Фрагмент для ознакомления
2
1 Правовая культура и ее взаимосвязь с правовым сознанием
1.1 Понятие правовой культуры
Правовая культура представляет собой составную часть культуры общества, ей присущи свои особенности, закономерности и характеристики. Правовая культура формируется под влиянием культуры общества прошлой эпохи, в частности, эта культура может передаваться из поколения в поколение. Также на формирование правовой культуры оказывают влияние национальные особенности народа, менталитет и традиции .
Важным элементом правовой культуры является правомерное поведение личности. Содержание правовой культуры включает в себя взаимосвязанные элементы права, а именно, речь идет о праве, правовом сознании и правомерном поведении. Правовая культура играет особую роль в правовой системе общества.
Следует также сказать о зависимости уровня и состояния правовой культуры от процесса функционирования государственной власти. Государство формирует качественное состояние правовой культуры, также в этом процессе участвует и общество. Тем не менее, государство все равно играет здесь ключевую роль.
Что касается понятия «культура», то здесь существуют разные мнения отечественных и зарубежных исследователей. Например, М.Г. Болдырева отмечает, что в понятии культуры выражены глубина и неисчерпаемость бытия человека. Культура является многогранным и многоаспектным феноменом .
Согласно мнению Н.С. Злобина, культура является социально значимой творческой деятельностью, которая предполагает процесс освоения богатства и опыта человеческой истории для внутреннего богатства индивидов .
Российская культура, по мнению специалистов, является генотипом, на основе которого осуществляется формирование уникальной системы ценностей, определяющей особенности российского общества, в том числе, речь идет о восприимчивости к наличным практикам правового регулирования. В российской национальной культурной традиции наблюдается совмещение как западных, так и восточных традиций, по этой причине отечественная правовая культура может быть определена как евразийская .
Правовая культура как часть культуры в целом, непосредственно связана с правовой системой, в нее включены убеждения людей, ценности, ожидания и идеалы.
Согласно мнению Фридмена, структура правовой системы представлят собой некую машину, для которой «сущность является тем, что эта машина производит и делает. А «правовая культура» является характеристикой субъекта, который принимает решение о включении или выключении данной машины, а также определяет способ ее использования.
В строении правовой культуры принято выделение внутреннего и внешнего аспектов .
Некоторыми зарубежными авторами отождествляется правовая культура и право. В частности, декан факультета права Католического университета в Брюсселе М. ван Хоек и докторант того же Университета М. Вэррингтон обосновывают необходимость существенного изменения парадигмы сравнительных правовых исследований. Они предлагают понимать под правом не совокупность общеобязательных норм, а культуру. М. Хоек и М. Вэррингтон используют в качестве ключевой концепции традиции и менталитета, объясняя необходимость такого подхода невозможностью понять право вне широкого исторического, социально-экономического и идеологического контекста» . Согласно мнению этих ученых, право является не только нормами или концепциями, но также и социальной практикой в рамках данной правовой общности, неким «правовым образом жизни», правовой культурой, свойственной субъектам правоотношений .
Генезис правовой культуры специалистами, которые отождествляют право и правовую культуру, связывается с генезисом права в человеческом обществе.
Единственный носитель правовой культуры – это человек, именно по этой причине с личностью связаны все основные элементы генезиса правовой культуры. В частности, речь идет о получении правовой информации, формировании на основе полученной информации отдельных убеждений и совершении действий на основе этих убеждений .
Правовая культура по структуре носит пластический характер, ее всегда необходимо рассматривать через призму человеческой деятельности. Это правовая культура общества, классов, социальных групп, отдельной личности, в том числе не только законопослушной.
Правовой культурой в реальной жизни выполняются несколько функций, а именно, это познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная и прогностическая.
Следует сказать о связи познавательно-преобразовательной функции с теоретической и организаторской деятельностью, направленной на формирование правового государства и гражданского общества. Она призвана для содействия процессу согласования общественных, групповых и личных интересов, чтобы человек стал центром развития общества, для создания достойных условий жизни и труда, обеспечения социальной справедливости, политической свободы, возможности полноценного развития.
Кроме того, мы можем указать на связь данной функции с правовыми и нравственными гарантиями ценностей честности и порядочности, доброты и милосердия, морального самоконтроля и совестливости, человеческого достоинства и свободы выбора .
Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы обеспечить устойчивое, слаженное, динамичное и эффективное функционирование всех элементов правовой системы, а значит, и всего общества в целом.
Правовая культура, выступая как элемент правового сознания и бытия в их единении, связана не только с процессом отражения бытия общества, но и с процессом активного обратного воздействия на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут влиять на процесс консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, способствовать тому, что они употребят все усилия для формирования правового государства .
Правовая культура способна к обеспечению социального сплочения людей. Она не только дает возможность осуществления правового общения между гражданами, но и регуляции их взаимоотношений в юридической сфере .
Реализация регулятивной функции осуществляется посредством правовых и социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура участвует в обеспечении социальных стремлений и идеалов, взаимности прав и обязанностей граждан, упорядочивает данные отношения.
Ценностно-нормативную функцию правовой культуры выражают аксиологические характеристики. Объекты оценки – это правовые нормы и иные элементы правовой культуры.
Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.
Правосоциализаторскую функцию возможно изучить посредством формирования правовых личностных качеств. Безусловно, здесь можно говорить о существенном влиянии правовой действительности на данный процесс. Вместе с тем, существует необходимость в целенаправленной правовоспитательной работе, мероприятиях по организации юридического всеобуча населения. Правовой культурой выполняется и коммуникативная функция. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права .
Фрагмент для ознакомления
3
Список нормативно-правовых актов:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011.
Список научной и учебной литературы:
2. Адамова А.Р. Правовая культура современной России / А. Р. Адамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65698/ (дата обращения: 18.04.2024).
3. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов-на-Дону, 1999
4. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания//История государства и права. 2004. №5. С. 19–34
5. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982
6. Беляева А.А. Правовая культура и способы ее повышения / А. А. Беляева, Е. А. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81702/ (дата обращения: 18.04.2024).
7. Бирюков С. В. Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Бирюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с.
8. Гавриков В.П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 461 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08962-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541391 (дата обращения 18.04.2024)
9. Долгова А.И. Правовое воспитание молодёжи. М., 1979.
10. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993
11. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195
12. Каландаришвили З.Н. Правовая культура как элемент системы правового поведения личности. - СПб., 2012.
13. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973
14. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019.-304 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1027423
15. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом правовом государстве // Культура: правление, экономика, право. 2012. №3. С. 26–29
16. Месилов М.А. Проблемы трансформации правосознания в Российской Федерации. М., 2014
17. Муслумов Р.Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург, 2013.
18. Непомнящая Н. Г., Авраменко С. С. Российская правовая культура на современном этапе [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 9-13. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1261/
19. Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М., 1996.
20. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526
21. Правовая культура : учебник для вузов / А. И. Землин [и др.] ; под общей редакцией А. И. Землина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15223-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487965 (дата обращения: 18.04.2024).
22. Романюк С.С. Генезис правовой культуры. - М., 2013.
23. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70
24. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник / Сырых В.М., - 6-е изд., пеераб. и доп. - Москва :Юстицинформ, 2012. - 704 с. ISBN 978-5-7205-1094-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/753701
25. Тимохина Д. А. Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства / Д. А. Тимохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81327/ (дата обращения: 18.04.2024).
26. Трофимов В.В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2010. №5. С. 50 – 57.
27. Чубоева О.К. Правовая культура населения / О. К. Чубоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/153/42059/ (дата обращения: 18.04.2024)
28. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. №2. С. 165–181.