Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, основные характеристики стратегий поведения в конфликтных ситуациях - это соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Конфликт для группы людей функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. При оценке стиля поведения личности в конфликте особая роль отводится значимости межличностных отношений с партнером. Например, если одна из сторон конфликта не ценит отношения с оппонентом, то позиция в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями (борьба, принуждение, соперничество). И наоборот, если человек ставит межличностные отношения превыше всего, то, как правило, это служит весомой причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на сотрудничество, компромисс, уступку или уход.
Выводы по главе 1
Взаимодействие ребенка и родителя является составной частью социализации ребенка и понимается как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности и эмоционального общения. В юношеском возрасте происходит психологическое отделение от родителей. Семья сохраняет свое значение как источник эмоционального тепла и поддержки, удовлетворения различных потребностей, но родители не являются абсолютным авторитетом и воспринимаются более критически.
В период юности закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в уже более зрелом возрасте. В поведении юношей и девушек намечаются основные жизненные цели. Одновременно с этим реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности человека, которые в нем заложены. Этот возраст является критическим, так как в этот период
Конфликт определяется как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций. Основные характеристики стратегий поведения в конфликтных ситуациях - это соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Конфликт для группы людей функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. При оценке стиля поведения личности в конфликте особая роль отводится значимости межличностных отношений с партнером.
Глава 2. Эмпирическое исследование связи воспринимаемого поведения родителей и стратегии поведения в конфликте у юношей
2.1. Организация исследования
Цель эмпирического исследования – выявить связь воспринимаемого поведения родителей и стратегий поведения в конфликте у юношей.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые взаимосвязи воспринимаемого поведения родителей и стратегий поведения в конфликте у юношей.
Частные гипотезы:
1) позитивный интерес и близость родителей прямо связан со стратегией сотрудничества у юношей;
2) директивность и непоследовательность родителей прямо связаны со стратегией соперничества и обратно со стратегией сотрудничества у юношей.
В эмпирическом исследовании принимали участие 40 юношей, в возрасте 17 – 18 лет. Все юноши являются студентами колледжа.
В качестве методик исследования использовались:
1. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Е.С. Шафера.
2. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, Р. Киллмана (в адаптации Н.В. Гришиной).
Характеристика методик
1. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) исследует родительские установки, поведение и практики, как видят их дети в подростковом возрасте, и описывает отношения с родителями наиболее распространенным образом: дружелюбие, враждебность, автономность, направленность и непоследовательность родителей.
Основой этой анкеты является методология, разработанная Е.С. Шафером, адаптирован опросник Вассерманом, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромициной.
Опросник состоит из 50 утверждений, которые подростку необходимо оценить по 3-балльной шкале. Заполняется отдельно бланк на мать и отца.
В соответствии с ключом подсчитываются баллы по следующим шкалам: позитивный интерес; директивность; враждебность; автономность; непоследовательность.
Дополнительно вычисляется: близость (разница "сырых" баллов по шкалам «позитивный интерес» и «враждебность») и критика (разница "сырых" баллов по шкалам «директивность» и «автономность»).
2. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, Р. Киллмана (в адаптации Н.В. Гришиной) позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
К. Томас выделил следующие стили поведения в конфликте:
1. Соревнование (соперничество) – неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.
2. Приспособление – пренебрежение собственными интересами ради других.
3. Компромисс – соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.
4. Избегание – уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами.
5. Сотрудничество – альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.
Методика состоит из 30 пар суждений, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Методы обработки данных предполагали использование математико – статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SРSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.
3. Для проверки нормальности распределений использовался критерий Шапиро-Уилка.
4. Статистическая методика – коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется с целью изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Коэффициент корреляции изменяется в пределах от минус единицы до плюс единицы.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа.
На первом этапе были определены: выборка исследования, методики исследования, время и место исследования, подготовлены бланки для испытуемых.
На втором этапе была проведена психодиагностика испытуемых в соответствии с выбранными методиками.
На третьем этапе проводилась обработка результатов психодиагностики, проведен статистический анализ, были сформулированы выводы по исследованию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова-Tурченко, А.Г. От конфликта к взаимопониманию. – М.: АСTдрук, 2012. – 37 с.
2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 1052 с.
3. Бодалев А.А. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека // Акмеология. – 2013. – № S1. – С. 17-21.
4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.
5. Бэш Ф. Здоровье и воспитание ребенка. – М.: Мартин, 2016. – 165 с.
6. Васильченко Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков // Из фондов Российской государственной библиотеки. – М., 2006. – 162 с.
7. Вассерман Л.И. Родители глазами детей: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2019. – 216 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Перспектива, 2018. – 150 с.
9. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. – 319 с.
10. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
11. Зеленков М.Ю. Конфликтология. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
12. Ишмуратов В.А. Конфликт и согласие. – М.: Hаука, 2012. – 99 с.
13. Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.
14. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение: монография. – М.: МОСУ, 2001. – 228с.
15. Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
16. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. – СПб: Альфа, 2000. – 174 с.
17. Нуртдинова А.Р. Основные подходы к пониманию понятия детско-родительского отношения в психологии // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: Экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 87-88.
18. Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей / Г. Ньюфелд, Г. Матэ. – М.: Ресурс, 2015. – 511с.
19. Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 5-2(12). – С. 460-462.
20. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 656с.
21. Репринцева Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 2. – С. 67-72.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
23. Салимгереев З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36 - 37.
24. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов; под общей редакцией Л.И. Щербаковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 220 с.
25. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.
26. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
27. Терехина С.А. Подходы к оценке психологического благополучия несовершеннолетних при разводе родителей // Психология и право. – 2015. – Т. 5. – №1. – С. 119-128.
28. Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 26-40.
29. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Базаева Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО; под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 367 с.
30. Шагивалеева Г.Р. Психология переживаний в юношеском возрасте // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №2. – С. 147–148.
31. Шарков Ф.И. Общая конфликтология. Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М: Дашков и К, 2020. – 236 с.
32. Baumrind D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind. Development Psychology. – 1971. – Vol. 4. – № 1, pt. 2. – Р. 1–103.