Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства 5
1.1. Анализ понятия профессиональные компетенции 5
1.2. Основные аспекты профессиональной компетентности и профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства 10
1.3. Приёмы и способы оценки профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства 16
Глава II. Практические основы профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства 20
2.1. Организационно-педагогические условия успешности формирования профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства (на примере изобразительной и педагогической деятельности учителя) 20
2.2. Методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства 27
Заключение 35
Список литературы 38
Фрагмент для ознакомления
2
Формирование профессиональной компетентности специалиста любой отрасли является сегодня одной из приоритетных целей общества и социума. Многогранные исследования в области современного профессионального становления специалиста позволяют характеризовать профессиональную компетентность специалиста как интегративное качество его личности, характеризующееся готовностью к решению профессиональных проблем и задач.
Проблемами профессиональной компетентности занимались учёные И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др. ведущие признаки профессиональной деятельности определены в работах Э.Ф. Зеера, ЕА. Климова, П.Ф. Кубрушко, В.Д. Шадрикова и др. При всём этом, понимание профессиональной компетентности специалиста в области деятельности культуры наполнено специфическим содержанием.
Под профессиональной компетентностью понимают способность сотрудника выполнять обязанности на необходимом работодателю уровне. Для каждой должности существуют требования профессионального стандарта и должностной инструкции.
Профессиональная компетенция понятие более узкое, чем понятие компетентность, но при практическом подходе к этим категориям не существует принципиальной содержательной разницы, поскольку речь всегда идёт о наличии у специалиста соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, а также о так называемых, общих компетенциях специалиста, которые являются аспектами именно той, или иной профессиональной компетенции специалиста.
Профессиональная компетенция специалиста основана на устойчивой способности человека к профессиональной деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа решаемых профессиональных задач и проблем, опыта деятельности, умения выбирать средства и способы профессиональных действий. Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Их ещё можно назвать базовыми или ключевыми.
Профессиональные компетенции — это связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные для различных профессиональных областей. При этом речь может идти о самых различных группах компетенций, научной, коммуникативной, социальной, информационной, учебно-познавательной, индивидуальной, личностной.
Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные. Профессиональные компетенции всегда проверяют у кандидатов на собеседованиях и во время тестовых заданий.
Как было отмечено, для специалиста в сфере культуры профессиональной компетенцией может быть рассмотрена компетенция коммуникативная. Она является обязательной составной частью профессиональной компетентности работника культуры любого уровня.
Наиболее полная и глубокая характеристика исследуемого понятия была дана Соколовым А.В. Он считал, что коммуникативная компетентность «является готовностью и умением планировать и осуществлять эффективные коммуникативные действия с использованием имеющихся внутренних и внешних ресурсов» [23, с. 27].
Теоретический анализ работ исследователей в данной области позволяет определить коммуникативную компетентность работника как интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью к выполнению коммуникативно-ориентированных задач различного уровня сложности. Проявляется это в профессиональной эмпатии работника, который способен, в то же время быть достаточно стрессоустойчивым.
Специалистами отмечено, что на уровне теоретического рассмотрения данной проблемы существует достаточно много источников информации, которые используются с периода обучения будущего работника культуры. При этом практических техник и методик для овладения коммуникативной компетенцией не так много. Специалисты, исследующие данную область, признают, что проблемы общения рассматриваются, преимущественно, на теоретическом уровне.
В рамках периодического повышения квалификации педагогических работников в области культуры недостаточно осуществляется межпредметная связь и преемственность содержания, касающегося данной проблемы. Это подтверждается многочисленным дублированием тем в учебных программах.
При этом гораздо важнее освещать профессионально-значимые проблемы общения на практике, а значит чаще использовать ситуационные практические задачи и отрабатывать конкретные ситуации, которые могут возникнуть в реальной педагогической практике.
Специальная работа по практическому овладению необходимыми коммуникативными умениями и навыками, в частности, такими как эмпатическое слушание, кодирование и декодирование невербальных сигналов, взаимодействие с партнёрами и др., должна проводиться постоянно и системно, а не спонтанно и эпизодически. Каждый работник должен понимать значимость важности общения в своей профессии. В связи с этим, в рамках профессиональной деятельности работника должна быть рассмотрена и учтена специфика формирования его коммуникативной компетенции. Она в себя включает:
- личностные особенности, свойства и качества специалиста;
- психологические характеристики;
- жизненные приоритеты и ценности;
-профессионально-личностное самосовершенствование;
-усиление практической стороны профессиональной деятельности при формировании специфических коммуникативных умений.
Эти процессы должны быть направлены, прежде всего, на реализацию принципов культурного сообщества, таких как:
-уважительное и доброжелательное отношение участников общения друг к другу;
-использование потенциала взаимодействия участников коммуникации;
-тактика разделенной ответственности;
-активная позиция работника в процессах коммуникации с коллегами, учениками и др.
Необходимо отметить, что коммуникативная компетенция субъекта – это основа практической деятельности в любой сфере жизни. Компетенцию в широком смысле можно рассматривать как основу деятельности работника культуры, которая имеет следующие этапы [8]:
-осознание потребности;
-формирование мотива;
-выбор способа осуществления деятельности;
-планирование деятельности;
-перечень действий;
-выполнение действий.
По мнению Л.А. Петровской, коммуникативная компетенция – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Признаками коммуникативной компетенции при этом будут являться:
-точная ориентировка специалиста при взаимодействии;
-стремление понять собеседника в контексте конкретной ситуации;
-уверенность в себе, своей правоте и включенность в процесс общения;
-владение ситуацией;
-умение эффективно общаться в различных ролевых позициях.
Коммуникативная компетенция работника культуры включает в себя следующие аспекты:
-языковой компонент;
-речевой компонент;
-логическое построение высказывания;
-умение аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию;
-устанавливать контакт и задавать вопросы;
-умение работать с информацией;
-умение слушать партнера и принимать его позицию;
-общекультурный компонент.
Коммуникативная компетенция субъекта включает в себя:
-коммуникативные знания;
-коммуникативные умения и навыки;
-коммуникативные способности;
-готовность к продуктивному и позитивному общению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Аванесова, Г.А. Культурно - творческая деятельность: теория и
практика организации: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.А.
Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
4. Ариарский, М.А. Культура досуга как предмет педагогики и
прикладной культурологи. – СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. – 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/ariarskij.htm (дата
обращения 24.04.2024).
5. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
6. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
7. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
8. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата
обращения 24.04.2024).
9. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-
ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // М.: Педагогика. – 2001. – No 1. – С. 17–24.
10. Бондарь, М.А. Особенности феномена «общественная
организация» [Текст] / М. А. Бондарь // Молодой ученый. – 2013. – No 3. –
С. 463–468.
11. Воробьёва, А.В. В Белгородской области разработали культурные бренды территорий [Текст] / А.В. Воробьева, М.Р. Шапошников // Белгород: Дом культуры. – 2013. – No 1. – С. 69–73.
12. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата
обращения 24.04.2024).
13. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
14. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
15. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
16. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения 24.04.2024).
17. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата
обращения 24.04.2024).
18. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
19. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки / А. Д. Жарков // Образование и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2007/98.html (дата
обращения 24.04.2024).
20. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
21. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата
обращения 24.04.2024).
22. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
23. Крапивина, Л.А. О самоуправлении и не только [Текст] / Л. А.
Крапивина // Воспитательная система разновозрастного объединения:
идеология, этапы развития, управление. – Екатеринбург, 2017. – С. 46–51.
24. Клубная деятельность как фактор развития гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-site.ru (дата
обращения 24.04.2024).
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Москва: Академия, 2006. – 456 с.
26. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата
обращения 24.04.2024).
27. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.А. Никитич. – Москва, 2005. – 559 с.
28. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
29. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения 24.04.2024).
23. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
31. Российская культура глазами молодых ученых: сб. науч. ст. молодых ученых [Текст] / Под ред. Е.Р. Рубиловой. – Санкт-Петербург: Культ. информ. пресс. – Вып. 17. – 2016. – 226 с.
32. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
33. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
34. Синецкий, С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту будущего: моногр [Текст] / С.Б. Синецкий. – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – 288 с.
35. Социум. Культура. Нравственность. Досуг: материалы науч. конф. [Текст] / науч. ред. Е.М. Акулич. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 216 с.
36. Степанова, Т.П. Досуговое общение как синергетическая педагогическая система [Текст] / Т.П. Степанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – No 4 (24). – С. 44–51.
37. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А.В. Соколов, В.Г.Даниленко. – Санкт-Петербург, 2013. – 204 с.
38. Струкова, О.П. Совершенствование материально-технических ресурсов учреждений культуры как фактор повышения качества услуг [Текст] / О.П. Струкова // Дом культуры. – 2013. – No 1. – С. 16–22.
39. Социоклубная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://referat.ru/referats/view/23900 (дата обращения 24.04.2024).
40. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
41. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения 24.04.2024).