Фрагмент для ознакомления
2
Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США .
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Японский индекс Nikkei сегодня обновил 34 летний максимум и достиг отметки в 36698 п. Рынок заговорил о возрождении японской экономики. Масла в огонь подлил фонд Уоррена Баффета Berkshire Hathaway, объявивший об увеличении вложений в акции японских компаний.
Речь идет всего о пяти крупнейших корпорациях Японии: Itochu, Marubeni, Mitsubishi, Mitsui и Sumitomo, в которые фонд вложился еще в 2020 г. Объем инвестиций тогда составил $6,7 млрд. (Рис.1.). Лидеры японской экономики выросли за счет высоких цен на энергоресурсы и сталь (каждая из компаний прямо или косвенно участвует в производстве и/или продаже энергоносителей, металлов), дешевых заемных средств и иене, а также мягкому течению пандемии в стране. В то же время КНР и другие конкуренты страны вводили жесткие ограничения в отношении населения и производителей.
Рис.1. Индекс Nikkei
Если взглянуть на динамику котировок данных корпораций, то корреляция с темпами роста инфляции и цен на нефть очевидна. Кроме того, к моменту инвестиций (2020 г.) компании были недооценены рынком, по мультипликаторам торговались дешево.
Инвестиции Уоррена Баффета в японские компании не так велики, как это преподносят фонд и СМИ. Согласно финансовой отчетности фонда за III квартал 2023 г., объем публично торгуемого портфеля Berkshire Hathaway составил $313 млрд, а $6,7 млрд — это всего 2% от портфеля.
Японская экономика по итогам 2023 г., вероятно, продемонстрирует неплохие темпы роста 1,3% г/г, прогнозирует Банк Японии. И рост идет третий год подряд. Основная причина улучшения динамики ВВП — восстановление внутреннего спроса за счет роста сферы услуг и увеличения капитальных затрат. Профсоюзам удалось добиться повышения заработной платы и увеличения числа работающих женщин. Далее темпы роста ВВП, вероятно, замедлятся. Банк Японии прогнозирует снижение в 2024–2025 гг. до 1,2% и 1% соответственно.
Благодаря сверхмягкой денежно-кредитной политике Банка Японии иена остается дешевой, дефляция перешла в инфляцию. После достижения пика в январе 2023 г. в 4,3% г/г общенациональный индекс потребительских цен замедляется, по итогам декабря 2023 г. составил 2,6% г/г. Это, скорее, оставит денежно-кредитную политику Банка Японии неизменной в среднесрочном периоде.
Важная составляющая экономики страны — внешний долг, один из самых больших в мире. Согласно данным Банка Японии, в ноябре 2023 г. он составил 1295,22 трлн иен, или $8,75 трлн. Более важно, что основным держателем национальных облигаций является сама Япония. В этом существенное отличие, например, от госдолга США. Банк Японии осуществляет прямую покупку государственных облигаций, небольшая их часть сосредоточена в руках японских банков и фондов. Таким образом, страна должна только самой себе. Такая политика в отношении госдолга позволяет бороться с дефляцией и делает экономику независимой от внешних участников, но давит на бюджет (Рис.2.).
Рис.2. Динамика государственного долга Японии 2010-2023 гг., 100 млн. иен
Риск для экономической стабильности страны и инвесторов от высокой долговой нагрузки существует, но гораздо ниже, чем в США или Великобритании.
Рассматривая возможности японской экономики и инвестиций, люди не должны забывать о структуре, численности населения и социальной политике японского общества. Во многом текущие экономические показатели являются результатом этого устройства.
Япония считается стареющей страной: численность населения продолжает сокращаться (124 миллиона человек), средний возраст увеличивается и составляет 49 лет, а доля граждан в возрасте до 14 лет составляет всего 11%. Уровень жизни в этой стране очень высок, и здесь практически отсутствует классовое расслоение. Разница между бедными, средним классом и богатыми ничтожно мала. Японское общество очень закрытое и сплоченное, в нем практически отсутствуют внутренние противоречия и междоусобицы. Эти факты препятствовали увеличению внутреннего спроса и ограничивали перечень мер по стимулированию внутреннего спроса.
В данном случае речь по-прежнему идет о внешних потребностях. Это делает японскую экономику зависимой от импортеров и в большей степени от США и Китая. Торговая война между ними оказала негативное влияние на динамику японского экспорта. Стагнация мировой экономики не является предпосылкой для существенного роста экспорта.
Большинство компаний этого типа работают в сфере розничной и оптовой торговли, связи и информационных сетей. Вклад промышленного производства в ВВП составляет около 18%. Но доля сельскохозяйственного сектора составляет всего 1,5%. Промышленность Японии основана на самых современных технологиях и специализируется на производстве материалов и различных товаров первой необходимости. Несмотря на относительно небольшую территорию, в стране Восходящего Солнца производится 12% мировой продукции .
Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуются автомобили японского производства; корабли, катера и другие виды плавсредств; роботы; персональные компьютеры, бытовая электроника; пластмассы, химические волокна, синтетические каучуки. Если не упомянуть продукцию военной промышленности, разговор о том, что производит Япония, будет неполным. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, эта отрасль здесь очень развита. Подразделения специального назначения, полиция и силы самообороны страны оснащены револьверами Miroku Liberty chief, снайперскими винтовками, пулеметами, пистолетами-пулеметами Howa89 и Howa64 местного производства.
Следовательно, это основная составляющая японской экономики. Многие люди не понимают, что небольшая страна, занимающая острова, не обладает большим количеством полезных ископаемых и на протяжении десятилетий является лидером мировой экономики.
Но с 1970-х годов здесь начали развиваться отрасли, ставшие основой экономики страны и имеющие ведущие направления. Давайте кратко рассмотрим основные составляющие экономической структуры Японии.
1.2 Транспортная инфраструктура в экономике Японии
Транспортная инфраструктура Японии считается одной из лучших в мире. Она охватывает все виды пассажирских и грузовых перевозок. Муниципальные операторы ежедневно обслуживают тысячи граждан и туристов. В любом крупном районе страны есть несколько видов общественного транспорта.
Метро - Большинство линий метро в Японии проложено по земле. Его система сложна и хаотична. Крупнейшая сеть с большим количеством филиалов расположена в Токио и Осаке. Принципы, по которым они работают, схожи. Утром и вечером подземный транспорт в Японии перегружен. Несмотря на нехватку вагонов, метро считается самым доступным и надежным способом передвижения в мегаполисах. Относительно высокая стоимость проезда объясняется отсутствием пробок .
Стоит обратить внимание на обширную систему станций. Несмотря на то, что традиционные железные дороги пришли в упадок из-за волны автомобилизации, высокоскоростные пассажирские железные дороги Синкансэн будут развиваться в направлении аорты Японии. Успех проекта "Синкансэн" в Японии позволил сократить разрыв между автомобильными и воздушными пассажирскими перевозками, придал импульс реформированию стагнирующих железных дорог и побудил европейские и азиатские страны также внедрять высокоскоростные пассажирские железные дороги. В настоящее время ведутся работы по техническому обслуживанию аэропортов, а воздушные перевозки постепенно расширяются. В Японии железные дороги являются основным средством пассажирских перевозок, особенно массовых и быстрых перевозок между крупными городами и пригородных перевозок в городских районах. До 1987 года семь компаний Japan Railway Group принадлежали государству и охватывали большую часть Японии. Существуют также железнодорожные перевозки, осуществляемые частными железнодорожными компаниями, региональными правительствами и компаниями, финансируемыми региональными правительствами и частными компаниями. В общей сложности 27 182 километра железных дорог имеют несколько колесных гусениц, наиболее распространенной из которых является узкоколейка шириной 1067 мм (3 фута 6 дюймов), протяженностью 22 301 километр, из которых 15 222 километра электрифицированы. Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сендай, Токио и Йокогама имеют системы метро .
Большинство японцев ходили пешком до конца 19 века. Первая железная дорога была построена в 1872 году между станцией Симбаси в Токио и бывшей станцией Иокогама в Йокогаме (ныне станция Сакурагичи). После этого вскоре появилось еще несколько железных дорог. В Японии одна из самых развитых транспортных сетей в мире. Общественный транспорт в Японии развит хорошо, но дорожная система отсталая и недостаточна для удовлетворения потребностей населения Японии в автомобилях. Обычно это объясняется тем, что дорожное строительство в Японии затруднено из-за ее уникальной высокой плотности населения и ограниченного доступного пространства для дорожного строительства.