Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет практическую значимость развития социально-коммуникативных навыков у детей. Через общение развивается сознание и высшие психические функции. Социально-коммуникативные навыки ребенка заставляют его получать удовольствие от общения с людьми. Через общение ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Проблеме развития социально-коммуникативных навыков посвящены работы исследователей Т.И. Бабаева, Е.В, Громова, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и других авторов.
Анализ теоретических исследований свидетельствует о недостаточной изученности процессов, путей и средств формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Изучению проблемы формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся посвящены исследования таких ученых как В.В. Воронкова, В.В. Гладкая, Т.А. Девяткина и др.
При умственной отсталости наблюдается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, страдают не только психические процессы, но и восприятие, внимание, память, личность ребенка. В конечном счете, в каждом когнитивном действии - как в восприятии, так и в памяти - проявляется слабость отвлеченного мышления умственно отсталого ребенка.
Адаптированная программа обучения детей с умственной отсталостью основана на представлениях о социально-коммуникативных навыках, необходимых ребенку в процессе его жизни.
Среди различных направлений формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся можно выделить использование познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность предполагает организованную воспитателем деятельность ребенка по самостоятельному получению опыта. Опыт исследователей показывает, что при проведении занятий учащимся сложно совершенно овладеть навыками социальной жизни на протяжении всего процесса обучения, несмотря на коррекционную работу.
Таким образом, анализ литературных первоисточников показал, что формирование социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью недостаточно полно освящено в науке. Все это подчеркивает актуальность результатов данного исследования.
Объект исследования – процесс формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – педагогические условия развития социально-коммуникативных навыков средствами познавательно-исследовательской деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза: мы предполагаем, что познавательно-исследовательская деятельность обучающихся обеспечит успешность формирования социально-коммуникативных навыков.
Цель – рассмотреть особенности социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью и разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков у обучающихся средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1.Систематизировать и обобщить данные исследования по проблеме формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, представленные в научной и научно-методической литературе;
2. Выявить уровень формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью;
3. Разработать комплекс занятий, направленных на формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования в:
- области сущности и компонентов социально-коммуникативных навыков (Е. В. Громова, О. Ф. Коробкова, Г. И. Щукина и др.);
- области формирования и коррекции социально-коммуникативных навыков с обучающихся с умственной отсталостью (Н. А. Антипов, Т. А. Власова, Л. М. Щипицына и др.).
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
-теоретический, который включал в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- практические – педагогический эксперимент (констатирующий этап), наблюдение, диагностика, качественная и количественная оценка результатов, педагогическое проектирование.
База исследования.
В исследовании приняло участие 5 обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что разработанный дидактический материал может быть использован учителями коррекционных школ в процессе формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся у обучающихся с умственной отсталостью.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование социально-коммуникативного развития обучающихся с умственной отсталостью посредством познавательно-исследовательской деятельности
1.1 Сущность и значение социально-коммуникативного развития обучающихся
Развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей.
Социально-коммуникативные навыки определяются с позиции личностных качеств, индивидуальных для каждого ребенка, и позволяющих ему осуществлять процесс коммуникации [9].
Таким образом, социально- коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Развитие коммуникативных навыков невозможно без использования речи, но в тоже время в процессе коммуникации дети используются различные способы общения, а именно:
- невербальные средства общения – понимается как язык жестов (мимика, пантомимика, жесты). Многие дети дошкольного возраста в виду недостатков речевого опыта активно используют невербальные средства общения.
- вербальные средства общения (речь, чтение, слушание). К вербальным формам общения относятся диалог – это двухсторонний характер общения двух или нескольких лиц, и монолог – разговор одного человека, направленный на себя, и полилог – общение большого количества участников [14].
Под механизмами социально-коммуникативного общения принято понимать все социально-психологические процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, что непосредственно влияет на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину психологического взаимодействия, понимания общения, его эффективности и характере [7].
Рассматривая компоненты социально-коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС ДО в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [1].
Помимо этого исследователями были выделены три компонента социально-коммуникативных навыков, на которых будет опираться наше дальнейшее исследование:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы, позволяющие ребенку показывать знание индивидуально-психологических особенностей партнеров и отражать их в совместной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 17.10. 2013 г №1155 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательным стандарта дошкольного образования». – Текст : непосредственный.
2.Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1022. – Текст : непосредственный.
3.Антипанова, Н. А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко. – Текст : непосредственный //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 2. – С. 24-27.
4.Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 2003. – 273 с. – Текст : непосредственный.
5.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с. – Текст : непосредственный.
6.Годовикова, Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с. – Текст : непосредственный.
7.Голицын, В.Б. Познавательная активность дошкольников / В. Б. Голицын, Е. И. Щербакова. – Текст : непосредственный // Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48.
8.Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е. В. Громова. – Текст : непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 5. - С.16.
9.Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. - М.: Просвещение, 2009. - 147 с. – Текст : непосредственный.
10.Диагностика умственного развития дошкольников / Под. ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. - М.: 2008. – Текст : непосредственный.
11.Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2012. – 176 c. – Текст : непосредственный.
12.Козлова, О.А. Современные технологии познавательной активности дошкольников / О.А. Козлова, М.З. Малдабаева. – Текст : электронный // Новые информационные технологии в науке: в сборнике статей. – 2017. – С. 106-110. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31777957 (дата обращения 16.14.2024).
13.Коробкова, О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О. Ф. Коробкова. – Текст : непосредственный // Специальное образование. 2010. № 3. С. 29-41.
14.Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью » Единство детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Милые, Г. В. Цикото. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с. – Текст : непосредственный.
15.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245. – Текст : непосредственный
16.Международная классификация болезней 11-го пересмотра. URL: https://doctorsan.ru/mkb-11 (дата обращения 22.04. 2024). – Текст : электронный.
17.Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах: методические рекомендации. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации; ООО «Институт социальных технологий», 2017. - 80 с. – Текст : непосредственный.
18.Московкина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений : учебное пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Уманская.– Москва : Прометей, 2013. – 300 с. – Текст : непосредственный.
19.Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, С. В. Брюханова. – Текст : непосредственный // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 62-69.
20.Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / А. А. Осипова. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с. – Текст : непосредственный.
21.Самохвалова, Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е. А. Самохвалова. – Текст : непосредственный // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т.1. - С. 52-56.
22.Слепокович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепокович – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 247 с. – Текст : непосредственный.
23.Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : 2001. – 312 с. – Текст : непосредственный.
24.Ташина Т.М. Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) / Т.М. Ташина. – Текст : электронный // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-narusheniy-intellekta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 21.04. 2024).
25.Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. Наук / Ж. Н. Тельнова. - Омск, 2007. – 112 с. – Текст : непосредственный.
26.Хабарова, И.В. Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями / И. В. Хабарова, О. А. Сидоренко. – Текст: электронный // Образовательный вестник «Сознание». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnostnyh-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 20.04.2024).
27.Хузеева, Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО / Г. Р. Хузеева. – Текст : непосредственный // Воспитатель. 2015. № 2. С. 46.
28.Чащина, Т. В Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью: содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности / Т. В. Часика. – Текст: электронный // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u obuchayuschihsya-s-umstvennoy-otstalostyu-soderzhanie-raboty-i-podhody-k-monitoringu-i-otsenke (дата обращения: 21.04.2024).
29.Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студентов учреждений высшего проф. учр-я / Л. М. Шипицына. – Москва : Академия, 2014. – 224 с. – Текст : непосредственный.
30.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с. – Текст : непосредственный.