Фрагмент для ознакомления
2
Инновации в туризме – это нововведения и свежие идеи в сфере путешествий и отдыха, итогом внедрения которых является увеличение туристического потока и рост прибыли.
Инновации в туризме приносят на рынке новые идеи, услуги и продукты. Они подразумевают не только приспособление туристской отрасли к изменяющемуся характеру туризма путем применения новых маркетинговых стратегий, но и среда, окружающая туризм, благоприятствует появлению новых и новаторских услуг, продуктов и процессов.
Инновации в туризме бывают:
1) по масштабу: уровня всей отрасли, отдельных предприятий, стран, городов и направлений;
2) по сфере внедрения: в организации управления и работы людей, в области технического обслуживания, а также в информационных технологиях;
3) по скорости возникновения: стратегические, то есть внедряются постепенно, и реактивные, а значит внедряются стремительно;
4) по потенциалу развития: от радикальных изменения до улучшения деталей существующей системы
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации под инновацией понимается «вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес-модели, создание новых рынков» . Инновации в туристической сфере предполагают создание нового или изменение существующего турпродукта, разработку новых туристических маршрутов, проектов, совершенствование экскурсионных, транспортных, гостиничных и других услуг, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности, что способствует формированию востребованных туристических услуг, росту турпотоков и увеличению конкурентоспособности на рынке. Для сферы туризма характерны инновации продукта, процесса, управления, бизнес-модели, логистики, маркетинговые, ресурсные, концептуальные и институциональные инновации.
Инновационные технологии играют ключевую роль в развитии туризма и оказывают существенное воздействие на различные аспекты данной отрасли . Например:
1.С развитием инновационных технологий туризм становится доступным и удобным для путешественников. Мобильные приложения, онлайн-бронирование, GPS-навигация и виртуальные туры помогают туристам планировать свои поездки, находить интересные места и в целом ориентироваться на дестинации.
2. Инновации в области устойчивого туризма помогают уменьшить негативное воздействие туризма на окружающую среду и качество жизни местного населения. Данный аспект включает разработку экологических и социальных программам по минимизации воздействия туризма, каких как:
- «эко-отели» это экологически устойчивый отель или жилое помещение, в структуру которого были внесены важные экологические улучшения с целью минимизации воздействия на природную среду;
-альтернативная энергетика - совокупность перспективных способов получения, хранения, передачи и использования энергии из источников (как правило, возобновляемых), которые используются не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде .
3. Благодаря инновационным технологиям происходит зарождение новых видов туризма, таких как:
- медицинский туризм это практика предоставления медицинских услуг за пределами региона проживания;
- космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях;
У них разные целевые аудитории, но именно они создают новые возможности для развития отрасли.
4. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют туристам исследовать дестинации без физического присутствия. Это будет полезно для людей с ограниченной физической мобильностью и для тех, у кого финансовое состояние не позволяет путешествовать по миру.
5 Инновации в маркетинге и рекламе позволяют компаниям сферы туризма лучше и больше привлекать внимание потенциального потребителя и продвигать свои услуги.
6 Безопасность является одной из ступеней «Пирамиды потребностей по Маслоу», и, следовательно, в любой стране мира турист хочет ощущать себя в безопасности, а инновационные технологии помогают закрыть данную потребность. Например, если по всей территории отеля установлена современная система видеонаблюдения, то данный фактор способствует выбору именно этого средства размещения для проживания у путешественника .
Таким образом, благодаря инновационным технологиям происходит быстрое и устойчивое развитие туристкой отрасли. Происходит создание новых возможностей для бизнеса, улучшается опыт туристов от посещения дестинации и развитие экономики региона, в целом.
К инновациям в туристской индустрии на основе информационных технологий можно отнести:
1. Виртуальный консьерж. В 12 отелях Radisson Blu в Великобритании начал работу консьерж-бот по имени Эдвард, который работает в режиме чата на мобильном устройстве и предназначен для технически подкованных гостей. Общение с ним происходит в режиме обычных речевых конструкций, а не специальных команд.
Виртуальный консьерж расскажет об услугах гостиницы, поможет заказать обслуживание номера, даст рекомендации туристу по выбору баров и ресторанов и сможет принять от клиентов жалобу. При необходимости с помощью такой новинки можно вызывать вполне реальный персонал отеля.
2. Виртуальный музей. Понятие «виртуального музея» означает совокупность цифровых ресурсов в художественно-культурной сфере, доступных с помощью программных средств. Данный цифровой ресурс традиционно считается одной из форм, с помощью которой можно продвигать и внедрять инновации в реальном времени.
К счастью, виртуальный музей не может рассматриваться как альтернатива реальному музею, но он становится ценным инструментом для партнерства с традиционными институтами, выполняя их образовательные и разъяснительные функции, особенно в современных реалиях.
К возможностям виртуального музея можно отнести:
1) доступное посещение музея людьми с ограниченными возможностями здоровьями;
2) популяризация истории среди посетителей всех возрастов;
3) демонстрация фондов музея – совокупность предметов материальной культуры, документов, фотографий и т.д, которыми он располагает;
4) привлечение посетителей музей.
3. Онлайн-регистрация в аэропортах на примере американской компании Alaska Airlines.
Регистрация на рейс – это обязательная процедура оформления пассажиров и багажа перед полетом, так как во время регистрации пассажир получает посадочный талон с указанием места и ряда в салоне самолёта, а также бирки на сдаваемый багаж и ручную кладь.
Онлайн-регистрация проходит на сайте авиакомпании. Обычно она начинается за 24 часа до вылета, а заканчивается за 3-4 часа. Онлайн-регистрация позволяет вам заранее подтвердить своё присутствие на рейсе и выбрать место на борту самолета.
Регистрация считается завершённой тогда, когда вы получаете посадочный талон, необходимый для посадки и его желательнее распечатать заранее.
В здании аэропорта вам останется всего лишь зарегистрировать багаж на стойке, а если при перелёте есть только ручная кладь, то сразу можно будет пройти, с распечатанным посадочным талоном, на досмотр и паспортный контроль, что значительно экономит время туриста.
4. Разработка российской компанией Hotel Expert терминалов «Электронный офис», которые позволяют выбирать, а также забронировать и оплатить такие услуги, как: размещение в гостиницах, приобретение билетов в музеи, театральные постановки, бронирование мест на экскурсионные программы, справки о проезде по городу, по адресам и телефонам административных и социально значимых объектов.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/18eb24005fd062573c142fb7f98769137ce7d974/ (дата обращения 26.04.2024)
2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р//http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909230010 (дата обращения 26.04.204)
3) Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) <Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения 26.04.2024)
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310040 (дата обращения 26.04.2024)
5) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"// https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дат обращения 26.04.2024)
6) "Корректировка Плана деятельности Федерального агентства по делам национальностей на 2022 - 2024 годы" (утв. ФАДН России от 20.04.2023 N 17941-01.1-04-ИБ) (вместе с "Планом-графиком по реализации документов стратегического планирования Федерального агентства по делам национальностей на 2022 - 2024 годы", "Публичной декларацией целей и задач ФАДН России на 2023 год")// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445968/709e1a3375c81744447b048644e04901aecc602e/ (дата обращения 26.04.2024)
7) Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/
8) Арнабердиев А.Р. Информационное обеспечение турагентской деятельности //Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции : материалы всерос. науч.-практ.конф., Нижний Новгород, 26 марта 2019 г. – Нижний Новгород : Национ. исслед.Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2019. – С. 303-306
9) Аширова О. И., Чайка Е. Е. Оценка эффективности инструментов региональной политики в сфере туризма (на примере федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ в 2011-2018 гг)//РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 20-летию кафедры региональной политики и политической географии СПбГУ. Под редакцией Н.М. Михеевой и Н.В. Каледина. Санкт-Петербург, 2022. С. 296-305
10) В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.htm
11) Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для вузов / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
12) Гегин К.А. Роль инноваций в развитии туризма//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 283-290
13) Герасимова А. Е., Соколенко Е. В., Фурсов В. А. Проблемы и перспективы внедрения инновационных продуктов в туристскую индустрию России//ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, ЭКОНОМИКЕ, ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ. Национальная с международным участием научно-практическая конференция: сборник статей. Под общей редакцией Н.В. Лазаревой. Ставрополь, 2023. С. 7-9
14) Золотовский В.А., Золотовская Н.Я. Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие. М. Изд-во Юрайт, 2020. 247 с.
15) Калинина, М. П. Роль инноваций в туризме и сервисе,практические примеры / М. П. Калинина. — Текст : непосредственный //Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 157-160
16) Крюкова, Е. М. Формирование пространственной системы развития туризма на основе ресурсной обеспеченности региона / Е. М.Крюкова, Н. Е. Бобков, К. Ю. Колбас // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С.10-16
17) Леонова, М.О. Инновации в развитии туризма в Российской Федерации [Текст] /М.О. Леонова // XLVI Научная конференция студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. – Краснодар: Издательство: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 254-260
18) Пасынкова Е. А., Сырцова Е. А. Особенности и проблемы государственного управления в сфере туризма//РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ, ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Материалы Межрегиональной научно-практической онлайн-конференции. Под общей редакцией С.А. Самусенко, отв. за выпуск С.А. Козлова. Красноярск, 2022. С. 404-410
19) Статистика туризма по данным АТОР и Росстата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusind.ru/statistika-turizma.htm
20) Хапов У. А., Шомахова А. И. Виртуальный туризм как новый инновационный вид туризма//ИННОВАЦИОННЫЙ ДИСКУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 30-35
21) Яхварова Е. В. Инновации как фактор развития внутреннего туризма в России в посткризисный период//ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н.С. Яшина, К.А. Грандоняна. Саратов, 2022. С. 195-200