Фрагмент для ознакомления
2
Государственная Дума - одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации, которая является представительным органом народа. Он имеет свой правовой статус, который определяет его полномо-чия, функции и отношения с другими государственными органами.
Правовой статус Государственной Думы основан на Конституции Российской Федерации и законах, регулирующих ее деятельность. Госу-дарственная Дума имеет определенные права и обязанности, которые поз-воляют ей выполнять свои функции и контролировать исполнение законов.
К основным элементам правового статуса Государственной Думы относятся:
- Полномочия. Государственная Дума обладает определенными пол-номочиями, закрепленными в Конституции и законах. Она может издавать законы, участвовать в формировании правительства, контролировать ис-полнение законов и решений правительства, проверять обращение с граж-данами.
- функции. Государственная Дума выполняет ряд задач, направлен-ных на представление интересов народа и обеспечение эффективного функционирования государства. Она участвует в законодательном процес-се, наблюдает за деятельностью исполнительной власти, занимается вопро-сами внутренней и внешней политики, защищает права и свободы граж-дан. Он принимает активное участие в законодательном процессе, контро-лирует
- отношения с другими государственными органами .
Государственная Дума сотрудничает с другими государственными органами, такими как президент, правительство, судебная система и т. д. Она может вносить предложения и рекомендации, участвовать в принятии решений, проводить слушания и дебаты, контролировать деятельность других органов власти и т. д.
Таким образом, правовой статус Государственной Думы определяет ее роль и место в системе государственного управления, а также преду-сматривает ее возможности и ограничения в осуществлении своих функций и полномочий.
Основные принципы и функции Государственной Думы:
- Государственная Дума является одним из основных органов госу-дарственной власти в Российской Федерации. Их деятельность основана на следующих принципах:
- Принцип представительства;
Государственная Дума представляет интересы населения и избирает-ся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Он должен отражать разнообразие политических, социальных и экономиче-ских интересов граждан.
- Принцип коллегиальности;
Государственная Дума действует коллегиально, то есть принимает решения большинством голосов своих членов. Это обеспечивает сбалан-сированность и объективность принимаемых решений.
- Принцип открытости и публичности;
Деятельность Государственной Думы должна быть открытой и до-ступной для общественности. Он должен информировать граждан о своей работе, проводить общественные слушания и обсуждения, обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.
- Принцип законности;
Государственная Дума работает в рамках конституционного строя и законов. Она не может противоречить основным принципам и нормам права и принимать решения, нарушающие права и свободы граждан.
К основным функциям Государственной Думы относятся:
- Законодательная функция.
Государственная Дума участвует в принятии законов и других нор-мативных актов. Она может вносить законопроекты, обсуждать их, вно-сить изменения и принимать окончательные решения об их принятии.
- Представительская функция.
Государственная Дума представляет интересы граждан и регионов России. Он служит платформой для выражения мнений и интересов раз-личных социальных групп и политических сил.
- Функция управления.
Государственная Дума контролирует деятельность других органов власти, включая президента, правительство и судебную систему. Он может проводить слушания, расследования и дебаты, а также запрашивать отчет-ность и информацию у других государственных органов.
- Бюджетная функция.
Государственная Дума участвует в формировании и утверждении государственного бюджета. Он обсуждает и принимает решения о распре-делении государственных средств, контролирует их использование и со-общает общественности о результатах.
Таким образом, Государственная Дума играет важную роль в систе-ме государственного управления, представляя интересы граждан, участвуя в законодательном процессе, контролируя деятельность других органов власти и участвуя в формировании бюджета.
Полномочия Государственной Думы:
- Государственная Дума обладает широкими полномочиями, кото-рые позволяют ей выполнять свои функции и влиять на законодательный процесс. Вот основные полномочия Государственной Думы:
- Законодательная функция
Государственная Дума имеет право инициировать законопроекты и принимать законы. Он обсуждает и голосует по вопросам принятия или отклонения законопроектов и вносит поправки в действующие законы. Государственная Дума также принимает участие в формировании кодексов и других нормативных актов.
- Функция управления.
Государственная Дума контролирует деятельность других органов власти. Она имеет право проводить парламентские слушания, расследова-ния и расследования с целью получения информации о деятельности пра-вительства, министерств и других органов. Государственная Дума также может принимать выполнимые решения и рекомендации.
- Репрезентативная функция.
Государственная Дума представляет интересы граждан и регионов. Он избирается на основе пропорционального представительства, учиты-вающего разнообразие мнений и интересов. Государственная Дума высту-пает за защиту прав и свобод граждан, а также представляет их интересы перед другими органами власти.
- Бюджетная функция.
Государственная Дума участвует в формировании и утверждении государственного бюджета. Он обсуждает и принимает решения о распре-делении государственных средств, контролирует их использование и со-общает общественности о результатах.
Таким образом, Государственная Дума играет важную роль в систе-ме государственного управления, представляя интересы граждан, участвуя в законодательном процессе, контролируя деятельность других органов власти и участвуя в формировании бюджета .
Отношения Государственной Думы с другими государственными ор-ганами
Государственная Дума, как один из органов государственной власти, сотрудничает с другими органами власти в рамках конституционной си-стемы разделения властей. Он выполняет свои функции и полномочия, ра-ботая с президентом, правительством и судебной системой.
Взаимодействие с президентом. Государственная Дума сотрудничает с президентом в рамках законодательного процесса. Президент имеет пра-во вносить законопроекты в Государственную Думу, а также имеет право накладывать вето на принятые законы. Государственная Дума может рас-сматривать президентские законопроекты и принимать их с учетом внесен-ных в них поправок.
Взаимодействие с правительством. Государственная Дума сотрудни-чает с Правительством в рамках законодательного процесса и контроля за его деятельностью. Он обсуждает и принимает решения по законопроек-там, предлагаемым Правительством, и осуществляет надзор за исполнени-ем законов и деятельностью Правительства.
Взаимодействие с судебными органами. Государственная Дума со-трудничает с судебной системой в рамках законотворческого процесса и контроля за соблюдением законов. Она принимает законы, регулирующие судебную систему, а также осуществляет надзор за деятельностью судов и судей.
Таким образом, Государственная Дума сотрудничает с другими гос-ударственными органами в целях обеспечения эффективного функциони-рования государства и защиты интересов граждан.
Смешанная (пропорционально-мажоритарная) система выборов де-путатов нижней палаты российского парламента - Государственной Думы - не менялась с 1993 года, когда были проведены первые выборы в этот представительный и законодательный орган государственной власти .
С тех пор прошло три полноценных федеральных избирательных цикла, существенно изменился политический режим и его правовая база, появились новые политические силы и организации, в связи с чем объек-тивно назрел вопрос о возможности и необходимости реформирования избирательной системы на федеральном уровне. Кроме того, смешанная избирательная система, несомненно, имеет как преимущества, так и недо-статки из-за ее пропорциональной и мажоритарной составляющих. Целью Государственной Думы является принятие национальных законов, выра-ботка национальной политики в области законодательства с учетом феде-ративного устройства и многообразия региональных особенностей России.
Очевидным преимуществом пропорциональной составляющей явля-ется то, что она способствует развитию партий и многопартийной системы в России. Поскольку в соответствии с федеральным законом «О политиче-ских партиях» в федеральных выборах могут участвовать только обще-российские партии, эта система также защищает государство от сепаратиз-ма, поскольку общенациональная партия не может ставить интересы одно-го региона выше интересов других и действовать в ущерб единству стра-ны. государство. Главный недостаток заключается в том, что пропорцио-нальная составляющая в ее нынешнем виде не помогает обеспечить обще-ние депутатов со своими избирателями в регионах.
Кроме того, как неоднократно обращали внимание СМИ, его «пас-портная» часть при формировании партийного списка часто формируется на основе признаков и обоснований, которые непонятны не только граж-данам, но и большинству членов той или иной партии. Из-за неразвитости демократических традиций в обществе и должного общественного кон-троля в самих партиях у партийных чиновников есть много способов ма-нипулировать этими списками.
Главным и очевидным преимуществом мажоритарного состава, от-личающим его от пропорционального, является более тесное общение де-путата с местными избирателями. Но, как ни странно, есть и минусы, по-скольку ни для кого не секрет, что многие кандидаты, баллотирующиеся на выборах, в силу сложившейся местной политической ситуации не рас-крывают свою партийную принадлежность и политические симпатии .
В то же время, как показала политическая практика, депутат не мо-жет самостоятельно принять что-либо значимое в Государственной Думе, даже в соответствии с обещаниями, данными своим избирателям. В ре-зультате кандидаты-мажоритарщики вынуждены вступать в партийные фракции и группировки. Нынешний состав Государственной Думы наглядно демонстрирует этот недостаток. Из 67 депутатов, которые при-шли на выборы под лозунгом независимости и не принадлежали ни к ка-кой политической партии или организации, большинство состояли во фракции «Единая Россия».
Только около десяти депутатов не присоединились ни к одной пар-ламентской фракции. Однако есть также группа депутатов, которые в ходе избирательной кампании продемонстрировали свою принадлежность к Народной партии, Союзу правых сил, «Яблоку», получили поддержку из-бирателей как члены этих политических партий, а после выборов работа-ют во фракции «Единая Россия». И неизвестно, поддержали бы их избира-тели, если бы знали, что их избиратели позже присоединятся к другой фракции.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. ФЗ от 12.06.2002 № 92-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ 2002. № 24. Ст. 2253; 2016. 11.04. № 15. Ст.. 2054;
2. ФЗ от 9 марта 2016 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета 11.03.2016 №51;
3. Постановление Конституционного Суда от 14.11.2005 №10-П о делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант. Дата обращения 24.04.2024;
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СПС Гарант. Дата обращения 24.04.2024;
II. Научная и учебная литература
5. Бойков В. Э. Изменения в настроении российского общества за два года президентства В. В. Путина // Государственная служба. – 2002. – № 4. – С. 68.
6. Бузин А.Ю. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации // Конституционное и муниципальное право. 2008. №3.
7. Величинская Ю.Н. Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институционализации / Ю.Н. Величинская // Конституционное и муниципальное право. 2015. №8. С. 29 – 36. Дата обращения 25.04.2024 г.
8. Выборы в государственную думу будут проводиться на основе смешанной избирательной системы. // Консультант плюс. Опубликовано 24.02.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/31798.html. Дата обращения 25.04.2024 г.
9. Кочетков Д. В Кремле прошла встреча Владимира Путина с представителями прошедших в госдуму политических партий / Д. Кочетков // Первый канал. Опубликовано 23.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.1tv.ru/news/2016/09/23/310595- v_kremle_proshla_vstrecha_vladimira_putina_s_predstavitelyami_proshedshih_v_gosdumu_politicheskih_partiy. Дата обращения 24.04.2024 г.
10. Выборы. Карта нарушений на выборах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kartanarusheniy.org/. Дата обращения 24.04.2024 г.
11. Замахина Т. Нарушители получат красные карточки. ЦИК отменил результаты выборов на девяти участках / Т. Замахина // Российская газета – Столичный выпуск №7081 (213). Опубликовано 21.09.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2016/09/21/pamfilova-kolichestvo-otmen-rezultatov-vyborov-mozhet-uvelichitsia.html. Дата обращения 24.04.2024 г.
12. Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистрантов / под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. М., 2014;
13. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни. М., 2013;
14. Китновская О.В. Смешанная избирательная система: понятие, достоинства и недостатки / О.В. Китновская // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 19-21. Дата обращения 24.04.2024 г.
15. Кондрашев А.А., Сизых Ю.А. Проблема разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в свете прошедших выборов // Конституционное и муниципальное право. 2008. №24;
16. Лисицын П. ЕР получает в госдуме 343 мандата, у КПРФ – 42, у ЛДПР – 39, у СР – 23. Выборы – 2016. // РИА новости. Опубликовано 19.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/election2016/20160919/1477293287.html. Дата обращения 24.04.2024 г.
17. Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004;
18. На выборах в Госдуму досрочно проголосовали уже около 6 тысяч человек. // Парламентская газета. Опубликовано 09.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.pnp.ru/politics/2016/09/09/navyborakh-vgosdumu-dosrochno-progolosovali-uzhe-okolo-6-tysyach-chelovek.html. Дата обращения 24.04.2024.
19. Председатель партии: Большинство россиян считают идею предварительного голосования «работающей». // Предварительное голосование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pg.er.ru/news/item/id/11215/. Дата обращения 24.04.2024 г.
20. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 537 // wciom.ru 4 Оль П., Ромашов Р. А., Тищенко А. Н. и др. Государство, общество, личность: проблемы совместимости. – М.: Юристъ, 2005. – С. 183–185.
21. Пресс-служба ЦИК России. В России начался единый день голосования. // Центральная избирательная комиссия РФ. Опубликовано 18.09.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cikrf.ru/news/cec/2016/09/18/01.html. Дата обращения 24.04.2024 г.
22. Радаев В. В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства. К новой социологии рынков // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 22.
23. Результаты выборов. Данные протокола ЦИК РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. // ЦИК РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/itogi/result.html. Дата обращения 24.04.2024 г.
24. Рогозина О.А. Управление избирательным процессом: проблемы и перспективы (на примере выборов в Законодательное Собрание Челябинской области в 2015 г.) / О.А. Рогозина, М.С. Нагорная // Вестник совета молодых ученых и специалистов. – 2016. – т. 1. №1 (12)
25. Россияне стали больше доверять избирательной системе. // Аналитический центр Юрия Левады. Опубликовано 22.08.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.levada.ru/2016/08/22/rossiyane-stali-bolshedoveryat-izbiratelnoj-sisteme/. Дата обращения 24.04.2024.
26. Сведения о проводящихся выборах и референдумах. // ЦИК РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100067795854&vrn=1001000677958 49®ion=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=100100067795854&type=233. Дата обращения 24.04.2024 г.
27. Численность населения Российской Федерации. // Федеральная служба государственной статистики. Опубликовано 01.01.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/Дата обращения 24.04.2024 г.