Фрагмент для ознакомления
2
Важная роль в экономическом развитии страны принадлежит таможенным органам, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, а также правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Качество и полнота выполнения таможенными органами своих задач зависит от эффективности их взаимодействия с юридическими лицами, в том числе юридическими лицами, оказывающими различные услуги в таможенной сфере.
Развитие рынка таможенных услуг создает предпосылки для упрощения и ускорения процесса совершения таможенных операций по выпуску товаров, сокращения временных затрат при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности.
Практический опыт реализации концепции взаимодействия юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, демонстрирует значительное снижение риска нарушения ими таможенного законодательства при существенном снижении нагрузки на таможенные органы по контролю за их деятельностью. В соответствии с таможенным законодательством складами временного хранения (СВХ) являются специально определенные и оборудованные сооружения, помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров, а таможенными складами (ТС) - специально определенные и оборудованные сооружения, помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.
Основное отличие СВХ от ТС заключается в правовом статусе товаров, которые находятся на временном хранении на СВХ, а на ТС они должны быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада. Сравнительный анализ особенностей функционирования СВХ и ТС представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ СВХ и ТС
Таким образом, СВХ и ТС позволяют лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров:
– хранить товары под таможенным контролем до завершения временного хранения или их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– получить дополнительное время для преодоления тарифных и нетарифных ограничений;
– размещать крупные партии товаров, с правом изъятия товаров отдельными партиями под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что снижает объем оборотных средств, необходимых для уплаты таможенных пошлин.
— хранить товары без выгрузки из транспортных средств. В целом функционирование складов временного хранения и таможенных складов способствует повышению эффективности транспортной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности.
1.2. Правовое регулирование деятельности таможенного склада и склада временного хранения
Нормативно-правовое регулирование деятельности ЕАЭС и ЕАЭС в Российской Федерации осуществляется на основе ряда нормативных правовых актов:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Соглашению о Таможенном кодексе ЕЭК);
2. Приказ Федеральной таможенной службы России от 18.03.2019 № 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и в иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядок регистрации документов, представляемых для помещения товаров на временное хранение, и выдачи подтверждения регистрации документов, порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на осуществление операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза , определяющие условия и порядок выдачи (аннулирования) разрешения на временное хранение товаров в других местах, порядок отчетности владельцев таможенных складов и складов временного хранения и лиц, получивших разрешение на временное хранение товаров в местах временного хранения товаров , формы отчетности, порядок их заполнения, а также порядок и сроки предоставления отчетности;
3. Приказ ФТС России от 17.01.2019 No 47 "Об утверждении Порядка учреждения и функционирования таможенных складов и складов временного хранения, в том числе Таможенных складов и складов временного хранения таможенных органов" ;
4. Приказ ФТС России от 27.03.2019 No 515 "Об утверждении требований к обустройству, оборудованию, месту нахождения таможенного склада и склада временного хранения, оборудованного автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, и прилегающей территории к нему, а также таможенного склада и склада временного хранения и прилегающей территории к нему в случае расположения таможенного склада и склада временного хранения в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории таможенного склада и склада временного хранения будет размещаться таможенный орган» ;
5. Приказ ФТС России от 28.01.2019 No 103 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев таможенных складов и складов временного хранения» и пр.
6. И иных НПА в части, касающейся деятельности ТС И СВХ.
На сегодняшний день можно обозначить два направления нормативно- правового регулирования деятельности таможенных складов и складов временного хранения:
- правовое регулирование статуса собственника ТС И СВХ и требований к месту расположения и оборудованию ТС И СВХ;
- правовое регулирование порядка осуществления таможенных операций и прочих действий с грузом (товаром), которые находятся на временном хранении.
Договорные отношения, которые строятся между собственниками ТС И СВХ и лицами, которые желают поместить груз (товар) на ТС И СВХ, строятся на основе соглашения, в следствии чего заключается между сторонами договор и носит характер публичности .
Таким образом, нормативная правовая база в отношении временного хранения грузов (товаров) относительно небольшая, однако в ней четко отражены все понятия и необходимые механизмы, которые совершаются как участниками ВЭД, так и должностными лицами таможенного органа (таможенного поста) при помещении груза (товаров) на ТС И СВХ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 27.04.2024)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс] // Официальный сай т Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32 (ч.I), 06.08.2018, ст.5082.
5. Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами Таможенных складов и складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности". - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
6. Приказ ФТС России от 17.01.2019 No 47 "Об утверждении Порядка учреждения и функционирования таможенных складов и складов временного хранения, в том числе Таможенных складов и складов временного хранения таможенных органов. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
7. Приказ ФТС России от 27.03.2019 No 515 "Об утверждении требований к обустройству, оборудованию, месту нахождения таможенного склада и склада временного хранения, оборудованного автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, и прилегающей территории к нему, а также таможенного склада и склада временного хранения и прилегающей территории к нему в случае расположения таможенного склада и склада временного хранения в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории таможенного склада и склада временного хранения будет размещаться таможенный орган. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был
Материалы судебной практики
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 27.04.2024).
9. Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 30 ноября 2017 г. по делу № А32-40766/2016 // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 27.04.2024).
10. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2017 г. по делу № А32-30758/2016 // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 27.04.2024).
11. Решение Арбитражного суда Приморского края от 30 июля 2019 г. по делу № А51-13058/2019 // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 27.04.2024).
12. Постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2006 г. по делу N А40-27820/06-52-177 // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 27.04.2024).
Специальная литература
13. Андриашин Х.А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. – М: Магистр, 2019. – 372 с.
14. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу ЕАЭС (поглавный) [Текст]. М.: Проспект, 2021. 448 с.
15. Бякин Г.И. Таможенные операции: учебное пособие / Г.И. Бякин. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. – 267 с.
16. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 298 с.
17. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник / А. А. Демичев, А. С. Логинова. – СПб: Интермедия, 2020. – 188 c.
18. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. – СПб., 2000.
19. Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. – No 6. – С.73-79.
20. Павлова А.В. Совершенствование организации таможенного контроля при помещении товаров на временное хранение / А.В. Павлова // НК. – 2022. – No5. – С. 71-81.
21. Пиманов А.К. Таможенные процедуры: учебное пособие / А.К. Пиманов. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2021. – 652 с.
22. Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учеб. пособие для вузов / Л. И. Попова. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 227 с.