Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современные требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из ступеней общего образования нацелены на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию всех субъектов.
В современной образовательной среде реализуют системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы. В отличие от традиционной образовательной модели, где в качестве образовательного результата были рассмотрены лишь знания, умения и навыки, сегодня школьник должен демонстрировать метапредметные и личностные образовательные результаты, которые позволяют говорить о его самостоятельности и способности владеть продуктивными учебными действиями.
В России правовой статус несовершеннолетних работников регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации и конвенциями Международной организации труда. В РФ установлены ограничения по возрасту ст. 63 ТК РФ. Часть 1 данной статьи гласит, что заключение трудового договора допускается с лицами, возраст которых достиг 16 лет. Согласно российским законам, именно с этого возраста трудовая деятельность молодых людей считается безопасной.
Этой проблеме посвящено, в том числе несколько документов международного уровня:
-Конвенция о правах ребёнка;
-Всеобщая декларация прав человека;
-рекомендации МОТ № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени»;
-Конвенция № 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» и др.
Современные педагоги владеют большим количеством различных инновационных педагогических технологий и методик. К одной из таких технологий относят технологию критического мышления, которая позволяет говорить о формировании у субъекта всех групп универсальных учебных действий (УУД) и личностно значимых качеств. Сегодня педагоги не являются трансляторами знаний, как это было в традиционной образовательной модели.
Педагог сегодня является проектировщиком и сценаристом урока, где использует групповые и коллективные формы обучения и самые разнообразные инновационные технологии и методики, игровые, проектные, исследовательские и др. Всё это позволяет говорить о реализации индивидуального подхода в обучении.
Цель работы: изучение и обоснование в теории и на практике необходимости формирования читательской грамотности при изучении права в школе (на примере изучения темы «Регулирование труда несовершеннолетних работников»).
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках права.
Предмет исследования: средства и способы формирования читательской грамотности при изучении права в школе.
Задачи.
1. Провести анализ понятия читательская грамотность в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить средства и способы формирования читательской грамотности при изучении права в школе.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования читательской грамотности при изучении права в школе.
4. Предложить методические рекомендации по формированию читательской грамотности при изучении права в школе (на примере изучения темы «Регулирование труда несовершеннолетних работников»).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности при изучении права в школе
1.1. Анализ понятия читательская грамотность в условиях реализации ФГОС
Перед школой сегодня стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей в школе является формирование читательской грамотности.
Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и анализировать. Как отмечают исследователи результатов школьников по итогам PISA, чтение больше не сводится главным образом к извлечению информации. Чтение подразумевает накопление знаний и вынесение обоснованных суждений. Исследователи рассматривают несколько уровней читательской грамотности .
1. Низкий. Базовое владение умением.
2.Средний. Успешная повседневная деятельность человека при помощи чтения. Возможность при помощи текстов адаптироваться в любых ситуациях.
3. Высокий. Возможность при помощи чтения к самообучению.
Оценивают читательскую грамотность субъекта на основе 3 основных характеристик;
-ситуация;
-цель чтения и понимание контекста;
-когнитивный подход, который позволяет определять способы работы с текстом.
В настоящее время наряду с понятием читательская грамотность рассматривают категорию читательская компетенция. Под читательской компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Ученик должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы .
Читательская компетенция определяется владением техникой чтения, и приемами понимания прочитанного, и прослушанного. Это влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Существуют разные подходы к определению категории информация. Это значит, необходимо изложение и разъяснение. В обычном понимании это обозначает сведения об окружающем нас мире, которые можно использовать каждый день.
Такого рода формулировка созвучна понятию функциональной грамотности, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA. Оно занимается исследованием функциональной грамотности 15-летних школьников. При этом нормативно функциональная грамотность школьников является важным показателем качества современного образования.
Формируют функциональную грамотность детей в школе. Образовательная практика показывает, что академических знаний недостаточно для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни. А.Л. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 [текст] / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 119 с.
2. Бажукова, Е.Н. Современные информационные технологии [Текст] / материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». - 2014. – 84 с.
3. Базина, К.Я. Технология КМД [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://solie.ru/kultura/657/index.html (дата обращения: 23.04.2024).
4. Буздалова, Н. В. Организация познавательной деятельности учащихся: опыт, проблемы, перспективы [текст] / Н.В. Буздалова // Мир науки». - 2016. – Т. 4. - No 4. – С. 28-34.
5. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно- познавательной компетентности учащихся [текст] / С.Г. Воровщиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – No1. – С. 31-40.
6. Годовикова, Д.Б Развивающее обучение [текст] / Д.Б. Годовикова. – Москва: Просвещение, 2010. – 75 с.
7. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
8. Железнякова, О.М. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке [текст] / О.М. Железнякова, Н.В. Буздалова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - No1. - С. 124-127.
9. Жунисбекова, Ж.А. О Необходимости сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения в основной школе [текст] / Ж.А. Жунисбекова, Ж.Д. Изтаев, Н.Е. Исманова и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – No 1. – С. 19-23.
10. Ильина, Т. А. Проблемное обучение [текст] / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы. – 2013. - No 2. – С. 5.
11. Иоффе, А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - No 1. – С.13-17.
12. Казанцева, В. В. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание [текст] / В. В. Казанцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. — С. 149-151.
13. Каххорова, Ш.Ш. Нетрадиционный подход к образованию [текст] / Ш.Ш. Каххорова // Academy. – 2018. - No 5 (32). – С. 91-92.
14. Коршунова, Е.А. Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания [электронный ресурс] / Е.А. Коршунова // сайт: Современный урок. – URL: https://www.1urok.ru/categories/8/articles/18584 (дата обращения: 23.04.2024).
15. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
16. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский. - Педагогика. – М., - 2003. – С.3-10.
17. Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие[Текст] / Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
18. Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществоведения [электронный ресурс] // сайт Государственного учреждения образования «Средняя школа No19 г. Барановичи». – URL: http://sch19.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=102801 (дата обращения: 23.04.2024).