Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Полноценное развитие и воспитание детей в современной образовательной среде начинается с раннего дошкольного возраста. При этом важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка дошкольника является сформированная мелкая моторика рук.
Специалистами отмечено, что мелкая моторика рук связана с высшими психическими функциями и свойствами сознания. Прежде всего – это внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь. Развитие навыков мелкой моторики рук чрезвычайно важно для ребёнка.
В жизни любого человека требуется использование точных и координированных движений кистей и пальцев. Ребёнку это необходимо для того, чтобы он мог одеваться, писать, рисовать и др. Чем старше ребёнок, тем больше становится разнообразных бытовых и учебных действий, которые необходимо выполнять.
К среднему дошкольному возрасту относят детей 4-х, 5-ти лет. Уже ближе к 5-ти годам дети начинают проявлять черты старших дошкольников. Усиливается рост познавательных процессов и интересов. На их психику благотворно влияют активность и любознательность. Среди ученых и практиков нет единого мнения по поводу того, как проявляются возрастные особенности детей при развитии мелкой моторики рук и каким образом необходимо добиваться максимального прогресса у детей среднего дошкольного возраста.
В ФГОС ДО отмечено, что детям важно обеспечить приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным средством для этого является область робототехники и раннего детского конструирования, в том числе, с использованием мультимедийных технологий. Также актуальна для развития мелкой моторики пальчиковая гимнастика дошкольников.
Цель работы: теоретически практически изучить и обосновать необходимость пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук дошкольников.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук дошкольников посредством пальчиковой гимнастики.
Предмет исследования: пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить мелкую моторику и её значение для физического и нервно психического развития дошкольников.
2. Рассмотреть способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3. Описать классификацию и методику проведения пальчиковой гимнастики.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
1. Мелкая моторика и её значение для физического и нервно психического развития дошкольников
Содержание работ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста достаточно разнообразно. Под моторикой понимают двигательную активность организма или отдельных органов человека. Прежде всего – это последовательность движений и общая способность к выполнению действий, связанных с движением.
Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. При этом, мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, а также, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная моторика отвечает за координацию движений и четкость действий частей физического тела [6].
Под мелкой моторикой будем понимать совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Успешность мелкой моторики достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем. При этом большую роль также играет зрительная система.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость». Мелкая моторика – это прежде всего, комплекс скоординированных действий, который направлен на точное выполнение мелких движений. К ней относят самые разнообразные движения, от привычных жестов человека, до самых мелких манипуляций.
Специалисты считают, что с точки зрения анатомии, примерно одну треть двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти. Она расположена рядом с речевой зоной. Именно потому так важно развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. От успешного развития мелкой моторики рук ребёнка будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в дальнейшем школьном обучении, благополучная социализация ребёнка и др. Именно по этим причинам необходимо уточнять и систематизировать средства развития мелкой моторики рук детей. Чтобы эти процессы протекали успешно, в ДОУ необходимо создать для этого соответствующие педагогические условия.
Развитие «ручной умелости» – есть одна их важных задач дошкольного воспитания. В ДОУ давно стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки ребёнка к письму. Стали обычными ситуации, когда ребёнок, уже начиная посещать школу, имеет неподготовленную к письму руку. Он не в состоянии успешно справиться с той нагрузкой, которая предусмотрена образовательной программой.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, которые посещают дошкольную образовательную организацию показывает, что у многих из них движения рук плохо подчиняются задачам той деятельности, которая предусмотрена в ДОУ. Особенно часто встречается слабое развитие сложнокоординированных движений ведущей руки. У детей плохо сформированы умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента [11].
Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина и др. в своих работах уделяли большое внимание проблеме развития мелкой моторики рук дошкольников. По их мнению, должны быть разработаны специальные комплексы мер, которые бы способствовали развитию движений пальцев рук у детей.
С.Е. Гаврилина считала, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года и до самой школы. специалисты рекомендуют для всех малышей соответствующие упражнения, которые были бы доступны им по возрасту. Сегодня в ДОУ достаточно много внимания уделяют разнообразной пальчиковой гимнастике, выполнение которой может сопровождаться стихотворной речью. Подобного рода упражнения активизируют моторику рук и вырабатывают умение управлять своими движениями. Они формируют правильную координацию движений и способствуют развитию речи ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова // М., 2016. – 56 с.
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет / О.В. Бачина. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
4. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина // Логопед. – 2005. – No3. – С. 21-24.
5. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврилина. – Ярославль, 2007. –122 с.
6. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику [Текст] / Н.В. Гатанова. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 102 с.
7. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: Пособие для детей [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2007. – 56 с.
8. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму: пособие для родителей [Текст] / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 64 с.
9. Гризик Т.И. Умелые пальчики: Пособие для детей 4–5 лет [Текст] / Т.И. Гризик . – М.: Просвещение, 2007. – 58 с.
10. Жукова О.К. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] / О.К. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – No11. – С. 34-37.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 227 с.
12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 165 с.
13. Малюкова И.Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] / И.Д. Малюкова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No2. – С. 34-38.
14. Моисеева Л.К. О подготовке руки к письму. Дошкольное воспитание [Текст] /Л.К. Моисеева. – 2016. – No12. – С. 22-24.
15. Сахарова О.М. Готовим пальчики к письму: для детей 6-7 лет [Текст] / О.М. Сахарова. – М.: Издательский дом «Литера», 2009. – 98 с.
16. Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.А. Солнцева. – М.: АСТ «Астрель». - 2008. – 124 с.
17. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа. – www.pedlib.ru (дата обращения: 23.04.2024).
18. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные
формы : пособие для педагогов [Текст] / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,
Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт.
коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
19. Юрченко, Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную деятельность / Л. Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 23.04.2024).
20. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002 – 80 с.