Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исторически семья всегда привлекала внимание различных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это объяснимо, так как семья представляет собой систему, в которой функционирует человек в обществе. Она является одним из важнейших институтов общества. Семейная динамика постоянно изменяется не только под влиянием социально-политических условий, но и благодаря внутренним процессам ее развития. Несмотря на сложности в осуществлении своих социокультурных функций, семья остается ключевым социальным институтом, играющим важную роль в формировании социальных ценностей, социализации и воспитании детей.
В начальные годы совместной жизни молодые супруги часто сталкиваются с конфликтами. Однако психологический климат в молодой семье формируется не только влиянием общественных событий, но и индивидуальными характеристиками супругов. Это влияет на уровень удовлетворенности браком на начальных этапах семейной жизни.
Важность изучения психологического климата семьи обусловлена его постоянным изменением, которое зависит от усилий каждого члена семьи. Низкая культура межличностного общения может привести к фрустрации, что в свою очередь может подорвать удовлетворенность семейными отношениями и даже привести к кризису в браке.
Исследование как положительных, так и негативных аспектов взаимодействия супругов в семье в рамках психологии имеет большое значение. Научные методы этой дисциплины позволяют выявить основные моменты взаимодействия супругов и их влияние на удовлетворенность браком, формируя положительный или негативный характер развития семьи.
Множество психологов изучали особенности развития и проявления семейных конфликтов. Например, И. С. Кон обращал внимание на влияние возрастных кризисов на конфликтность в семье, а А. И. Ушатиков, А. С. Спиваковская и другие исследователи рассматривали влияние супружеских конфликтов на развитие детей. Множество рекомендаций по нормализации супружеских отношений и предотвращению перерастания споров в конфликты было разработано такими авторами, как В. В. Владин, И. В. Дорно, А. П. Егидес, Д. Я. Капустин, В. П. Левкович, Ю. И. Рюриков, А. Н. Харитонов.
Работы Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой, Э. Г. Эйдемиллера, К. Вацлавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделили условия эффективного межличностного общения в семье. Тем не менее, вопрос об взаимосвязи человеческих переживаний, эмоционального состояния и взаимоотношений в семье, а также удовлетворенности браком, остается открытым.
Цель исследования – исследовать влияние брачных отношений на эмоциональную сферу взрослого человека
Задачи исследования:
1. Исследовать функции, структуру, циклы развития семьи
2. Изучить степень удовлетворенности браком как эффект супружеских отношений
3. Проанализировать влияние брачных отношений на эмоциональную сферу взрослого человека.
Объект исследования – взаимоотношения между супругами в семье.
Предмет исследования – особенности поведения в конфликте в зависимости от эмоционального состояния и степень удовлетворенности браком.
Методология исследования включала следующие этапы: анализ научной литературы по теме исследования, применение диагностических методик, таких как Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) и «Характер взаимоотношений супругов в конфликтных ситуациях», и анализ полученных результатов.
В качестве базы для исследования были выбраны 10 семейных пар с супружеским стажем от 5 до 15 лет.
Практическая значимость этого исследования заключается в возможности применения полученных данных для коррекции супружеских отношений и улучшения семейного климата.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Семья: функции, структура, циклы развития
Для лучшего понимания динамики межличностных взаимоотношений в браке, давайте рассмотрим понятие «семья» в контексте её функций, структуры и этапов развития. Семья представляет собой общность, где участники связаны общим бытом, взаимной поддержкой и помощью. Это комплекс отношений между родителями и детьми, мужем и женой, имеющий свою структуру и процесс развития.
Функции семьи направлены на удовлетворение потребностей всех её членов. Хотя точное число этих функций может варьироваться в зависимости от исследователя, основные можно выделить и рассмотреть более подробно:
• Воспитательная функция, которая охватывает потребности в роли отца и матери, включает в себя социализацию и подготовку нового поколения к жизни.
• Хозяйственно-бытовая функция, ответственная за обеспечение материальных нужд, включая питание, жилье и здоровье, а также управление ресурсами.
• Эмоциональная функция, способствующая психическому благополучию, обеспечивая эмоциональную поддержку, признание и уважение внутри семьи.
• Духовная функция, направленная на духовное развитие семьи через совместные досуги и духовное обогащение.
• Сексуально-эротическая функция, включающая биологическое воспроизведение и удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи, а также регулирование сексуальной сферы общества .
С развитием общества некоторые функции могут утрачиваться, другие изменяться, а новые появляться. Например, отношение к разводу и внебрачным детям может измениться со временем, отходя от представления о разводе как наказании и пересматривая понимание семейных отношений.
Нарушение функций семьи означает, что она не способна выполнять все свои задачи полноценно. Это может быть вызвано различными факторами, такими как индивидуальные характеристики членов семьи, окружающие обстоятельства или несбыточные ожидания. Структура семьи определяется её составом и численностью. Анализируя структуру, можно определить, кто играет главенствующую роль, а кто подчиняется, а также какие права и обязанности существуют в этой системе. Семьи могут быть авторитарными, с одним доминирующим членом, или демократическими, где участие всех равноценно .
В нашей стране преобладает стандартная структура семьи, включающая взрослых (мужа, жену, возможно, родителей) и детей. Большинство таких семей ориентируются на равное распределение обязанностей и совместное принятие решений . Однако нарушение этой структуры может препятствовать выполнению основных функций семьи. Например, если хозяйственные обязанности неравномерно распределены, это может привести к конфликтам и негативным последствиям для отношений внутри семьи, так как один из супругов, на которого возлагается большая часть ответственности, может столкнуться с эмоциональным и физическим изнурением. Вопрос о том, что считать нормой, а что нарушением в семейной динамике, остается одним из сложных аспектов семейной психологии, который может быть трудно определить в каждом конкретном случае.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от фазы её жизненного цикла. Например, Э. Дюваль классифицирует циклы семейной жизни на основе возраста детей и их присутствия в семье. Эти фазы включают: формирование семьи без детей или с детьми в возрасте до пяти лет; наличие детей, старшему из которых нет трёх лет; присутствие детей дошкольного возраста; дети, ставшие школьниками; подростки в семье; дети достигли совершеннолетия; супруги находятся в зрелом возрасте; супруги стареют.
Согласно В.А. Сысенко, этапы жизни семьи зависят от количества прожитых вместе лет супругов и включают периоды: до четырёх лет, до девяти лет, до девятнадцати лет и более двадцати .
Э.К. Васильева предлагает другую систему периодизации семейного цикла, основанную на характеристиках детей: наличии семей у детей, их совместном или отдельном проживании, а также наличии работы. Эти периоды включают: становление новой семьи (до рождения детей); забота о детях (до их самостоятельной жизни); завершение воспитания детей; совместное проживание родителей и детей; раздельное проживание супругов или супругов с детьми.
Стадии семейного цикла, предложенные Д. Хейли, являются одной из наиболее распространенных систем в семейной психологии. Каждая фаза характеризуется кризисом, встречающимся на данном этапе . Например, период ухаживания до брака характеризуется самоопределением и финансовой независимостью, но может вызвать кризис из-за сложности установления близких отношений. Брак без детей, в свою очередь, требует договоренностей между супругами относительно обязанностей и решения вопросов принятия гостей, а несогласованность может привести к конфликтам.
Отношения между супругами и детьми младшего школьного возраста представляют собой определённые этапы в жизни семьи. Это время появления первого, второго или третьего ребенка, что приводит к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М. : Юнити, 2000. 545 с.
2. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: монография / В.В. Белоус, Е.Е. Басанова. - Москва : DirectMEDIA, 2014. - 158 с.
3. Вдовина М.В. Семейная конфликтология: учебное пособие / М.В. Вдовина ; Гос. учреждение г. Москвы "Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы". - Москва : Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2018. - 264 с.
4. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта / Карл Витакер ; Пер. с англ. М. И. Завалова. М. : Независимая фирма «Класс», 2004. 202 с
5. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. : Петрополис, 2008.199 с.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб. : Питер, 2010. 544 с.
7. Жмурин И.Е. Личностные детерминанты супружеского конфликта (психоаналитический подход): монография / И.Е. Жмурин ; М-во образования Московской обл., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. обл. ун-т. - Москва : МГОУ, 2017. - 218 с.
8. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. : Гардарики, 2005. 320 с.
9. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества/ Л.В. Карцева // Социологические исследования. – 2016. – № 7. – С. 92-99.
10. Ключников С. Семейные конфликты / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2017. – 521 с.
11. Кузьменко Т.В. Теория и практика планирования семьи/ Т.В. Кузьменко, Л.И. Савинов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015 (Тип. Изд-ва). – 142 с.
12. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб. : Питер, 2011. С.118132.
13. Соломатина Е.М. Внутриличностные противоречия как фактор дестабилизации супружеских отношений : монография/ Е.М. Соломатина ; М-во образования Российской Федерации, Московский пед. гос. ун-т, Московский гос. обл. ун-т. - Москва : МПГУ, 2017. - 164 с.
14. Холостова Е.И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России : монография / Е.И. Холостова, Т.В. Шинина. - Москва : Дашков и К°, 2017. - 341 с.
15. Цыбаева Л.А. Психология семьи: учебно-методический комплекс для студентов / Л.А. Цыбаева, С.Н. Донцова ; Учреждение образования "Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина". - Брест : БрГУ имени А. С. Пушкина, 2016. - 205 с.
16. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2018. - 668 с.