских журналистов, нельзя обойти вниманием Владимира Познера. Один из самых известных журналистов России воспринимается аудиторией как настоящий интеллигент, эрудированный, воспитанный и хорошо образованный человек. Этот образ полностью соответствует тем передачам, которые он ведет на телевидении – «Времена» и «Познер» носят диалоговый формат. Сам Познер не выносит в них своих авторских категоричных суждений, не дает оценок затрагиваемым темам, а лишь подводит своих гостей к нужным рассуждениям или же говорит о своих собственных рассуждениях на эту тему, которые лишь подталкивают зрители к тому, чтобы он самостоятельно сделал выбор.
Однако с В. Познером ассоциируются либеральные ценности – он сам подчеркивал тот факт, что он не считает Россию своей Родиной. Весьма критично он относится к деятельности отечественных журналистов. Об этом он рассуждает в статье «Об образе журналиста в массовом сознании россиян». В нынешних условиях, несмотря на любовь аудитории, эта часть его медиаобраза может стать для него проблемой и привести к тому, что часть зрителей перестанет положительно воспринимать его и его творчество [6, с. 95].
Подводя итоги анализа медиобразов российских журналистов, стоит подчеркнуть, что создание собственного уникального имиджа и его поддержание – один из основных методов привлечение аудитории в современных условиях. Особенно это важно в условиях медиатизации, когда зрители видят журналиста практически постоянно и в различных жизненных ситуациях – этому, как говорилось ранее, способствует активное развитие социальных сетей.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что наиболее удачным образом можно считать тот, при котором происходит соответствие представлений журналиста о самом себе; образа который он хотел бы показать; и реально сложившегося в обществе его образа. Иными словами, идентичность неразрывно связана с зоной ее свободы и ответственности. Если идентичность не достигнута, то может появиться озабоченность имиджем.
Важно понимать, что медиаобраз и работа над ним сильно зависят от того, в каком типе СМИ работает журналист. Если для сотрудника печатных изданий образ складывается только по его текстам, художественным приемам и используемой лексике, то для телеведущего ключевую роль играют умение работать в кадре, поставленная речь и харизма [4, с. 139].
Отдельно стоит отметить и тот факт, что с созданием медиаобразов неразрывно связано понятие стереотипов. Несмотря на удобство их использования, они могут представлять и опасность для самого журналиста: выход за рамки ожидаемого и привычного поведения может привести к тому, что аудитория, да и общество в целом, разочаруются не только в самом журналисте, но и в СМИ, которое он представляет.
Это приведет к тому, что аудитория либо вовсе найдет для себя новые источники информации, либо будет относиться к представляемому контенту предвзято. Из этого можно сделать вывод, что медиаобразом обладает не только сам сотрудник СМИ, но и тот контент, который он представляет.
Кроме того, журналист создает медиаобраз на основе собственных мировоззренческих заключений и придает ему эмоциональную окраску. Он взаимодействует со всеми компонентами общественного сознания в соответствии с характерными чертами каждой социальной группы.
Также в процессе управления массовым сознанием журналист преследует ряд целей, которые включают в себя как сознательные, так и неосознаваемые установки.
Сознательные цели часто сопутствуют высокой квалификации и большому опыту журналиста и выражаются в его понимании механизмов влияния на массовое сознание. Стоит понимать, что люди, находясь в поле массовой коммуникации, как бы надевают на себя маски. Медиаперсоны выбирают маски, в наивысшей степени воплощающие то, что они хотят подчеркнуть и донести до аудитории. Это помогает им стать олицетворением своей программы и взглядов, а также занять четкое место в информационном пространстве, быть узнаваемыми и понятными аудитории. Нередко маска связана с архетипическими представлениями и образами и уходит корнями в глубинные пласты массового сознания [19, с. 38].
Примечательно и то, что журналист может по-разному относится к этому процессу и, соответственно, по-разному на него реагировать. В одном случае использование этой самой маски может восприниматься человеком как навешивание ярлыков – в таком случае журналист может либо просто отрицать приписываемые ему черты, либо сделать что-то, чтобы изменить общественное мнение (и, соответственно, свой образ).
В ином случае журналист может способствовать укреплению сложившегося медиаобраза и использовать так называемую маску для завоевания и удержания аудитории, а также для манипуляции общественным сознанием.
Таким образом, можно сказать, что использование масок является неотъемлемым элементом существования и развития современной медиасистемы.
Итак, стоит подвести итоги и выделить важнейшие составляющие медиаобраза журналиста в современных условиях.
Ими будут:
понимание своей аудитории, умение говорить на ее языке и преподносить информацию в том ключе, который будет понят и принят зрителями или читателями;
умение удерживаться в потоке актуальной информации, способность чувствовать, что именно волнует его аудиторию и на основе этого создавать востребованный контент;
обладание высокими профессиональными качествами – к ним можно отнести эрудированность, привлекательный образ, обладание собственным уникальным стилем.
Все это необходимо для того, чтобы успешно выполнять важные для деятельности журналиста функции. Среди них, безусловно, стоит выделить подчеркивание лучших профессиональных и личностных качеств, а также затенение негативных сторон того или иного журналиста – таким образом формируется медиаобраз, который будет восприниматься аудиторией исключительно с положительной точки зрения.
Кроме того, мы можем говорить о привлечении, акцентировании и удержании внимания аудитории – таким образом, представители СМИ могут не только повышать свою популярность, но и манипулировать общественным мнением. Более того, создание подходящего медиаобраза для журналиста – это надежный способ межличностной адаптации и вливания в профессиональную среду. Иначе говоря, это один из основных способов занять и удержать требуемое журналисту место в современной медиасистеме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 17.04.2024)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным олосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 17.04.2024)
3. Виноградова К. Е., Воронина О. В. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга//БРЕНДИНГ КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 156-159
4. Губанова М. И. Медиаобраз журналиста в условиях информационного общества// Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева № 1(40), том 1, 2023. С. 139-145
5. Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021.
6. Ипатова А. А., Особенности коммуникации в стандартизированном интервью. — Москва : Дело, 2019. — 287 c.
7. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413
8. Макарова Н. Я. Деонтологические компетенции в профессиональной деятельности журналиста//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2022. № 9. С. 122-128
9. Маличкина Е. А. Профессиональная идентичность интернет-журналистов// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 158-160
10. Наседкина Н.И. Сущность медиатизации как явления современного общества //Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2018. № 9 (55).URL: http://7universum.com/ru/ philology/archive/item/6381
11. Пекарская И. В. Масс-медийная сущность конвергентной журналистики//ОТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУК - К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта. Ответственный редактор И.П. Амзаракова. 2019. C. 207-210
12. Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : колл. монография / А. Д. Кривоносов, К. В. Аксенов, А. Ю. Бомбин [и др.]. – СПб : СПбГЭУ, 2021.
13. Родичева А.А., Зайцева Т.А. Репрезентация имиджа современного российского журналиста// Евразийский союз ученых ЕСУ), 2020. № 4(73). С.39 -43.
14. Сафронова О. В. К вопросу о правовой культуре современного журналиста//ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Брянск, 2021. С. 179-185
15. Сергеева А. А. Влияние эпохи и вида деятельности на формирование личности журналиста//МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 413-415
16. Терешкин Д. С. Специфика блогинга как новой формы медиа// МЕДИА И КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Национальной научно-практической конференции (к 30-летию кафедры журналистики и русской литературы XX века). Под общей редакцией А.В. Чепкасова, Ф.С. Рагимовой. Кемерово, 2022. С. 93-95
17. Тулупов В. В. Уроки журналистики: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020.
18. Чэнь Шуан. Права и обязанности журналистов в контексте становления конвергентных СМИ//ЖУРНАЛИСТИКА - МЕДИАЛОГИЯ – НАСТАВНИЧЕСТВО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию проф. Б.В. Стрельцова и 100-летию Белорусского государственного университета. Под общей редакцией Н.А. Федотовой. Редколлегия: О.М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 415-418
19. Яковлева Д. К. Коммуникативные стратегии и тактики телеведущего ток-шоу на современном российском телевидении (А. Малахов и В. Познер)//ЖУРНАЛИСТИКА, МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов. Науч. редакторы Е.А. Кожемякин, А.В. Полонский, А.В. Белоедова. Белгород, 2022. С. 38-42
20. Ярославцева Е. Д., Бянкин А. С. Трансформация компетенций специалистов в условиях цифровой экономики//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. Том Часть 3. Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 314-320