Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что содержание программы должно предусматривать развитие личности, мотивации и способностей детей к различным видам деятельности [18].
Одним из основных аспектов (сфер) является когнитивное развитие: развитие любознательности и когнитивной мотивации; формирование познавательных действий, формирование сознания; развитие воображения и творческой деятельности; формирование первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, количество, часть и целое, пространство и время, причины, последствие, разнообразие стран и народов мира». Все перечисленные требования заложены в основу развития познавательной активности дошкольников в контексте ФГОС ДОО.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема психического развития решается на государственном уровне и находит свое отражение в основных федеральных законах и документах, регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
У дошкольников развивается самоопределение, целеустремленность и интенциональность психических процессов, что свидетельствует об участии воли в процессах восприятия, памяти и внимания [19].
В этом возрасте у ребенка развивается инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Детям необходимо уважение и похвала со стороны взрослых, поэтому ребенок становится более чувствительным к замечаниям взрослых [1].
На четвертом-пятом году жизни ребенок не только активно овладевает речью - он овладевает языком творчески, он, по сути, участвует в образовании слов. Этот тип речи позволяет ребенку в конце этого возраста перейти к абстрактной речи, рассказывать истории, делиться впечатлениями и опытом. Особенностью речи ребенка в этом возрасте является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, соблюдает правила игры, учится контролировать свое поведение. То, что относительно легко для ребенка, становится хуже, когда оно соответствует требованиям взрослого. Через игру у ребенка развивается творческое видение, интеллект, сила воли и моральные принципы.
Исследователи полагают, что с ростом и развитием ребенка его любознательность начинает все больше и больше смещаться в сторону познавательной активности, которая, как и любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Его элементами являются: мотивирующая часть (потребность, мотивация, цель), субъект деятельности, соответствие субъекту и мотивации деятельности, а также средства ее осуществления [9]. Таким образом, понятно, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая когнитивную функцию.
В дошкольном детстве происходит формирование первичного образа мира за счет познавательной активности ребенка, которая свойственна каждому возрастному этапу.
Значительные изменения происходят в когнитивных функциях.
Восприятие развивается, но она еще очень плохо организована, поэтому руководящая роль педагога очень важна. Осваиваются общепринятые сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) дошкольного возраста, осваиваются способы их использования, совершенствуется рассмотрение предметов. Сложнее всего детям выучить стандарты размеров, ведь дошкольники не знают системы мер. Следовательно, они представляют размеры объектов в терминах их отношения к размерам других объектов (например, больше, меньше). К 5 годам дети обычно понимают основные цвета, геометрические фигуры и соотношение 3–4 размеров (большой, маленький, самый большой, самый маленький). Дети могут организовывать группы объектов по их характеристикам – размеру, цвету; выбрать такие параметры, как высота, длина и ширина [2], [19].
Овладение способами повторения происходит следующим образом: дети начинают решать новые задачи, требующие учета свойств предметов, с помощью тестов, а затем переходят к внутренним тестам, сравнивая свойства предметов с изученными эталонами.
Увеличивается объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает формироваться свободное запоминание: дети принимают на себя задачу - запоминают указания взрослых и могут выучить небольшое стихотворение, но преобладает образная память непроизвольного характера. Запоминание и припоминание картинок является активным и зависит от характера материала. Ребенок запоминает то, что он заметил, что было интересно и произвело на него впечатление [14].
Сознательное, целенаправленное припоминание и припоминание, по-видимому недостаточно развито. Обычно они связаны с другими видами деятельности, так как необходимы в играх, для взрослых, на занятиях – при подготовке детей к школе. Ребенок может повторить самый трудный материал, но только во время игры. Например, взяв на себя роль продавца, он может запомнить и вспомнить длинный список продуктов и других товаров. Если дать ему список похожих слов вне игровой ситуации, он не сможет этого сделать. В целом основной путь развития произвольной памяти происходит на следующих возрастных этапах [8].
Значительно повышается устойчивость внимания. К сосредоточенной деятельности ребенок может приступить уже через 15-20 минут. Он может вспомнить простую ситуацию при выполнении любого задания. Фантазия начинает разрастаться. Дети могут использовать простые схематические картинки для решения простых задач. Они могут строить по шаблону и решать задачи в лабиринте [4].
По пространственному расположению предметов дети могут предсказать, что произойдет в результате взаимодействия. Но им сложно занять позицию другого наблюдателя и мысленно изменить образ. Дети постепенно используют зрительно-образное мышление для решения простых, а затем и более сложных задач с прямыми результатами. Решение задач с непосредственным воздействием на сознание – важное достижение в развитии наглядного мышления ребенка. В этом проявляется одна особенность человеческого мышления – косвенное познание, основанное на установлении связей и отношений. Дошкольники могут сознательно использовать визуальные модели для представления свойств группы похожих объектов, а не одного объекта [12].
У детей 4-5 лет существенно меняется содержание двигательной памяти. Движения сложны и включают в себя множество компонентов. Например, ребенок танцует и машет платком. Движения выполняются на основе зрительно-моторного образа, сформированного в памяти. Поэтому роль взрослого образца в освоении задания или задачи снижается, так как ребенок сравнивает свои действия с идеальными представлениями. Такое сравнение существенно расширяет его двигательные возможности [8].
Совершенствование задач с предметами, их автоматизация и выполнение на основе идеальной модели - образа памяти - позволяет ребенку совмещать сложные задачи, такие как труд на природе и ручной труд. Ребенок качественно выполняет инструментальные задачи, основанные на тонкой дифференциации движений и специальной моторике.
Центральным вопросом в концепции развития памяти является соотношение зрительной и словесно-логической памяти. Зрительная память появляется раньше, чем вербальная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер, Л.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - - 335 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
3. Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 24.02.2024).
4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985.
5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. – 4-е изд., стерсотип, – М.: Академия, 2012. –176 с.
7. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.
8. Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Курс лекций: учебное пособие / О. Н. Лошкарева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - 119с.
9. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова – М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
10. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.) / А.А. Мелик-Пашаев. – Дубна: Феникс+, 2009. – 245 с.
11. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2009. – 639 с.
12. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
13. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 45-46.
14. Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности [Электронный ресурс] / Т. Е. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 820-823. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 05.12.2023).
15. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - Москва: Политиздат, 1988. - 592 с.
16. Теплов Б.М. Психология как основа для маскировочной техники / Б.П. Теплов // Война и техника. 1926. № 306-307. — C. 44-52.
17. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., 1995. – 243 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 04.12.2023).
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
20. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2019. – 272 с.
21. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка /Е. В. Яковлева // Актуальные задачи
22. педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67–70.