Фрагмент для ознакомления
2
Рационализации и охране труда может быть две стороны одного процесса при рассмотрении труда как ресурса. И будем с ним относиться как с любым ресурсом, то есть использовать максимально, не допускать его «порчи». Это подход, который учитывает интересы компаний и работников. Далее представлена информация из книги «Курс высшего менеджмента», изданной в 1964 году в США, в 6 томах, переведенной и изданной в СССР сокращенно в начале 70-х годов. Далее курсивом будут выведены тексты автора поста об охране труда, а также современных инструментах [12].
В идеале основная задача рационализации работы заключается в том, чтобы найти наилучший способ выполнения каждого труда на предприятии – способ, основанный на экономии времени, сил, материала и прочих элементов производственного процесса. Пять моментов могут повлиять на работу [2].
Экономия получается в этих областях посредством изменений или перемен, исключающих, комбинирующих, перестраивающих или уменьшающих количество элементов такого или иного типа работы.
1. Двигаться руками и телом. Изменение отдельных движений, последовательности и характера может быть проведено с целью упрощения или усовершенствования методов труда. Для проведения анализа этой темы в аспекте охраны трудовой деятельности используется инструмент, который называется оценкой тяжести процесса труда в рамках проверки рабочего места по трудовым условиям. Однако сейчас это направление, этот инструмент пренебрегает аттестующим организациям и не оценивает предприятия. Здесь можно применять и иные подходы, которые направлены на совершенствование процесса, такие как методики оценки риска. Эти методики широко применяются при реализации международных норм безопасности. Следует отметить, что анализ действий, действий и движений по охране труда также может привести к не только сохранению рабочей силы, но также к росту производительности труда [10].
2. Место для работы - это оснастка, планировка и оборудование для работы. Устройство любой отдельной рабочей площадки или конструкции оборудования, которое используется для исполнения определенной части задачи, может быть изменено. Здесь, по охране труда, стоит обращать внимание прежде всего на два:
- для среды труда: шумы, вибрации, освещенности, химические факторы т.д.
- на безопасность материальной среды, то есть соответствие стандартам безопасности машин, приборов, инструментов и конструкций. Для того чтобы оценить влияние данных параметров на «порчу» ресурса, вполне подойдут инструменты, такие как оценка рабочего места в условиях труда, можно применять и другие методы для оценки.
3. Процессы или последовательности работы. Правила и условия поступления продукции на разные места можно изменить, также можно изменить количество мест. Международный стандарт ОHSAS 1801:07 рассматривает этот процесс в области безопасности труда в разделе Управление операциями [15].
4. Конструкция изделий, форма проданного товара или отгруженного материала. Конечная форма продукта, в которой она идет за пределами компании, может требовать небольших изменений, чтобы достичь цели ее совершенствования. Что касается требований к охране труда, то это сокращение числа и степени опасности, связанных с ними, на одной стороне, а на другой, в общем, то же самое, вопрос – возможности выполнять работу с минимальными затратами сил.
5. Для обеспечения желаемого усовершенствования поступающих в организацию вспомогательных материалов или сырья может потребоваться изменения формы, условия, технические требования к поступающим в организацию материалам. В соответствии с стандартом ОHSAS 1801:07 это тоже касается управления операциями.
Изменения любой, а не первой сферы, обычно обозначают изменения и других сфер, которые предшествовали ей в списке. Изменение себестоимости возможно в одной области, а снижение стоимости будет происходить в других. К примеру, изменения спецификаций материалов могут привести к увеличению расходов на материалы, но это увеличение может компенсироваться экономией, полученной при более эффективном использовании техники и труда [5].
Изучение правила экономичности движения.
Ряд экспертов разработали правила, сформулировали законы экономического движения, но наиболее применимы были принципы, которые предложил Ральф У. Бернс, который разработал и перерабатывал первоначальные «Правила человеческого движения» Джильберта.
1. Работа нужно равномерно распределять между двумя руками, чтобы одновременно они начали и заканчивали работу.
2. Не говоря уже о периодах отдыха, рука не должна бездействовать одновременно.
3. В работе движение рук следует симметрично, а не в противоположном направлении. Многие работники в процессе работы сначала вводят в ход одной руки, а потом другой. Это означает, что рука не действует, когда занята другая. Это также может означать то, что работающий стоит на своих ногах в какой-то мере нетвердо. В любом случае самым естественным состоянием для рук для работы является противоположное, симметричное движение рук.
4. Надо применять практически самую простую форму движений рук и тел.
5. Следует использовать максимально механические моменты, образуемые движениями организма. Однако, если механический момент не может быть использован и его необходимо преодолеть противоположным направлением мускульного напряжения, движения, являющиеся моментом, должны уменьшаться или вообще исключаться.
6. Ровное, плавное движение приводит к меньшей усталости, и следует предположить их отрывным движениям, частым остановкам и изменению направления движений.
7. Баллистическое движение проще и может быть быстрее и точнее сдержанных или контролируемых движений. На примере контролируемого движения Бернс приводит процесс написания. При письме это относительно утомительное движение, мышцы больших и иных пальцев, опираясь на карандаш, противостоят друг другу, когда они направляют карандаш. Баллистические движения, наоборот, можно представить такими движениями, которые нужны для размаха клюшкой на гольфа или для захвата гвоздя. После начала движения не требуется дальнейшее мускульное напряжение. По Бернсу баллистические движение предпочтительно контролируемые [1].
8. Работа нужно налаживать так, чтобы было легкое и естественное движение. Материалы и инструменты станка должны находиться в естественной доступности, то есть в пространстве, которое находится прямо перед работником, где работа может выполняться с помощью наиболее сложных движений по классу.
9. В том случае, если возможно, нужно использовать бункеры и другие приборы с гравитацией.
10. Надо быть достаточно освещения.
11. Высота кресла и сидения должны позволить работнику принять удобные позы и позволить ему стоять и сидеть как можно чаще.
12. Не стоит делать руками того, что можно сделать с помощью зажимов, приспособлений и устройств, приведенных ногами.
13. Где можно использовать комбинации двух и более инструмента.
14. Ручки инструмента и ручки нужно делать таким образом, чтобы максимально плотно контактировать с руками, особенно в тех случаях, когда требуется усиление [11].
Научные методы.
Есть вполне определенная методика применения научных методов в рационализаторской деятельности. Научные методы, используемые для поиска наилучших способов выполнения работ, включают следующие этапы.
1. Определение целей. Прежде всего, определяется конкретная цель. Изменения можно потребовать в любой сфере, которая влияет на выполнение работ.
2. Анализы. Далее существующие методы работы анализируются и распределяются по составным элементам. Каждая из этих компонентов должна иметь свою особенность и была необходима для того, чтобы выполнить эту работу.
3. Критический разбор. Как только выявлены элементы работы, каждая из них будет разобрана и внимательно рассмотрена, задавая вопросы: зачем, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем и зачем? Для определения того, какие перемены могут быть внесены в действующий метод работы, необходимо использовать все имеющиеся данные по этому вопросу.
4. Нововведения. Разрабатываются подробности нового предложенного метода, которые представляются наиболее приемлемыми. Составляют характеристики, делают расчеты новых изделий, оборудования, планируют рабочее место и технологический процесс.
5. Проверить. Предложенные методы проверяются так же, как и указано в третьем разделе.
6. Испытания. Если предложенная методика соответствует поставленным задачам, она подвергается «пробному тестированию» в реальном производстве. После чего вносятся изменения.
7. Внедрения. В результате разработаны типовые методы использования всех производственных рабочих и руководителей, которые коснулись изменений производства [7].