Фрагмент для ознакомления
2
Исследование тропов в художественных текстах – в частности, в романе Джорджа Оруэлла «1984» – представляет собой многогранный аспект для академических исследований; данное исследование направлено на изучение функциональных и тематических последствий тропов в литературе. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно способно соединить исторический литературоведческий анализ с современными методологиями интерпретации, расширяя тем самым корпус знаний в области литературоведения и герменевтики.
Тематическое ядро этого исследования вращается вокруг выяснения тропов; эти лингвистические конструкции не только украшают текст, но и играют ключевую роль в построении повествования и тематической глубины. Рассматривая «1984», текст, известный своим антиутопическим повествованием и богатым использованием риторических приемов, исследование раскрывает, как тропы действуют в рамках жестко контролируемого политического дискурса. Актуальность исследования обусловлена его потенциалом для углубления понимания того, как литературные средства способствуют идеологическому воздействию и восприятию текста читателем.
Предметом исследования является диахронический анализ развития тропов – от их риторических истоков в классической древности до нюансов их применения в современной литературе (далее обозначается как «литературная диахрония»). Такой подход позволяет не только проследить эволюцию использования тропов, но и увязать ее со сменой культурных и литературных парадигм. Более того, фокусируясь на таком тексте, как «1984», исследование использует каноническое произведение для прояснения более широких литературных явлений, тем самым придерживаясь методологических рамок, сочетающих в себе как аналитическую строгость, так и эмпирическую тщательность.
Объект исследования – художественный текст, проанализированный через призму романа Джорджа Оруэлла «1984», – представляет собой благодатную почву для изучения тонкостей использования тропов в литературных конструкциях, а предмет исследования – сами тропы, рассматриваемые как важнейшие инструменты смысловой и тематической проработки художественного текста. Цель данного научного исследования – прояснить механизмы, с помощью которых тропы как многогранные риторические единицы способствуют построению смысла и создают нюансы взаимодействия между текстом и интерпретацией; это предполагает детальное изучение как исторической эволюции, так и функционального применения тропов в литературном дискурсе.
Задачи, тщательно разработанные для достижения главной цели, включают: во-первых, дать определение и классификацию тропов, опираясь на обширную подборку литературных и риторических источников; во-вторых, проследить диахроническое развитие этих литературных приемов, отметив их метаморфозы от классической риторики до современного литературного использования; В-третьих, проанализировать использование конкретных тропов в «1984», тщательно изучив их роль в тематической и повествовательной матрице романа; и, в-четвертых, интерпретировать последствия такого использования в более широком спектре литературных функций и влияния на общество, способствуя тем самым более глубокому пониманию литературной эстетики и ее идеологических основ.
Интегрируя эти цели в последовательную аналитическую структуру, исследование использует сложные синтаксические структуры и разнообразные временные формы – от исторического повествования о прошлом до современного анализа и будущих последствий – т.о., создавая богатый спектр научного дискурса, который не только контекстуализирует, но также критикует и расширяет существующие академические диалоги вокруг литературных фигур и устройств.
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении функций тропов в антиутопическом нарративе – до сих пор малоисследованной грани литературоведения, особенно через систематическую, диахроническую призму, охватывающую классическую риторику и современные повествовательные формы; в то же время исследование является пионером комплексного подхода, сопоставляя историческую эволюцию тропов с их современными интерпретациями в романе Джорджа Оруэлла «1984». Эта методология с двойным фокусом, вскрывающая слои риторических инноваций и тематической глубины, позволяет по-новому взглянуть на то, как тропы формируют читательский прием и эффективность повествования. Гипотеза утверждает, что специфическое использование тропов в «1984» не только усиливает тематический резонанс текста, но и активно участвует в построении метанарратива, критикующего реальные социально-политические конструкты.
Гипотеза данного исследования бросает вызов существующим академическим парадигмам, утверждая, что тропологические элементы в «1984» выходят за рамки простого стилистического приема и выступают в качестве агентов идеологического комментария и когнитивного влияния, тем самым предполагая более глубокую, возможно, внутреннюю роль литературных средств в формировании общественного дискурса.
Методологической основой данного исследования является многомерный анализ тропов, опирающийся на фундаментальные работы в области риторики, лингвистики и теории литературы, чтобы обеспечить надежную основу для понимания развертывания и функций тропов в романе Джорджа Оруэлла «1984». Центральное место в этом исследовании занимает синтез классических и современных взглядов на тропы, где слияние исторической проницательности и современного анализа формирует всеобъемлющий научный дискурс.
В качестве теоретического обоснования концептуализация Г. Лакоффа и М. Джонсона о метафорах как фундаментальных структурах понимания (Lakoff & Johnson, 1980) создает предварительную основу, которая критически сопоставляется с анализом Ю.В. Головневой о метафорах во внутренних мирах, изображаемых в литературе (Golovneva, 2013; 2016), тем самым контекстуализируя внутреннюю механику функционирования тропов в антиутопических нарративах. Кроме того, вклад Т. Добжиньской в исследование метафорических приложений в повествовательных формах (Dobrzyńska, 1990) обеспечивает исторический фон, обогащающий диахроническое изучение тропов.
Теоретическая значимость данного исследования, посвященного роли тропов в романе Джорджа Оруэлла «1984», обусловлена его критическим отношением к языковым структурам и их влиянию на построение и интерпретацию повествования; по сути, исследование возрождает классическую теорию тропов, применяя ее к явно антиутопическому контексту. Анализ не только пересматривает «канонические» теории (такие, как предложенные Лакоффом и Джонсоном), но и интегрирует их с передовыми исследованиями в области цифровых гуманитарных наук, т.о. соединяя разрозненные академические области – литературу, лингвистику и компьютерный анализ текста.
В практическом плане актуальность данного исследования распространяется на области, выходящие за пределы литературной критики; в частности, преподаватели и литературоведы найдут его особенно полезным для разработки содержания учебных программ, в которых особое внимание уделяется критическому мышлению и навыкам интерпретации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библер, В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / В.С. Библер. – Москва: Русское феноменологическое общество, 1997. – 440 с.
2. Брикотнина, Л. В. Специфика семантики абстрактных имен качества и ее экспликация в синтаксисе (на материале английского языка) : дис. ...канд. филол. наук / Л.В. Брикотнина. – Барнаул, 2005. -190 с.
3. Васильев, А. В. Интертекстуальность: прецедентные феномены: учеб. пособие / А. В. Васильев. – Москва: Флинта, 2013. -343 с.
4. Головнёва Ю.В. Метафора и ее место в системе языка (на материале метафор внутреннего мира человека) // Международный исследовательский институт. 2013. № 12. Том 1. С. 236—243.
5. Головнёва Ю.В. Метафоры внутреннего мира человека в антиутопии Е.И. Замятина // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1. С. 100—106.
6. Добжиньская Т. Метафора в сказке / Пер. с польского А.Л. Майорова // Теория метафоры. Москва: Прогресс, 1990. С. 476—492.
7. Замятин Е. Мы // Замятин Е., Хаксли О., Оруэлл Дж. Мы. О дивный новый мир. 1984: романы / послесл. В. Бугарова / Е.И. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. С. 6—157.
8. Рымарь, Николай Тимофеевич. Художественный язык ХХ века (История мировой литературы): учебно- методическое пособие / Н.Т. Рымарь. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 92 с.
9. Chou, J., Siu, A., Lipka, N., Rossi, R., Dernoncourt, F., & Agrawala, M., 2023. TaleStream: Supporting Story Ideation with Trope Knowledge. Proceedings of the 36th Annual ACM Symposium on User Interface Software and Technology. https://doi.org/10.1145/3586183.3606807.
10. Chunying, L., 2021. Translation Strategies of Chinese and English Trope Sentence. Studies in Linguistics and Literature. https://doi.org/10.22158/sll.v5n3p56.
11. Derevskova, E., Dorfman, O., & Pozdniakova, N., 2023. Language metaphor generating tropes. Litera. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.3.39953.
12. Eyisi, J., & Omobowale, E., 2021. Psychological Response to Negative Paradoxical Metaphors of Terminal Illness in Promise Ogochukwu’s Sorrow’s Joy. International Journal of Literature and Arts, 9, pp. 251. https://doi.org/10.11648/J.IJLA.20210906.11.
13. Fisher, A., 2020. Abstracta and Abstraction in Trope Theory. Philosophical Papers, 49, pp. 41 – 67. https://doi.org/10.1080/05568641.2019.1571938.
14. Gala, D., Khursheed, M., Lerner, H., O'Connor, B., & Iyyer, M., 2020. Analyzing Gender Bias within Narrative Tropes. ArXiv, abs/2011.00092. https://doi.org/10.18653/v1/2020.nlpcss-1.23.
15. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980.ё
16. Meinertsen, B., 2018. A Partial Look at Trope Theory. , pp. 39-53. https://doi.org/10.1007/978-981-13-3068-1_3.