Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 6
1.1 Концепции нейропсихологической коррекции 6
1.2 Психологические аспекты нейропсихологической коррекции 8
1.3 Педагогические аспекты нейропсихологической коррекции 11
Вывод по главе 15
ГЛАВА 2: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Обзор методик нейропсихологической коррекции 17
2.1.1 Систематический обзор используемых методик нейропсихологической коррекции 17
2.1.2 Критический анализ применения каждой методики в практической деятельности 25
2.1.3 Обзор литературы и исследований по каждой методике 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нейропсихологической коррекции детей с нервно-психическими заболеваниями основывается на нескольких важных аспектах. Во-первых, наблюдается увеличение числа детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, такими как аутизм, дефицит внимания с гиперактивностью (ДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и др. Этот рост вызывает необходимость разработки и применения эффективных методов коррекции, способных облегчить жизнь таких детей и их семей. Во-вторых, эффективная нейропсихологическая коррекция способствует интеграции детей с нервно-психическими заболеваниями в общество. Стремление к созданию более инклюзивной образовательной и социальной среды подчеркивает необходимость разработки и применения подходов, способствующих адаптации и социализации этих детей [8]. В-третьих, развитие нейробиологических и психологических исследований позволяет лучше понять механизмы нервно-психических заболеваний и определить наиболее эффективные методы их коррекции. Использование современных научных подходов в практике нейропсихологической коррекции обеспечивает более точное и индивидуализированное воздействие на проблемные аспекты развития детей. Наконец, актуальность данной темы связана с повышенным вниманием общества к вопросам психического здоровья. Улучшение доступа к качественной нейропсихологической коррекции для детей с нервно-психическими заболеваниями способствует формированию более заботливого и осознанного отношения к их потребностям и правам.
Степень разработанности темы исследования в области нейропсихологической коррекции детей с нервно-психическими заболеваниями отражает неоднозначность текущего состояния исследований в этой области. Среди отечественных ученых, занимающихся данной проблематикой, можно выделить таких специалистов, как профессор Выготский Л.С. [10], доктор психологических наук, который внес существенный вклад в изучение нейропсихологических аспектов детского развития и методов их коррекции. Также среди исследователей следует упомянуть Бутко Г.А., Левченко И.Ю., Волковская Т.Н. [4; 5; 13], В. Оклендера [32], которые занимаются исследованием нейропсихологических аспектов психических расстройств у детей. Однако, несмотря на значительные исследования в этой области, остаются проблемные вопросы, требующие дальнейшего изучения. В частности, пока не достаточно изучены механизмы воздействия различных методик нейропсихологической коррекции на различные типы нервно-психических заболеваний у детей. Также необходимо более глубоко исследовать вопросы индивидуализации подходов к коррекции в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кроме того, остается актуальной проблема оценки эффективности применяемых методик и разработка объективных критериев успеха коррекционных мероприятий.
Таким образом, несмотря на наличие некоторых исследований в данной области, остается множество проблемных аспектов, требующих дальнейшего изучения и разработки, что подчеркивает актуальность и важность дальнейших научных исследований в области нейропсихологической коррекции детей с нервно-психическими заболеваниями.
Объект исследования: нейропсихологическая коррекция детей с нервно-психическими заболеваниями.
Предмет исследования: закономерности процессов, происходящих при нейропсихологической коррекции детей с нервно-психическими заболеваниями.
Цель исследования: исследование направлено на оценку эффективности различных методов нейропсихологической коррекции у детей с нервно-психическими заболеваниями с целью определения наиболее эффективных подходов и разработки рекомендаций для практического применения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение индивидуализированных методов нейропсихологической коррекции у детей с нервно-психическими заболеваниями будет связано с более значимым улучшением психологического и социального функционирования по сравнению с общепринятыми методами коррекции. Кроме того, мы ожидаем, что эффективность методик коррекции будет зависеть от типа заболевания, индивидуальных особенностей ребенка и особенностей реализации программы коррекции.
Задачи исследования:
1. Оценить существующие подходы, выявить их преимущества и недостатки, а также определить их применимость к разным типам нервно-психических заболеваний у детей.
2. Исследовать психологические и социальные факторы, влияющие на эффективность методик коррекции, а также определить роль индивидуальных особенностей ребенка в этом процессе.
3. Сформулировать практические рекомендации по выбору оптимальных методик коррекции, предложить стратегии индивидуализации подходов и рекомендации для создания поддерживающей среды в процессе коррекции.
Методы исследования:
- Анализ литературы и исследований - ознакомление с существующими подходами к коррекции и выявление наиболее эффективных методов.
- Эмпирические исследования - проведение анализа для сбора данных о применении методик коррекции и их эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1.1 Концепции нейропсихологической коррекции
1.1.1 Основные теоретические подходы к нейропсихологической коррекции
Нейропсихологическая коррекция представляет собой многоаспектный процесс, основанный на применении психологических и нейронаучных знаний для воздействия на психические функции и поведенческие паттерны детей с нервно-психическими заболеваниями. В рамках данного блока рассматриваются основные теоретические подходы, лежащие в основе нейропсихологической коррекции [15; 34]. Один из ключевых подходов к нейропсихологической коррекции базируется на принципах нейропластичности мозга. Согласно этому подходу, мозг способен настраиваться и перестраиваться в ответ на опыт и обучение, что позволяет использовать различные методы коррекции для изменения его функциональной организации и улучшения психологических процессов.
Другой важный теоретический подход связан с понятием дифференциальной диагностики и индивидуализации коррекционных программ. С учетом разнообразия нервно-психических заболеваний у детей и индивидуальных особенностей каждого ребенка, необходимо разрабатывать подходы, адаптированные к конкретным клиническим профилям и потребностям. Также важным аспектом является понимание роли социального и культурного контекста в процессе нейропсихологической коррекции. Культурные нормы, ценности и ожидания могут оказывать значительное влияние на эффективность коррекционных программ, поэтому их учет является необходимым условием успешной работы.
1.1.2 Роль нейропсихологии в понимании нервно-психических заболеваний у детей
Нейропсихология играет значительную роль в изучении и понимании нервно-психических заболеваний у детей, предоставляя ценные инсайты в механизмы их возникновения, проявления и лечения. Этот раздел исследования фокусируется на важности нейропсихологического подхода в контексте детской психической патологии. В первую очередь, нейропсихологические исследования позволяют понять особенности функционирования мозга детей с нервно-психическими заболеваниями. Анализ структурных и функциональных изменений в нейронах и мозговых системах дает понимание о том, какие именно процессы могут быть затронуты при различных психических расстройствах, что важно для выбора наиболее эффективных методов коррекции [4].
Кроме того, нейропсихология помогает выявить биологические маркеры и показатели, характерные для конкретных нервно-психических заболеваний у детей. Использование нейрофизиологических, нейроимиджинговых и нейрохимических методов позволяет выявить специфические изменения, которые могут быть полезными для диагностики и разработки индивидуализированных коррекционных программ. Более того, нейропсихологические исследования способствуют развитию новых методов лечения и реабилитации детей с нервно-психическими заболеваниями. Исследования эффективности фармакологических и психологических методик, а также разработка инновационных подходов, основанных на пластичности мозга, открывают новые перспективы для улучшения качества жизни этих детей.
1.1.3 Теоретические основы выбора методов коррекции
Выбор методов нейропсихологической коррекции у детей с нервно-психическими заболеваниями базируется на теоретических концепциях, ориентированных на эффективное воздействие на психические функции и поведенческие паттерны. Этот раздел исследования направлен на рассмотрение основных теоретических принципов, которые определяют выбор методов коррекции [22].
Один из важнейших аспектов в выборе методов коррекции - это учет индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его нервно-психического состояния. Теоретические модели, основанные на индивидуализации подходов к каждому ребенку, предполагают адаптацию методов коррекции к его уникальным потребностям, способностям и возможностям. Другим важным критерием при выборе методов коррекции является ориентация на основные принципы нейропластичности мозга. Теоретические основы этого подхода утверждают, что мозг способен настраиваться и перестраиваться в ответ на опыт и обучение, что открывает возможности для применения различных методов коррекции для изменения его функциональной организации. Кроме того, в выборе методов коррекции учитывается исследование психологических механизмов, лежащих в основе нервно-психических заболеваний у детей. Теоретические модели, ориентированные на понимание этих механизмов, позволяют разрабатывать методы коррекции, направленные на конкретные аспекты патологии и эффективные воздействия на них [7; 23].
1.2 Психологические аспекты нейропсихологической коррекции
1.2.1 Психологические механизмы действия нейропсихологических методов коррекции
Психологические механизмы действия нейропсихологических методов коррекции являются ключевым аспектом в понимании эффективности их применения у детей с нервно-психическими заболеваниями. Данный раздел исследования направлен на выявление и анализ таких механизмов, а также их влияние на психологические процессы и поведенческие изменения у детей [3; 12; 29]. Одним из основных психологических механизмов действия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 10.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. М.: Изд-во Теревинф, 2017 г.
3. Баулина М.Е. Нейропсихология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2018
4. Бутко Г.А. Физическое развитие дошкольников с ОВЗ при реализации ФГОС дошкольного образования // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 19-21 апреля 2018 г.) / под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. М.: МПГУ, 2018. С. 261-268.
5. Бутко Галина Анатольевна, Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-dvigatelnoy-sfery-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 16.04.2024).
6. В.А. Жеребцова Механизмы организации высших психических функций (обзор литературы с позиций теории хаоса и самоорганизации систем) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-organizatsii-vysshih-psihicheskih-funktsiy-obzor-literatury-s-pozitsiy-teorii-haosa-i-samoorganizatsii-sistem (дата обращения: 16.04.2024).
7. Велиева Светлана Витальевна, Ярабаева Наталья Юрьевна Коррекция негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-negativnyh-psihicheskih-sostoyaniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-neyropsihologicheskih-i-art (дата обращения: 16.04.2024).
8. Визель Т. Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушения речи // Ассиметрия. 2010. № 4. С. 9. Текст: непосредственный.
9. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2015. 368 с.
11. Евтушенко А.Н., Муратова М.А. Нейропсихологические подходы к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников // Теория и практика современной науки. 2020. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskie-podhody-k-korrektsii-narusheniy-pismennoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.04.2024).
12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СанктПетербург : Питер, 2017. 412 с.
13. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Киселёва С.Е. Разработка и апробация нового диагностического инструментария для комплексной оценки особенностей развития дошкольников с тяжёлыми двигательными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2018. №4(36). С. 48-52.
14. Левченко И.Ю., Киселева С.Е. Особенности социально-интегративного потенциала дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2018. №1(33). С. 36-41.
15. Макарова Людмила Николаевна, Перышкова Светлана Алексеевна Теоретические аспекты организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья с использованием нейропсихологических технологий // Гаудеамус. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-organizatsii-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-s-doshkolnikami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-s (дата обращения: 16.04.2024).
16. Макарцова М.А. Создание условий для познавательного развития детей с ЗПР через включение в образовательную деятельность нейроигр // Вестник науки. 2024. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-poznavatelnogo-razvitiya-detey-s-zpr-cherez-vklyuchenie-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost-neyroigr (дата обращения: 16.04.2024).
17. Мандель Н.В. Вопросы проблемного поведения ребенка: осмысление как способ регуляции. Развитие территорий. 2018. №2 (12). С. 38-42.
18. Мануйлова В.В. Предметно-развивающая среда: условие успешного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. №5. С. 27-35.
19. Радионов Павел Никитич Нейропсихологическая коррекция познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста при задержке психического развития // Universum: психология и образование. 2024. №1 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskaya-korrektsiya-poznavatelnyh-protsessov-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pri-zaderzhke-psihicheskogo (дата обращения: 16.04.2024).
20. Савиткина Ирина Владимировна Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции нарушений речи у дошкольников // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-podhod-v-diagnostike-i-korrektsii-narusheniy-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 16.04.2024).
21. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. Москва: Генезис, 2007. 474 с. Текст: непосредственный.
22. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Профессиональная деятельность психолога в инклюзивном образовании: методологические позиции исследования // Нижегородское образование. 2014. №3. С. 149-156
23. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации [Текст] / Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Беляев А.А., Блинов Д.В., Громова О.А., Дулаева М.С., Замерград М.В., Исайкин А.И., Кадырова Л.Р., Клименко А.А., Кондрашов А.А., Косивцова О.В., Котова О.В., Лебедева Д.И., Медведев В.Э., Орлова А.С., Травникова Е.В., Яковлев О.Н. – СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. – 138 с.
24. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.2. – С. 21- 25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm (дата обращения 16.04.2024).
25. Фархутдинова Л.В. Психофизиологические и нейропсихологические параметры, определяющие понятие "стрессоустойчивость" // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-4 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-i-neyropsihologicheskie-parametry-opredelyayuschie-ponyatie-stressoustoychivost (дата обращения: 16.04.2024).
26. Aldridge, D. (1996). Music therapy research and practice in medicine: From out of the silence.
27. Ayres, A. J. (2005). Sensory integration and the child: Understanding hidden sensory challenges.
28. Beck, J. S. (2011). Cognitive behavior therapy: Basics and beyond.
29. Bruscia, K. E. (2014). Case studies in music therapy.
30. Kendall, P. C., & Hedtke, K. A. (2006). Cognitive-behavioral therapy for anxious children: Therapist manual.
31. Landreth, G. L. (2012). Play therapy: The art of the relationship.
32. Oaklander, V. (2007). Windows to our children: A gestalt therapy approach to children and adolescents.
33. Parham, L. D., & Mailloux, Z. (2015). Sensory integration: A guide for preschool teachers.
34. Schaaf, R. C., & Mailloux, Z. (2015). Clinician's guide for implementing Ayres sensory integration®: Promoting participation for children with autism.
35. Schaefer, C. E., & Drewes, A. A. (2014). The therapeutic powers of play and creativity in child life practice.
36. Weisz, J. R., & Kazdin, A. E. (2010). Evidence-based psychotherapies for children and adolescents (2nd ed.).
37. Wigram, T., Pedersen, I. N., & Bonde, L. O. (Eds.). (2002). A comprehensive guide to music therapy: Theory, clinical practice, research and training.