Фрагмент для ознакомления
2
Еще древние мыслители пытались постичь основы и движущие силы поведения животных. В трудах античных исследователей обсуждались проблемы психики животных, анализировалась роль внешних и внутренних факторов их психической активности, рассматривались вопросы врожденного и приобретенного поведения.
По мнению Эпикура, целесообразные действия животных являются результатом естественного отбора. Выживают лишь представители, которые обладают свойствами, полезными для них.
В трудах Платона, поведение животных обуславливается влечениями. Ученый был близок к представлению об инстинктах [1].
Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, которые аналогичны психическим способностям людей. Он считал, что животные способны к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение. Рациональные взгляды Аристотеля лежат в основе и современной этологии.
В трудах представителей стоицизма (Сенека, Марк Аврелий, Зенон Китийский) впервые появляется понятие инстинкта. Термин определялся как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного.
Р. Декарт считал, что животные являются существами без чувств, разума и знаний. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческое, он объяснял развитием или редукцией определенных органов. По его мнению, поведение животных есть ответ организма на внешнее воздействие [9].
Начиная с XVIII века началось изучение поведения животных на основе достоверных фактов: наблюдений и экспериментов. Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов. Согласно его мнению, инстинкты животных представляют собой совокупность движений, которые выполняются вынужденно и не зависят от размышлений и опыта. Французский просветитель Кондильяк в «Трактате о животных» писал, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения познания: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт. Впервые в работах Галлера, Реймаруса были сформулированы основные свойства психических способностей животных. Ученые считали, что животные могут чувствовать, представлять, сравнивать и судить о вещах и событиях. Помимо этого, ими было доказано наличие памяти и определено отличие между «умом» животных и поведением, обусловленным инстинктами. Реймарус одним из первых ввел определение понятия «инстинкт» [13].
Леруа в своем труде «Философские письма об уме и способности животных к совершенствованию» сформулировал задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Ученый предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня «ума». Леруа впервые начал исследовать развитие умственных способностей животных, считал что инстинкты изменчивы, а в анализе эволюции поведения предвосхитил работы Ламарка.
Особая роль в становлении зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению, животные обладают различными формами психической деятельности, не понимая смысла своих действий. Они способны к общению, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффоном была выдвинута гипотеза о влиянии окружающей среды на внутреннее состояние животного, что и являлось фактором его поведения. Изучив природу инстинктов, Бюффон пришел к выводу, что сложные действия животных — это результат сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек. Им подробно описаны нравы, привычки, особенности восприятия, эмоции и обучение животных. Исследования Бюффона стали основой будущей науки о поведении и психике животных.
К началу XIX в. Ж.Б. Ламарк сформулировал учение об эволюции живой природы. Несмотря на ошибки в его концепции, ученый верно предположил, что поведение и психическая деятельность играет большую роль в процессе эволюции. Он написал книгу «Философия зоологии», где психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина. Им создана теория эволюции, в основе которой лежит психологическая реакция организма на воздействие внешней среды [17].
В середине XIX в. в России последовательно отстаивал исторический подход к изучению живой природы выдающийся ученый К.Ф. Рулье. Он впервые дал комплексный анализ поведения животных, выявил определяющие его экологические и исторические факторы. Исследования К.Ф. Рулье в области зоопсихологии не потеряли своего значения в настоящее время [6].
Большой вклад в развитие зоопсихологии как науки внес Ч. Дарвин. Он доказал большую роль естественного отбора в формировании инстинктов, отмечая, что во время этого процесса происходит накопление изменений, выгодных для вида, которое продолжается до возникновения новой формы инстинктивного поведения. Кроме того, основываясь на изучении внешних проявлений эмоционального состояния человека, Ч. Дарвин создал первое сравнительное описание инстинктов, которые свойственны как животным, так и человеку.
В своих исследованиях ученый не акцентировал внимание на индивидуальном научении, так как не признавал его существенного значения для исторического процесса становления инстинктивного поведения. Наблюдая за поведением животных в естественной среде обитания, а также в неволе, Ч. Дарвин выделил три категории поведения:
• Инстинкт;
• Способность к обучению;
• Элементарную «способность к рассуждению».
В начале XX в. Был опубликован фундаментальный труд русского зоолога и психолога В.А. Вагнера. Автор, базируясь на материале, полученном в ходе экспериментов, дал глубокий анализ проблеме инстинкта и научения. Опыты Вагнера затрагивали как позвоночных, так и беспозвоночных животных, что позволило ему сделать выводы о возникновении и развитии инстинктов в разных филогенетических группах. Он пришел к заключению, что инстинктивное поведение животных возникло в результате естественного отбора под воздействием внешней среды и что инстинкты нельзя считать неизменными. Согласно Вагнеру, инстинктивная деятельность – это развивающаяся пластическая деятельность, которая подвержена изменениям под влиянием внешних факторов среды [18].
В начале ХХ в. Э. Торндайк, который считал, что способность к обучению является показателем интеллекта, разработал "метод проблемных ящиков". Данную идею ему подсказал Ллойд-Морган, наблюдавший, как собака открывала задвижку калитки, и посчитав это проявлением интеллекта. Проведя ряд экспериментов, Э. Торндайк пришел к умозаключению, что интеллект животных позволяет им действовать только путем проб и ошибок и постепенно обучаться правильной реакции. Это было первое систематическое экспериментальное исследование высших психических функций животных в контролируемых лабораторных условиях.
На основе ряда экспериментов по обучению крыс в различных видах лабиринтов американский психолог Э. Толмен пришел к выводу, что, пребывая в лабиринте, животное научается выявлять смысловые связи между элементами среды, получившие название стимулы. Так, в разных типах экспериментов с крысами Э. Толмен показал, что животные усваивают информацию об общих характеристиках экспериментальной камеры, хотя сначала это никак не влияет на поведение. В процессе обучения грызун приобретает знания обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может применять в нужный момент. У животного формируется "мысленный план" всех характеристик лабиринта, по которому оно выстраивает свое поведение. Данный «план» может создаваться и при отсутствии подкрепления [23].
Значительные успехи в деле изучения психологии и высшей нервной деятельности животных принадлежат таким ученым, как: В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгиной- Котс, Н.Ю. Войтонис, Г.З. Рогинскому, В.М. Боровской, Н.А. Тих, Л.А. Орбели, И.С. Бериташвили, Ю.П. Фроловой, Д.А. Бирюковой, Л.Г. Ворониной и др.
Также исследованиями психики животных занимались А.Э. Брэм, В. Келер, Ж. Лебо, Д. Леббок, К. Фриш, Р.М. Йеркс, В.Н. Келлог, Г.В. Ниссен и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова, Ю.С. Обзор обоснования точек зрения на существование психики у животных//В сборнике: лучшие студенческие исследования. сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. - 2022. - С. 147-150.
2. Власова, А.А., Ротанова, В.А., Торопова, А.И., Сочнева, А.С., Голованова, С.О. Сравнение психики человека и животных// Современные научные исследования и инновации. -2019. - № 11 (103). - С. 55.
3. Гагарин, А.В. Поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации//Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений (инновационная модель организации проектно-исследовательской деятельности студентов в онлайн-формате обучения). – Москва. – 2017.
4. Газукина, В.А. Психика животных и возникновение сознания// В сборнике: ГУМАНИТАРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. материалы XVI межвузовской студенческой научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. - С. 190-191.
5. Гордеева, А.О. Страх и его влияние на психику и поведение животных// В сборнике: В мире научных открытий. Материалы V Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2021. - С. 201-204.
6. Гороховская, Е.А. История зоопсихологии в дореволюционной России// Вопросы истории естествознания и техники. - 2022. - Т. 43. - № 4. - С. 697-727.
7. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных: учеб. для биол. спец. ун-та / В. А. Догель. – 8-е изд., стер. – М.: Альянс, 2019. – 606 с.
8. Захарова, В.В. Качественное своеобразие психики животных и человека// В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург, - 2021. - С. 1461-1465.
9. Зоопсихология и сравнительная психология: учебно-методическое пособие / сост. О. Е. Коровина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. – 140 с.
10. Зорина, З.А. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М., 2012.
11. Зорина З.А., Смирнова А.А., Обозова Т.А. Н.Н. Ладыгина-Котс - классик изучения мышления животных и современное развитие ее представлений//Развитие личности. - 2019. - № 2.- С. 64-97.
12. Карпов, А.А. Сравнительно-психологический анализ сложных форм мотивации поведения животных и человека// Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 28.- № 4. - С. 397-402.
13. Кисилев, С.Ю. Введение в зоопсихологию/ С.Ю. Кисилев; М-во образования и науки РФ, Урал федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 160с.
14. Кузнецов, В.А. Психологические особенности поведения животных//Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 163-164.
15. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2011.
16. Маклаков, А.Г. Развитие психики животных [Электронный ресурс] // А.Я. Психология, 2020. URL: azps.ru (дата обращения: 22.04.2024).
17. Мандель, Б.Р. Современная зоопсихология: новый модульный курс ФГОС, ФГОС-3+: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 453 с.: ил.
18. Мирошниченко, И.В. Зоопсихология: учебное пособие / И.В. Мирошниченко. – М.: А-Приор, 2011. –144 с.
19. Основы этологии животных / С.В. Теребова, Л.В. Лапшин. – 2-е изд., перераб. и доп. - ФГОУ ВО ПГСХА. – Уссурийск, 2016. – 285 с.
20. Пилипчук О.В., Соловьева В.С., Быстрюков Н.А., Мармурова М.А., Мармурова О.М. Психика и физиология животных// В сборнике: Актуальные вопросы ветеринарной медицины и технологии животноводства. Материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства. - 2018. - С. 118-121.
21. Пестов, С.В. Этология насекомых: проблемы и перспективы// Вестник института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. - 2019.- № 2 (76). - С. 27-31.
22. Сабурцев, С.А., Марина А.В. Поведение животных и основы зоопсихологии// Биология в школе. - 2023. - № 4. - С. 67-74.
23. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М.: Психология, 2013. – 464 с.
24. Федорович, Е.Ю. Изучение поведения животных в ситуациях новизны // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 112-123.
25. Федота, Н. В. Зоопсихология: психофизиологические аспекты поведения животных: учебное пособие Ч.1 / Н.В. Федота, В.А. Беляев, А. Н. Квочко. – Ставрополь: Агрус, 2022.
26. Хачиров, С.Т. Основные этапы развития этологии и ее применение//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 6. - С. 88-92.
27. Хватов, И.А. Специфика и закономерности развития отражения себя у животных в процессе эволюции психики//В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогики. Материалы семинара. - 2004. - С. 216-224.