Фрагмент для ознакомления
2
Распространенность расстройств аутического спектра (РАС) среди детей дошкольного возраста представляет серьезную проблему, которая требует пристального внимания со стороны общества. Аутизм, как неврологическое расстройство, напрямую влияет на способности детей к обучению и взаимодействию с окружающим миром. Для дошкольников с аутизмом учебный и воспитательный процесс является мощным стрессом из-за особенностей их восприятия и отношения к окружающему миру.
Поскольку дети, страдающие с аутизмом, сталкиваются с трудностями в обучении и социальном взаимодействии с другими людьми, разработка и внедрение эффективных методов обучения для них становится первостепенной задачей.
Дидактические игры представляют собой потенциально эффективный метод обучения для детей дошкольного возраста с аутизмом. Они позволяют создать структурированную и интерактивную среду, в которой такие дети могут получать знания и навыки, используя различные сенсорные и когнитивные каналы восприятия.
Как известно, существует несколько вариантов аутистических расстройств, однако в данной работе акцент будет поставлен на детей с атипичным аутизмом.
Цель работы – исследовать эффективные методики ознакомления с предметами ребенка с атипичным аутизмом через дидактические игры.
Задачи, которые представляется решить, будут следующие:
дать общую характеристику детей дошкольного возраста и ознакомиться с понятием «атипичным аутизм»;
провести исследование дидактических игр как метода вовлечения атипичного ребенка во взаимодействие с предметной реальностью;
рассмотреть возможность ознакомления ребенка с атипичным аутизмом с предметами через дидактические игры.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с атипичным аутизмом.
Предмет исследования: способы ознакомления с предметами ребенка дошкольного возраста с атипичным аутизмом через дидактические игры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный автором материал освещает эффективные стратегии и методики работы с детьми с аутизмом в контексте современных образовательных программ. Понимание того, какие типы дидактических игр и какой подход к их применению наиболее эффективен, сможет помочь разработать максимально индивидуализированные и адаптированные учебные программы для этой категории детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные автором материалы могут использоваться родителями, педагогами и другими специалистам, чтобы помочь детям с аутизмом в познании окружающего мира.
Глава 1. Атипичный аутизм у детей дошкольного возраста
1.1. Общая психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок активен, открыт и оптимистичен по отношению к жизни в обществе. Он старается узнавать все больше и больше информации, об окружающем мире подружиться со всеми людьми. Параллельно он приобретает коммуникативные навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения в школе.
Среди возрастных особенностей детей дошкольного возраста следует выделить серьезные физиологически изменения. Они не менее важны, чем психологические изменения. Физиология – это изменение строения тела в процессе взросления человека. У ребенка 5-6 лет можно выделить следующие особенности [12]:
тело увеличено пропорционально;
рост колеблется в основном в пределах 113-122 см;
вес - 21-25 кг;
развиваются все нервные процессы в организме.
Дети в возрасте 5-6 лет активно познают мир. Обычно в поведении ребенка этого возраста можно заметить следующие особенности [25]:
он с готовностью воспринимает новые правила, он открыт для общения со сверстниками и взрослыми;
ребенок способен рассмотреть любую проблему не только со своей позиции, постепенно он привыкает считаться с точкой зрения других;
ребенок понимает признаки многих предметов и способен их анализировать. Например, мальчик 5-6 лет понимает, что машинка на радиоуправлении перестанет работать, если ее опустить в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более аккуратными и осторожными;
ребенок начинает понимать, что в жизни есть не только игры. Причиной тому является активно развивающийся познавательный процесс. Но в то же время дошкольнику трудно достаточно долго концентрироваться на одном задании, особенно если оно кажется ему интересным;
ребенок эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен 30-45 минут концентрироваться на одной задаче. Кроме того, желание узнать что-то новое у дошкольника превосходит любого взрослого человека.
Ребенок старшего дошкольного возраста очень чувствителен к мнению других людей. Важно объяснить ребенку, что не всегда чужие слова верны, значит, он сформировал свой неправильный образ.
Также стоит отметить, что возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста лет не заканчиваются на перечисленных выше моментах. Есть и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.
В условиях нормального развития ребенок 5-7 лет демонстрирует простейшие математические навыки [33]:
умеет складывать и вычитать числа;
способен правильно определить направление движения;
уметь считать хотя бы до 10;
правильно определяет, какое число больше, какое меньше;
правильно определяет форму предметов;
умеет графически изображать простые геометрические фигуры;
знает простейшую математику;
решает задачи в один прием, может решать такие задачи самостоятельно;
умеет называть числа в обратном порядке.
Существенным фактором развития дошкольника является самооценка. Она показывает правильность развития ребенка. Особенности этого критерия заключаются в следующем [16]:
ребенок должен стремиться соответствовать ожиданиям взрослых;
самооценка в разных сферах жизни может существенно различаться;
адекватность самооценки у старшего дошкольника отсутствует. Во многом она зависит от мнения окружающих;
старший дошкольник может принимать собственные решения. Это означает, что его поведение не всегда будет предсказуемым.
развитие ребенка дошкольного возраста лет можно считать нормальным, если он время от времени начинает проявлять настойчивость, вступает в дискуссии, споры, самостоятельно пытается преодолевать трудности и справляться с проблемами.
Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.
С возрастом самооценка у старшего дошкольника становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022 – Электронный ресурс. – СПС «Консультант Плюс».
2. Атипичный аутизм. – Электронный ресурс. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.
3. Атипичный аутизм. – Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/atipichnyij_autizm/.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л.Р Болотина. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
6. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Варакса Н. Е. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста : обзор исследований / Н. Е. Варакса, А. К. Белолуцкая. // Вопросы психологии. - 2019. - № 5. - С. 132-142.
8. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
9. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. — М.: Юрайт, 2023. — 324 с.
10. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
11. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
12. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
13. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика / Н.С. Ежкова. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
14. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1 / Е.И. Изотова. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
15. Каримуллина А.И., Сунагатуллина И.И. Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18105.
16. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
17. Лукьянова А.В. Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком и его сиблингом. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/775/11_luk_yanova.pdf.
18. Малицкая О.Л. Почему ребёнку с РАС нужна игра. – Электронный ресурс. - Режим доступа: https://soc52.ru/rcdpov-arz-activity/ras/item/8221-play.
19. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
20. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
21. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии / Н.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
22. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2023. — 363 с.
23. Новикова Е.С. Дидактические игры в ДОУ. – Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/63258-didakticheskie-igry-v-dou
24. Платова И.В. Дидактическая игра и ее роль в воспитании детей. – Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ds-374.nios.ru/didakticheskaya-igra-i-ee-rol-v-vospitanii-detej/
25. Тузова В.В. Почему ребенку с РАС нужна игра. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://soc52.ru/rcdpov-arz-activity/ras/item/8221-play.