Фрагмент для ознакомления
2
В Древнем Китае самыми важными в жизни считались 4 события: церемония посвящения, свадебная церемония, церемония захоронения и церемония открытия нового учебного года. Первые ростки школьного образования в древнем Китае, датируемые примерно третьим тысячелетием до нашей эры, назывались Сян и Сюй. Сян зародился на месте поселения пожилых членов общины, которые обучали и наставляли молодежь. В Сюй преподавали военное дело, в частности, стрельбу из лука. Программа обучения и воспитания в древнем Китае включала шесть основных искусств: нравственность, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Учебные заведения столицы были разделены на два уровня: начальную и высшую школу.
Древняя классическая книга Ли Цзи (Книга обрядов и этикета) содержит описание этих школ. Дети из знатных семей поступали в начальную школу Сяо Сюэ в возрасте 13 лет и учились там 7 лет. Учились только мальчики, а девочкам было доступно только домашнее образование. В начальных школах обучали грамоте (чтению и письму) и давали базовые знания по арифметике, литературе, истории и географии. В возрасте 20 лет ученики могли продолжить обучение в средних школах Да Сюэ с 9-летним сроком обучения.
Однако благодаря великому китайскому мудрецу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) эта традиция была прервана. Конфуций, фактически выходец из обедневшей аристократической семьи, первым начал обширную преподавательскую деятельность, обучая не только знатных и богатых, но также бедных и простых людей. Именно он дал толчок проникновению образования в низшие слои китайского общества, за что благодарные китайцы до сих пор называют его «первым учителем Китая».
Главной целью образования Конфуций считал воспитание нравственно всесторонне развитого человека («Джунзи»). Он считал, что необходимо воспитывать и воспитывать всех людей и был против того, чтобы образование было уделом и удовольствием знатных (аристократов).
Правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно воспитывать человечность («Рэн») и добродетель. Нравственное воспитание должно включать в себя гражданское воспитание, нормы человеческого поведения, лояльность и преданность, доверие. Содержание нравственного воспитания составляют этикет, обряды и ритуалы, поэзия и музыка.
В книге «Ли-Цзи» («Записки о совершенном порядке вещей, управлении и ритуалах») описаны ритуалы, проводимые в школах, для тела и для души. «Сначала одевайтесь опрятно, а потом делайте свои дела в порядке».
1. Войдя в класс, нужно поклониться памятнику Конфуцию, затем своему учителю. Затем нужно преподнести в подарок шесть предметов, в частности, сельдерей (по-китайски созвучно «усидчивый в учебе», «знание предмета оттачивается упорным трудом»), семена лотоса, красный финик, сухое нежирное мясо, символизирующие счастье, удачу, благодарность.
2. Учащиеся моют руки согласно определенным требованиям: однократно моют ладонь и тыльную сторону руки. Это означает полную концентрацию только на учебе.
3. Воспитатель рисует киноварью (алой краской) в центре между бровями. Киноварь по-китайски созвучна слову «интеллект». Это как желание ученику быть умным, понимать с первого взгляда. Экзамены состояли из серии письменных и устных тестов по шести дисциплинам: арифметике, каллиграфии, музыке, знанию традиций, а также демонстрации навыков стрельбы из лука и верховой езды.
Каждому испытуемому выдали свиток с вопросами и заперли в тесной камере на три дня. Во время этого заключения экзаменующимся запрещалось ходить, разговаривать и даже ходить в туалет.
Для сдачи экзаменов, естественно, требовалось хорошее знание традиционного китайского литературного языка и философских текстов. Высокое качество экзаменационного отбора объяснялось тем, что любые попытки списывания на экзамене строго наказывались. При малейшем намеке на списывание экзаменующимся и экзаменаторам грозила тюрьма или даже смертная казнь. Тех, кто сдал все экзамены и получил ученую степень, все уважали. Они носили одежду особого покроя и аксессуары, давая понять, что их владелец не принижает себя физическим трудом.
Идеи Конфуция, основанные на его собственной педагогической практике и обобщении предыдущего опыта в области образования, долгое время широко распространялись в Китае и легли в основу китайской традиционной классической системы образования.
1.2. Роль конфуцианской школы Китая в образовании
В период Восточного Чжоу жил Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Педагогическая мысль в этот период существовала и развивалась в рамках различных философских школ и течений. Наиболее влиятельным движением является конфуцианская школа (Чжуцзя), основанная Кун-Цзы (Конфуцием) (551-479 до н.э.). Именно эта школа определила пути образования в Китае в тот период и последующие столетия. Конфуций считал, что развитие человека зависит от образования, поэтому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня. Основной целью образования, по Конфуцию, является воспитание нравственно всесторонне развитого человека «Цзюньцзы» [4,5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азитова Г.Ш., Крансова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №5. — 1-6 с. Цзян Ч. Обучение грамоте рифмованным текстом // Сб. междунар.конф. китайского образования. — 2002. — 272-280 с.
2. Ван, Л. История образования и воспитания в Китае / Л. Ван, Ц. Цуй // Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы развития, Тюмень, 24 мая 2013 года / Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам межнациональных отношений и международной деятельности в вузах. – Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2013. – С. 3-7. – EDN SBMNBT.
3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 272 с.
4. Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Совершенство, 1999. – 207с.
5. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. – СПб.: СФЕРА, 2001. – 216 с.
6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 510 с.
7. Клепиков, В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая / В. З. Клепиков // iTop [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.itop.ru.
8. Лися, В. История образования и воспитания в Китае / В. Лися, Ц. Цзинь // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, Тюмень, 17 апреля 2013 года. – Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2014. – С. 286-288. – EDN TRDFJB.
9. Мазалов, М. А. История педагогики и образования / М. А. Мазалова, Т. В. Уракова // Библиотека p-lib.ru [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.p-lib.ru.
10. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке. Школа и взгляды на воспитание в Китае // Студенту Пединститута – 2012. – Режим доступа: http://pedagogika2007.narod.ru/1/4
11. Программа развития организации Объединённых Наций: индекс человеческого развития [Электронный ресурс] // URL: https://gmarket.ru/news/2014/07/24/6843
12. Санникова О.А. Авторитет учителя в китайской культурной традиции // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritet-uchitelya-v-kitayskoy-kulturnoy-traditsii (дата обращения: 25.04.2024).
13. Тертицкий, К.М. Китайцы: Традиционные ценности в современном мире. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 347 с.
14. Чжан Л. Очерк истории дошкольного образования в Китае // Преподаватель XXIвек. — 2010. — № 4. — 4 с. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-istorii-doshkolnogoobrazovaniya-v-kitae/viewer