Фрагмент для ознакомления
2
Первичные статистические методы появились еще до появления обширного конвейерного производства. Они представляли из себя сплошной мониторинг продукции, которую создавал ремесленник, играющий роль и производителя, и контролёра. В будущем этом метод не приносил эффективности, поскольку появилось разделение труда. Однако дальнейшая промышленная эволюция привела к изобретению статистических методов управления качеством.
Первое применение статистических методов было зафиксировано в 1924 году, когда В.Шухарт применял контрольные карты для определения доли брака продукции. Также, Шухарт ввел такое понятие как SPC (Statistical process control), которая подразумевает собой использование методов статистики в контроле качества.
Также к дальнейшему развитию статистических методов привёл Э. Дейминг, который разработал метод PDCA для улучшения производственных процессов.
Также помимо западных деятелей в области качества развитием статистических методов занимался такой деятель как, Каору Исикава, который предложил графический метод анализа причинно – следственных связей. Даже на сегодняшний день практически невозможно найти такую область деятельности по решению проблем качества, где бы не использовалась данная диаграмма.
Внесли свой научный вклад в развитие статистических методов и советские ученые. К примеру, Н.В. Смирнов заложил основы теории непараметрических рядов, а Е.Е. Слуцкий опубликовал несколько важных работ по статистике связанных стационарных рядов. Особенно интенсивно в СССР разрабатывались статистические методы исследования и контроля качества в массовом производстве, методы планирования эксперимента (Ю.П. Адлер и др.).
В более современное время российские ученые также проводили исследования в области статистических методов. Например, В.А. Лапидус опубликовал ряд трудов по теории и практике управления качеством с учетом вариаций и неопределенности, в которых изложен "принцип распределения приоритетов", позволяющий оптимально выстроить отношения поставщика и потребителя с позиции обеспечения качества. Ему же принадлежит новый подход к управлению качеством, названный "гибким методом статистического управления", который математически опирается на теорию нечетких множеств.
Для повышения характеристик качества продукции и процессов необходима вовлеченность всех работников предприятия. Семь базовых инструментов качества и другие методы описательной статистики позволяют следить и корректировать процесс, а также являются достаточно простыми, что позволяют всем участникам производственной деятельности использовать их без сложной предварительной подготовки.
Базовые (простые) статистические методы – это инструменты, которые могут использовать все члены предприятия, от генерального директора до простого инженера. Данные методы являются частью описательной статистики.
В качестве простых статистических методах выделяют семь инструментов контроля качества:
– причинно – следственные диаграммы (Диаграммы Исикавы);
– диаграммы Парето;
– гистограммы;
– расслоение;
– диаграммы разброса;
– карты Шухарта;
– графики.
Семь простых инструментов могут применяться в любой последовательности, в любом сочетании, в различных аналитических ситуациях, их можно рассматривать и как целостную систему, и как отдельные инструменты анализа. В каждом конкретном случае предлагается определить состав и структуру рабочего набора методов. Хотя они являются простыми методами, это не значит, что при использовании многих из них нельзя воспользоваться программным обеспечением, чтобы быстрее и без затруднений сделать подсчеты и наглядней представить статистические данные.
Для решения проблем, связанных с качеством продукции, широкое применение находят элементарные методы – «7 инструментов». Известно высказывание японского специалиста по качеству профессора К.Исикава о том, что 95 % всех проблем фирмы могут быть решены с помощью семи инструментов качества [2]. Поэтому эти методы будут рассмотрены более подробно.
В качестве основы для применения этих методов составляют контрольные листки. Он не относится к семи простым инструментам, а лишь является вспомогательным методом в построении и дальнейшем использовании гистограмм, контрольных карт и др.
В контрольный листок заносят необходимые данные для решения определённой задачи. Такой листок позволяет вносить данные за большой период времени, а также этот метод не является затратным по времени и в финансовой составляющей, в него лишь вносятся те данные, которые были зарегистрированы контролером или исполнителем за определенный промежуток времени.
В зависимости от задачи, контрольные листки бывают следующих типов:
– контрольный листок для учета распределения параметров изделия;
– контрольный листок для регистрации видов дефектов;
– контрольный листок для анализа стабильности процесса.
Причинно – следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) помогает выявить и структурировать различные факторы и условия, оказывающие влияние на проблему. При построении диаграммы выбираются наиболее важные технические факторы, влияющие на рассматриваемую проблему, к примеру, на показатели качества (рис. 1.1.1). Причины сортируются следующим образом:
– на более вероятные;
– на связанные с небрежностью персонала;
– на трудно устранимые и неустранимые.
Также при построении диаграммы часто можно заметить корреляцию (взаимосвязь) между факторами и показателями качества.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты:
1. ГОСТ Р ИСО 22514-6-2014 Статистические методы. Управление процессами. Часть 6. Статистики воспроизводимости процесса для многомерного нормального распределения: – М: Стандартинформ, 2016. – 31c.
2. ГОСТ Р ИСО 7870-2-2015 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 2. Контрольные карты Шухарта [Текст]: – М: Стандартинформ, 2021. – 21с.
3. ГОСТ Р ИСО 22514-2-2015 Статистические методы. Управление процессами. Часть 2. Оценка пригодности и воспроизводимости процесса на основе модели его изменения во времени [Текст]: – М: Стандартинформ, 2021. – 15c.
4. ГОСТ 4.172-85 Система показателей качества продукции (СПКП). Конденсаторы силовые, установки конденсаторные. Номенклатура показателей [Текст]: – М: Государственный комитет СССР по стандартам, 1985. – 2с.
II. Специальная литература:
5. Абомелик Т.П. Управление качеством электронных средств [Текст]: методические указания к лабораторным работам / Т.П. Абомелик. – Ульяновск: УлГТУ, 2022. – 21 с.
6. Бородачёв С.М. Статистические методы в управлении качеством [Текст]: учебное пособие / С. М. Бородачёв. – Екатеринбург: УрФУ, 2022. – 18 с.
7. Закирова А.Р. Статистические методы в управлении качеством [Текст]: Пособие для проведения практических занятий / А.Р. Закирова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 2 с.
8. Закирова А.Р., Статистические методы в управлении качеством [Текст]: пособие для проведения практических занятий/ А.Р. Закирова. - Казань: Казан. ун-т, 2022. – 3 с.
9. Сундарон Э.М., Статистические методы контроля и управления качеством. [Текст]: Учебное пособие / Э.М Сундарон. –УланУдэ: Издательство ВСГТУ, 2022. – 22 с.
10. Горбунова, О.И. Инструменты и методы управления качеством [Текст]: учебное пособие / О.И Горбунова, И.К. Гусева. -Иркутск: Изд-во БГУ, 2021. – 21 с.
11. Петрова И. В. Контрольные карты Шухарта как наглядный инструмент внутрилабораторного контроля качества измерений [Текст]: / И. В. Петрова. // Молодой ученый. – 2022. – № 52 (290). – С. 56-58.
12. Нахратова Г.В., Контроль технологической точности [Текст]: практикум / Г.В. Нахратова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. - 12 с.
III. Источники удаленного доступа:
12. Сачков Ю.В. Статистические методы [Электронный ресурс]. – Электронная библиотека Института философии РАН – Режим доступа:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd07839229cc1c82e74c0d0 (дата обращения 23.04.2024).
13. Гродзенский С.Я., Гродзенский Я.С. Методы менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Издательство журналов | РИА «Стандарты и качество» – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=58091 (дата обращения 23.04.2024).
14. Багузин С.В. Семь основных инструментов контроля качества [Электронный ресурс]. – Путь менеджера – Режим доступа: http://baguzin.ru/wp/sem-osnovnyh-instrumentov-kontrolya/ (дата обращения 23.04.2024).
15. Кузьмин А.М. Принцип Парето. Метод Диаграмма Парето [Электронный ресурс]. – Бизнес партнёр – тренинговая компания – Режим доступа: https://training-partner.ru/staty/metod-diagramma-pareto.html (дата обращения 23.04.2024).
16. Вахрамеева Е.А., Фролова И.И., Совершенствование деятельности отдела технического контроля на автомобильном предприятии [Электронный ресурс]. – НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-deyatelnosti-otdela-tehnicheskogo-kontrolya-na-avtomobilnom-predpriyatii/viewer (дата обращения: 23.04.2024).
17. Брандин В.А. Место и роль ОТК в системе менеджмента качества [Электронный ресурс]. – «Quality» – менеджмент качества и ISO 9000 – Режим доступа: https://quality.eup.ru/MATERIALY14/otk-smk.htm (дата обращения: 26.05. 23.04.2024).
18. Забарило Д., Конденсаторы. Принцип работы и маркировка конденсаторов [Электронный ресурс]. – diodov.net: Электроника для начинающих –Режим доступа: https://diodov.net/kondensatory-printsip-raboty-i-markirovka-kondensatorov/ (дата обращения: 23.04.2024).
19. Аскаров Е.С. Статистические методы в управлении качеством [Электронный ресурс]. – «Quality» – менеджмент качества и ISO 9000 – Режим доступа: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY14/stat_v_uk.htm (дата обращения: 23.04.2024).