Фрагмент для ознакомления
2
Значимость исследования Современная система социальной защиты населения по своей сути является естественным отражением глобальных тенденций общественного развития, таких как социализация экономики, интеллектуализация производства, приоритет общечеловеческих ценностей, ориентация на высокие стандарты качества жизни и постоянное повышение уровня развития человеческого потенциала.
Система социальной защиты в стране переживает трансформацию, включающую разгосударствление институтов социальной защиты, диверсификацию каналов доступа к социальным компенсациям и социальным услугам, передачу социальных функций государству, домохозяйствам и бизнес-сектору.
В то же время национальная система социальной защиты остается фрагментированной, характеризуется ограниченностью имеющихся ресурсов и низкой операционной эффективностью, что делает ее слабой, неполной и отсталой по европейским социальным стандартам.
Негативные последствия этих изменений (демографический кризис, угрозы социальной безопасности общества, процесс экономического расслоения населения и т.д.) и тот факт, что молодое поколение составляет значительную часть российского общества, обусловили необходимость создания эффективных механизмов социальной защиты этой социально-демографической группы и решения ее проблем, что привело к кардинальному пересмотру подходов законодателей и правоохранительных органов.
Социальная защита молодежи сегодня является предметом исследования и элементом научного аппарата многих наук и отраслей, включая философию, социологию, право, педагогику, экономическую теорию, экономику труда, социальный менеджмент, государственное управление и социальную работу. Среди классиков экономической науки, изучавших проблему разработки системы социальной защиты населения и экономических инструментов ее анализа, следует отметить такие имена, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Кейнс, А. Пигу, М. Лоренц, Т. Веблен, Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Бьюкенен, А. Мюллер-Алмак, В. Ойкен, П. Спайкер и Г. Титмус.
Свой вклад в развитие социальной защиты внесли и отечественные ученые и экономисты, в частности Н. Абакумова, Н. Борецкая, В. Бех, В. Геец, И. Григ, Н. Демьяненко, О. Длугопольский, Е. Костина, Г. Корнюшина, Е. Либанова, Г. Назарова, И. Рудкевич, Т. Семигина, С. Сиденко.
Цель исследования - теоретически обосновать содержание категории «социальная защита населения» и, в частности, социальная защита молодежи.
Объектом исследования является система социальной защиты молодежи, ее сущность, структура, объекты, субъекты и средства реализации.
Предмет исследования - особенности социальной защиты населения в России.
Задачи исследования:
- Определение теоретических аспектов реализации системы социальной защиты молодежи;
- анализ современной политики социальной защиты молодежи в России;
- оценка эффективности политики социальной защиты населения в Алтайском крае.
Основными методами обработки и анализа информации являются: историко-хронологический анализ; системный анализ; сравнительный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести разделов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Молодежная политика государства в области поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
1.1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: понятие, цели, задачи, приоритетные направления
Сегодня в нашей стране молодежь редко оказывается в центре политической власти. Возможно, это связано с тем, что интересы этой социальной группы не уважаются и не нуждаются в отстаивании на государственном уровне. У молодых людей меньше возможностей участвовать в экономическом развитии страны. Молодые люди по-прежнему составляют значительную часть безработных. Продолжается процесс перераспределения молодежи из сферы материального производства в сферу услуг и распределения. Заработная плата прочно заняла первое место в мотивации труда, вытеснив с главной позиции такие ценности, как содержание работы и возможность реализовать свои знания и навыки в процессе труда.
Мотив высокой зарплаты является важным фактором, определяющим социально-профессиональную ориентацию молодежи. По мнению молодежи, в двадцатку самых престижных профессий входят юристы, управляющие коммерческими банками, врачи и преподаватели вузов, а наименее престижных - инженеры, рабочие заводов и трактористы. Растет доля молодых людей низкого социального статуса, не имеющих профессии и живущих на неформальные доходы [11, с. 12].
Материально-бытовые условия жизни большинства молодых россиян продолжают ухудшаться. Растет «поляризация» групп молодежи по уровню доходов, при этом «средняя группа» сокращается, а «крайняя группа» увеличивается (особенно концентрируются и доминируют группы с очень низкими доходами). Наименее обеспеченными по-прежнему остаются молодые семьи, молодые работники сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Ослабление и частичное исчезновение механизмов социального контроля, с одной стороны, и новые рыночные возможности - с другой, обусловили стремительное развитие различных социальных девиаций в молодежной среде. Наиболее ярким из них является рост числа потребителей наркотиков.
Доступность наркотиков привела к тому, что многие молодые люди хотя бы раз обращались к ним (около 2 % молодых людей часто употребляют наркотики, а 8 % обращались). Употребление наркотиков в молодежной среде - одна из проблем национальной безопасности России. Действия государственных органов по реализации молодежной политики в нашей стране не находят признания даже у самой молодежи. Только 10-17 % молодых людей считают, что Правительство Российской Федерации реализует целенаправленную молодежную политику во многих особо значимых для молодежи сферах жизни, а 55-69 % полагают, что она не реализуется [12].
Государственная молодежная политика, механизмы ее разработки и реализации должны быть направлены на развитие инновационного потенциала молодежи на благо общества, обеспечение социально корректного признания деятельности молодых граждан и их организаций, поддержку молодежи из групп риска, создание проектов и программ, обеспечивающих социальное творчество молодых людей. Цели должны быть следующими. Комплексное изучение молодежи предполагает учет многообразия социальных связей, обусловленных особой ролью и положением социальной группы молодежи в процессе общественного воспроизводства.
Государственная молодежная политика - это государственная деятельность, которая разрабатывает доктрину и концептуальные направления молодежной политики и обеспечивает комплексную систему социально-экономических и организационных мер. Это обеспечение социальной и правовой защиты молодого поколения, реализация его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с основными интересами, способностями и физическими навыками, а также учет интересов, прогресса реформируемого общества. Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодежи, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Молодежная политика государства является выражением стратегической линии государства по отношению к молодому поколению, которая заключается в обеспечении социально-экономического, политического и культурного развития России, формировании у молодых граждан патриотизма, уважения к истории и культуре Родины и других народов, соблюдении прав человека.
Молодежная политика представляет собой сложную и динамичную систему, и функции каждого компонента подсистемы зависят от основных целей:
а) создание условий для свободного развития личности;
б) раскрытие талантов и способностей личности и подготовка молодого поколения к выполнению важной социальной роли в обществе [21, с. 160].