Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические подходы к антициклическому регулированию экономики
Основными инструментами воздействия на экономический цикл являются монетарный и фискальный рычаги. В период восстановления, чтобы экономика не «перегрелась», антициклическая политика сводится к сдерживанию роста. Благодаря повышению ставки рефинансирования и других резервных требований деньги дорожают, а поток государственных инвестиций сокращается. В этом случае из-за снижения государственных расходов снижается и спрос. Этому также способствует рост налогов, отмена стимулов для инвестиций и амортизации. Чтобы не допустить полного упадка, государство провоцирует искусственный кризис, менее серьезный и кратковременный [11].
Под антициклической фискальной политикой понимаются шаги, предпринимаемые правительством, которые идут вразрез с направлением экономического или делового цикла.
Таким образом, в условиях рецессии или замедления экономики правительство увеличивает расходы и снижает налоги, чтобы создать спрос, который может вызвать экономический бум. Исследование дает красочный пример того, как древние индийские короли строили дворцы во время засухи, чтобы доказать эту точку зрения. С другой стороны, во время экономического бума антициклическая фискальная политика направлена на повышение налогов и сокращение государственных расходов для контроля инфляции и долга [16].
В рамках проциклической фискальной политики правительство усиливает деловой цикл, проводя экспансионистскую политику в хорошие времена и сдерживающую во время рецессий. Проведение проциклической фискальной политики обычно считается опасным. По мнению экономистов, это может повысить макроэкономическую нестабильность, снизить инвестиции в реальный и человеческий капитал, замедлить экономический рост и нанести вред бедным слоям населения.
Антициклическая фискальная политика действует по нескольким каналам.
Во-первых, увеличение государственных расходов смягчает сокращение производства, компенсируя снижение потребления и инвестиций.
Во-вторых, увеличение государственных расходов укрепляет доверие в трудные времена. Благодаря этой политике правительства могут продемонстрировать свою приверженность разумному финансовому управлению, говорится в исследовании [7].
Это, в свою очередь, вселяет уверенность в частный сектор в том, что экономика не будет слишком сильно колебаться. Это помогает бизнесменам преодолеть неприятие риска и привносит в экономику жизнерадостность.
Во время депрессии для стимулирования производства правительство увеличивает расходы, снижает налоги и предлагает налоговые льготы отдельным компаниям, а также предпринимает шаги по сокращению кредитов. Иногда государство может проводить политику протекционизма, чтобы поощрить отечественных производителей и помочь внутреннему рынку, защищая их от иностранных агентов путем введения таможенных пошлин или ограничения цен на импорт. Кроме того, корректировка обменного курса играет стимулирующую роль в сфере экспорта [2].
Контрциклическая денежно-кредитная и бюджетная политика имеет некоторые ограничения. Ответом на смягчение экономического цикла может стать нежелательный для нее рост инфляции в экономике.
Контрциклическая политика, проводимая правительством, может привести к некоторому искажению цикла: кризисы становятся масштабнее, хотя и менее продолжительными и глубокими; фаза подъема удлиняется, а фаза депрессии, наоборот, сокращается; существует глобальный кризис, который затрагивает все страны, поэтому выйти из кризиса становится очень сложно [13].
ГЛАВА 2 АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Содержание и основные направления антициклической политики
Политика краткосрочной стабилизации, также известная как политика тонкой настройки, представляет собой тип регулирования, которое центральное правительство реализует для управления экономическими условиями, которые могут отличаться от обычных экономических циклов. Это регулирование направлено на достижение совокупности объективных целей, включая стабильный и сбалансированный экономический рост, а также равномерное распределение по траектории цикла. После достижения национальная экономика приближается к своему полному потенциальному уровню ВВП и полной занятости, когда ВВП будет достигнут, в то время как уровень инфляции остается низким [2].
Достижение этой цели может быть достигнуто любым современным государством благодаря значительным возможностям его лидеров. Способность прогнозировать экономические колебания присутствует в нем благодаря его знанию государственного бюджета, денежной массы и доступа к системам раннего предупреждения. Фискальные и монетарные власти могут противодействовать нежелательным изменениям в экономике, таким как инфляция и безработица, используя различные инструменты и системы, созданные властями. Амплитудой, продолжительностью и соотношением фаз экономического цикла можно манипулировать, изменяя их [5].
Экономический контроль над ростом экономики требует, чтобы экономические циклы могли достичь контролируемой мощности или, в частности, чтобы инфляция сдерживалась раз и навсегда, при этом точность прогнозирования возможных темпов роста поддерживалась на вероятном уровне. потому что в то время уже слишком поздно. В периоды экономических колебаний правительство периодически меняет политику, используя либо экспансионистскую, либо ограничительную политику, причем последняя используется в периоды спада и низких рыночных условий или высоких рыночных условий, а ограничивающая политика - во время высоких и высоких рыночных условий. поддерживать устойчивый экономический путь [8].
Когда антициклическое регулирование направлено на достижение этих целей, государство использует различные инструменты фискальной (фискальной) и монетарной (монетарной) политики для решения проблемы регулирования. Мировой опыт показывает, что правительство должно проводить налогово-бюджетную политику в периоды рецессии, когда это наиболее эффективная политика. Несмотря на то, что экономика становится все сильнее и сильнее в течение многих лет, основной ответственностью центрального банка становится денежно-кредитная политика, как только она начинается, и, как таковая, эта позиция приобретает новое значение в контексте восстановления экономики. Центральный банк имеет значение только в ситуациях, когда монетарные факторы преобладают над инфляционными эффектами, как это продемонстрировал вышеупомянутый центральный банк, когда имеет место инфляционный процесс. Антимонопольное агентство берет на себя основную ответственность за антиинфляционное регулирование в странах, где предложение завышено больше, чем спрос [10].
Теперь рассмотрим инструменты, которые используются во время экономического спада и депрессии. Снижение налогов или отсрочка их уплаты может быть одним из инструментов снижения или отсрочки налогов. Потребление может увеличиться из-за возможного роста потребительского и инвестиционного спроса среди потребителей и компаний, что может привести к увеличению аппетита. Для достижения этой цели можно увеличить государственные расходы, причем это можно сделать как за счет инвестиций, так и за счет социальных мер. Всегда есть вероятность мультипликативного эффекта. Напомним всем, что речь идет не об абсолютном росте государственных закупок, а скорее о повышении их роли в структуре ВВП. Если эти бюджетные меры будут реализованы в неблагоприятном контексте, они могут привести к росту бюджетного дефицита, что потенциально приведет к изменению экономического климата и потенциально повлияет на платежный баланс [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Быков, А. А. Экономический рост и развитие: учебное пособие / А.А. Быков. — Минск: Вышэйшая школа, 2021. - 303 с.
2. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б.Е. Бродский. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2024. — 336 с.
3. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 180 с.
4. Даниленко, Л. Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 576 с.
5. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. — репр. изд. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 316 с.
6. Загадки экономического роста. Движущие силы и кризисы — сравнительный анализ: монография / под науч. ред. Л. Бальцеровича, Л. Жоньцы; пер. с польск. Ю. В. Чайникова. — 2-е изд., электрон. — Москва; Челябинск: Социум, 2020. - 513 с.
7. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 370 с.
8. Пищулов, В. М. Цикличность развития экономики и финансовой сферы: монография / В.М. Пищулов. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 212 с.
9. Попова, Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности: учебник для вузов / Н. Ф. Попова; под редакцией М. А. Лапиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 307 с.
10. Подсорин, В. А. Экономические методы управления жизненным циклом производственных и социальных систем: учебное пособие / В. А. Подсорин, Е. Н. Овсянникова. - Москва: РУТ (МИИТ), 2020. - 85 с.
11. Правовое регулирование экономической деятельности: учебник для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 398 с.
12. Сапожников, Г. Н. Государственное регулирование экономики России. Об актуальности и методах: логистический подход: монография / Г. Н. Сапожников. - Москва: Первое экономическое издательство, 2020. - 244 с.
13. Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 26 января 2023 г.) / гл. ред. Э. В. Фомин. - Чебоксары: Среда, 2023. - 348 с.
14. Сухарев, О. С. Эволюционная экономика. Институты - структура, кризисы - рост, технологии - эффективность: монография / О. С. Сухарев. - Москва: Финансы и Статистика, 2021. - 800 с.
15. Ратнер, С. В. Циркулярная модель экономического роста: опыт, возможности и барьеры: монография / С.В. Ратнер, Л.Е. Назарова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 212 с.
16. Розанова, Н. М. Монетарное регулирование современной экономики: учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
17. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для вузов / М. А. Абрамова [и др.]; под редакцией М. А. Абрамовой, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркиной. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 508 с.
18. Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики: учебник / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 296 с.
19. Экономические казусы законодательства: монография / Н.М. Казанцев, Г.А. Василевич, П.Г. Никитенко [и др.]; под ред. Н.М. Казанцева. — Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2021. — 278 с.
20. Tsoukis, Christopher, Theory of Macroeconomic Policy (Oxford, 2020; online edn, Oxford Academic, 19 Nov. 2020), https:// doi.org/ 10.1093/ oso/ 9780198825371.001.0001, accessed 16 Apr. 2024. (Цукис, Кристофер, Теория макроэкономической политики (Оксфорд, 2020; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 ноября 2020 г.), https:// doi.org/ 10.1093 / oso/ 9780198825371.001.0001, по состоянию на 16 апреля 2024 г.)