Фрагмент для ознакомления
2
Негосударственный пенсионный фонд аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной пенсии.
Исследуя деятельность негосударственных пенсионных фондов, докажем коммерческую основу его деятельности. Вступившим в силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации " предусмотрено, что все негосударственные пенсионные фонды должны поменять свою организационно-правовую форму.
Многие фонды столкнулись с проблемой того, как их фактическим владельцам реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Возникла проблема перед крупными компаниями, являющимися конечными владельцами негосударственных пенсионных фондов, - акционирование автоматически увеличивает долговую нагрузку таких компаний .
Положительных аспектов непосредственно для деятельности негосударственных пенсионных фондов акционирование практически не несет.
Особенность экономического и правового статуса негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) заключается в том, что они одновременно выступают социальными институтами и крупными участниками финансового рынка. Эффективное взаимодействие государства, работодателей и НПФ является одним из ключевых условий повышения коэффициента замещения утраченного заработка у российских пенсионеров.
Норма Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах " (далее - Закон № 75-ФЗ) о том, что фонды - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, может свидетельствовать о том, что никакие иные организации не могут заниматься вопросами негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО).
До 2014 г. НПФ были исключительно некоммерческими организациями с социальной функцией и их правовая конструкция базировалась на Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях ". Перечень некоммерческих организаций, определенных в ст. 2 данного нормативного документа, является открытым, что дало законодателю возможность выделить НПФ в отдельную организационно-правовую форму. При этом главное отличие фонда от других форм некоммерческих организаций состояло в том, что учредители после учреждения и регистрации НПФ не приобретали никаких прав на фонд и его имущество. Отсюда вытекало отсутствие бенефициаров НПФ, и этот факт являлся основным отличием НПФ от других форм некоммерческих организаций .
Учредители и фактические владельцы могли быть разными организациями. Учредители должны были внести свои взносы в уставный капитал НПФ (иначе его просто не создать), но затем изменить собственника можно было только на безвозмездной основе. Автор статьи предполагает, что законодатель выбрал первоначально такую форму собственности для НПФ по двум основным причинам:
- был использован зарубежный опыт (за рубежом НПФ часто имеет форму трастового договора, т.е. взносы перечислить можно, а вернуть даже на время, хотя бы часть средств, категорически нельзя);
- необходима система гарантий для клиентов НПФ (учредитель может уйти, а взнос останется).
Инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений распределяется на счета участников и вкладчиков (за вычетом не более 15% на формирование собственного имущества, а также услуги спецдепозитариям и управляющим компаниям) и не достается учредителям фонда. Отсюда и позиционирование НПФ как занимающихся деятельностью, не направленной на получение прибыли, в отличие от банков и страховых компаний, которые начисляют на счет клиента только конкретный процент, заранее оговоренный условиями договора.
Исследуя некоммерческую природу НПФ, многие цивилисты склонялись к мнению о том, что услуги некоммерческого НПФ уступают по объему услугам акционерного фонда, так как все доходы первого идут на индексацию пенсий и развитие фонда. Но на практике НПФ, конечно, занимался коммерческой деятельностью, в первую очередь размещая средства пенсионного капитала в целях не только сохранения, но и приумножения, в том числе приобретая недвижимость за счет собственных средств .
Функционирование НПФ в форме некоммерческих организаций также означало отсутствие у учредителей НПФ каких-либо корпоративных прав на участие в их деятельности. Учредители традиционно входили в состав Совета фонда - высшего органа управления НПФ и регулировали его деятельность, но выйти можно было, только, как уже отмечалось выше, оставив в уставном капитале НПФ свой первоначальный взнос. Некоммерческий характер НПФ прибавлял и такие проблемы для учредителей, как, например, привлечение внешних заимствований в случае актуарного дефицита. Дополнительное финансирование в подобных условиях реализуется только через взносы учредителей в имущество, предназначенное для уставной деятельности фонда.
1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 410-ФЗ), который обязал НПФ, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием (далее - ОПС), изменить свою организационно-правовую форму на коммерческую. До 1 января 2016 г. НПФ должны были быть преобразованы в акционерные общества. Те НПФ, которые не осуществляют деятельность по ОПС, а занимаются только НПО, подлежат преобразованию в акционерные фонды до 1 января 2019 г. Иначе в силу ст. 11 указанного акта НПФ подлежит ликвидации. НПФ, вновь образуемые начиная с 2014 г., создаются уже в форме коммерческого, акционерного пенсионного фонда.
Деятельность НПФ, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации либо до 1 января 2016 г. или 1 января 2019 г. соответственно регулировалась положениями Закона № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Законом № 410-ФЗ, но с учетом особенностей, установленных ст. 11 - 14 данного акта.
Акционерный пенсионный фонд теперь представляет собой разновидность классического акционерного общества. Статья 4 Закона № 75-ФЗ (ред. Закона № 410-ФЗ) определяет общие подходы к регулированию гражданско-правового положения фондов . Положения этой статьи имеют специальный характер по отношению к положениям российского акционерного законодательства, прежде всего Федерального закона "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 4 о праве фонда выпускать только обыкновенные акции; ст. 7 об особенностях заключения сделок с акциями фонда; ст. 18 об имущественной ответственности фонда в части формирования, инвестирования и сохранения пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений; ст. 20.3 о выплате дивидендов по акциям фонда; ст. 28 о структуре и составе органов управления фонда и служб контроля за деятельностью НПФ; ст. 34 о надзорных и контрольных функциях регулятора - Банка России и проч.). Акционерный НПФ может быть только открытым акционерным обществом .
Только Банк России принимает решение о государственной регистрации при создании, в том числе путем реорганизации, и ликвидации НПФ, в частности осуществляет государственную регистрацию его акций.
Создание НПФ в организационно-правовой форме акционерных обществ позволило НПФ:
-обозначить своих бенефициаров, чьи права собственников как держателей акций будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. В дальнейшем именно собственники могут прямо повлиять на увеличение размера имущества для обеспечения уставной деятельности. Структура управления должна достигнуть большей открытости и прозрачности;
- перестроить систему корпоративного управления в целях повышения ответственности акционеров и менеджмента НПФ, в том числе имущественной ответственности;
- провести процедуры реорганизации путем поглощения или слияния;
- в результате укрупнения принять участие в крупных инвестиционных проектах в целях долгосрочного вложения пенсионных капиталов;
- перейти на международные стандарты деятельности, что может повысить привлекательность НПФ для инвесторов.
Предоставление негосударственного пенсионного обеспечения в первую очередь ориентировано на граждан, которые, как ожидается, выйдут на пенсию в будущем. Это позволяет достичь общего значения обменного коэффициента на уровне международных стандартов в сочетании с предоставлением государственных пенсий. На сегодняшний день финансовое положение СФР характеризуется продолжающимся увеличением дефицита, который в настоящее время покрывается за счет государственного бюджета. В долгосрочной перспективе это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны в целом. В то же время страховой принцип пенсионной системы подрывается, и надлежащее соотношение между размером заработной платы и размером пенсии не достигается .
Материальное положение пенсионеров в России не соответствует представлению о достойной старости. Государство, обеспокоенное сложившейся ситуацией, полагается на негосударственное пенсионное обеспечение. Самым важным аргументом в пользу выбора негосударственного пенсионного обеспечения, безусловно, является высокая доходность вложенных инвестиций. Давайте рассмотрим особенности функционирования НПФ и определим, какую роль он будет играть в негосударственном пенсионном страховании и в целом в пенсионном обеспечении.
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определил правовой статус НПФ как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда.
Деятельность НПФ в сфере пенсионного обеспечения включает, прежде всего, инвестирование пенсионных накоплений для обеспечения права граждан на увеличение накопительной части пенсии. Предоставление негосударственных пенсий, предоставляемых фондами, является традиционным видом деятельности НПФ. Основная суть его заключается в том, что предприятие и гражданин заключают договор с фондами, добровольно платят взносы, и когда работник достигает пенсионного возраста, они начинают получать дополнительные пенсии исходя из определения, данного законом следующим образом: НПФ - некоммерческая организация. Это означает, что НПФ, который преследует цель получения прибыли, не распределяет полученную прибыль между учредителями . Таким образом, создание НПФ в первую очередь преследует цель социальной защиты граждан, что как раз вписывается в рамки деятельности некоммерческих организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты, официальные документы
1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024)// Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6975
3. Федеральный закон от 28.12.2022 № 555-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений"// Собрание законодательства РФ, 02.01.2023, № 1 (часть I), ст. 2
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1553 "Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение" (вместе с "Правилами ведения перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение")// Собрание законодательства РФ, 09.01.2017, № 2 (Часть I), ст. 381
Литература
5. Балашова, И. В. Негосударственное пенсионное обеспечение как одна из составляющих многоуровневой пенсионной системы / И. В. Балашова, Т. А. Терещенко // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2023. – Т. 20, № 5(131). – С. 77-83.
6. Валишин, Е. Н. Негосударственное пенсионное обеспечение как форма проявления корпоративной социальной ответственности и мотивационный ресурс в управлении персоналом организации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 5. С. 91-95.
7. Воронин Ю.В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели / Ю.В. Воронин, А.В. Столяров // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 94 - 111.
8. Капранова, Л. Д. Негосударственное пенсионное обеспечение в реализации социально-экономической политики государств // Финансы и кредит. 2023. Т. 29, № 5(833). С. 1170-1191.
9. Козлов Н.Б. О программе долгосрочных сбережений // Социальное и пенсионное право. 2024. № 1. С. 30 - 36.
10. Маматказин И.Р. О правовой природе и сущности негосударственной пенсии // Социальное и пенсионное право. 2021. № 4. С. 51 - 56.
11. Юдина Е.В. Негосударственный пенсионный фонд как юридическое лицо // Юрист. 2020. № 2. С. 39 - 44.