Фрагмент для ознакомления
2
Исследование мифологических основ современных медиа является важным звеном в культурологии, а анализ мультфильма «Приключения Домовенка Кузи» представляет собой богатую площадку для академических изысканий. В данном исследовании рассматривается научная проблема: как древние славянские мифологии переосмысливаются и реконтекстуализируются в современных анимационных повествованиях? Актуальность исследования обусловлена растущим научным интересом к сохранению и трансформации культурного наследия посредством медиа; кроме того, данное исследование вписывается в более широкий дискурс о влиянии традиционных мифов на современные формы культурного самовыражения (расширяя междисциплинарное взаимодействие между мифологией, медиаисследованиями и сохранением культуры). Проблемное поле данного исследования включает в себя динамику мифологической адаптации (как субъекты и нарративы трансформируются из древнего мифоса в анимационные персонажи), интертекстуальные связи между фольклором и медиа, а также последствия этих реинтерпретаций для культурной идентичности и преемственности. При подходе к исследованию будет использована аналитическая методология, позволяющая точно и глубоко проанализировать повествовательные структуры и мифологические элементы; в то же время фактологический подход будет поддерживать анализ, обосновывая утверждения верифицируемыми данными и существующей литературой. Использование специальных терминов, таких как «космогоническая реинтерпретация» (трансформация мифов о сотворении мира), «мифологическая преемственность» (сохранение основных мифических тем во времени) и «нарративная трансмутация» (изменение элементов повествования в соответствии с новыми контекстами), обеспечит академическую строгость рассуждений.
Объект исследования – мультфильм «Приключения Домовенка Кузи», пронизанный мифологическими мотивами, почерпнутыми из древнеславянского фольклора, – представляет собой благодатную почву для исследования; предмет исследования – артикуляция и трансформация этих мифологических элементов в рамках анимации. Цель исследования – выяснить механизмы, с помощью которых древние мифологии переосмысливаются в современных медиаформатах, обеспечивая тем самым их сохранение и эволюцию в культурном лексиконе. Задачи, замысловато разработанные для достижения главной цели, включают: анализ нарративного включения и адаптации славянских божеств и мифических фигур, анализ взаимодействия между традиционными мифологическими структурами и их анимационными репрезентациями, а также оценку влияния этих адаптаций на восприятие аудитории и культурную память. Используя методологический подход, характеризующийся диахроническим анализом, исследование проследит генеалогию мифических элементов от их истоков в славянских устных традициях до их воплощения в современной анимации; синхронически оно проанализирует структурные и тематические совпадения и расхождения между оригинальными мифами и их современными изображениями. Это двойное временное исследование, дополненное множеством описательных и инференциальных анализов – от сравнительного до оценочного, – призвано предложить комплексное понимание культурных, художественных и нарративных трансмутаций, которым подвергаются эти древние повествования при переходе на современный носитель.
Научная новизна исследования проявляется в интегративном подходе к анализу славянской мифологии в рамках современной анимации – области, до сих пор мало изученной; это исследование является пионером в систематическом описании трансформации мифических архетипов и их нарративных функций в мультипликации, тем самым преодолевая значительный пробел в междисциплинарной науке. Используя сравнительную мифологическую методологию, данное исследование не только переосмысливает интерпретацию древних мифов в современных контекстах, но и обеспечивает новую основу для понимания динамики культурной передачи и трансформации в цифровую эпоху. Выдвинутая гипотеза заключается в том, что мультсериал «Приключения Домовенка Кузи» не только сохраняет, но и активно перерабатывает славянские мифологические сюжеты, адаптируя их под современные социокультурные и педагогические императивы; т.о., он играет ключевую роль в сохранении и эволюции культурного наследия. В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что эти трансформации носят не просто эстетический или нарративный характер, а влекут за собой более глубокие семиотические и идеологические сдвиги, отражающие более широкие общественные изменения и меняющиеся потребности культурных нарративов в просвещении и вовлечении современной аудитории. Через призму структуралистской и постструктуралистской теории в исследовании будут изучены семиотические сдвиги, сопровождающие ретекстуализацию этих мифических нарративов, что позволит понять механизмы адаптации мифов и их последствия для культурной идентичности и коллективной памяти.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, объединяющем сравнительную мифологию, культурную семиотику и медиаисследования, и позволяет прояснить процесс трансформации славянских мифологических мотивов в современных анимационных нарративах. Изначально в исследовании используется сравнительная методология, изложенная Е. М. Мелетинским в энциклопедической статье «Эпос и мифы» (1988), которая дает основополагающее представление о структурных и тематических сходствах и расхождениях между мифом и современными повествовательными формами. Эта теоретическая база дополняется аналитическими перспективами З. Обертовой (2022) в работе «Славянская мифология, затерянная в фэнтези», где исследуются утрата и адаптация мифологических элементов в современных жанрах фэнтези, подчеркиваются искажения и сохранения культурных нарративов. Далее А. Себелева и О. Булка (2023) проводят важнейший анализ в работе «Мифологическая картина мира славян в повести Н.В. Гоголя „Вий“«, предлагая метод анализа литературных адаптаций славянских мифов, применимый к анимационным форматам.
При написании исследования были использованы результаты работы О. Казаковой и Т. Глебович (2022) «Эффективные способы популяризации славянской мифологии и народной культуры на TikTok», в которой рассматриваются современные платформы для распространения мифов, что указывает на динамичный характер мифологических нарративов в современной культуре. Такая перспектива важна для понимания восприятия аудиторией и культурного воздействия мифологических нарративов. Исследование «Специфика хорватской народной мифологии» А. Плотниковой (2021) также вносит свой вклад, предоставляя конкретные региональные мифологические мотивы, которые обогащают сравнительную базу интерпретаций славянских мифов.
В плане нарративного анализа Д. Быханова (2023) в работе «Методы медиатизации фольклорных персонажей в видеоиграх» предлагает понимание стратегий трансмедийной адаптации, которые тесно связаны со стратегиями анимационных сериалов, что позволяет понять процессы адаптации в «Приключениях Домовенка Кузи». Кроме того, исследование В. Тихоновой (2018) «Современный миф как способ конструирования реальности» и исследование Ертановской (2019) о влиянии легенд лемков и бойков дают дополнительные аспекты влияния региональных мифов на более широкие культурные и коммуникативные практики.
Данное исследование объединяет теоретические и эмпирические методы для анализа и интерпретации ретекстуализации славянской мифологии в мультсериале «Приключения Домовенка Кузи». Сначала выводы, потом гипотезы: инвертируя традиционные исследовательские структуры, возникает нюансированное понимание, предполагающее, что если бы мультсериал не был пронизан культурно значимыми мифологическими мотивами, его влияние на сохранение культурного наследия могло бы быть заметно менее выраженным. Этот сценарий подчеркивает необходимость подобных культурных инкорпораций для сохранения наследия в цифровую эпоху. Теоретические основы исследования в значительной степени опираются на герменевтические методы Е. М. Мелетинского, где интертекстуальность мифов и современных нарративов составляет основную матрицу анализа; эти основы утверждают, что мифологические мотивы в анимации могут потенциально привести к возобновлению взаимодействия с культурными нарративами среди молодых зрителей.
Эмпирически исследование использует контент-анализ для систематической оценки изображения мифологических фигур и тем в мультфильме, противопоставляя их традиционным представлениям, зафиксированным в классических славянских фольклорных текстах. Такой анализ не только подтвердит степень адаптации, но и выявит нюансы трансформации персонажей и эволюции повествования. Если бы эти адаптации отсутствовали, можно было бы предположить, что образовательная и культурная ценность мультфильма снизилась бы, что подчеркивает роль эмпирического метода в обосновании теоретических утверждений.
Семиотический анализ также играет ключевую роль, исследуя, как знаки и символы, взятые из славянской мифологии, закодированы в визуальном и повествовательном слоях мультфильма; если эти символы будут неверно истолкованы или значительно изменены, то в результате непонимание может привести к культурному разрыву, что подчеркивает критическую природу точной и уважительной репрезентации. С помощью этих методологий – герменевтического, контентного и семиотического анализов – исследование призвано продемонстрировать, как древние мифы, будучи вплетенными в современные повествования посредством тщательной художественной интерпретации, продолжают информировать и формировать современные культурные и социальные идентичности.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении адаптации мифологии в современных медиа – в частности, в анимационных форматах; здесь древние славянские мифы не просто пересказываются, а переосмысливаются, трансформируются через призму современных общественных ценностей и технологических возможностей. Данное исследование не только вносит вклад в область культурологии, но и расширяет теоретические рамки интертекстуальности (когда тексты влияют друг на друга) и трансмедиации (процесс переноса содержания из одной медиаформы в другую), тем самым обеспечивая фундаментальную основу для будущих исследований в области медиаадаптации фольклора.
С практической точки зрения, последствия данного исследования многообразны: во-первых, иллюстрируя, как традиционные сюжеты могут быть эффективно интегрированы в современные медиа, оно предоставляет создателям контента модель использования культурного наследия для повышения глубины повествования и вовлечения аудитории. Во-вторых, результаты исследования могут стать основой для образовательных стратегий: преподаватели могут использовать такие культурно насыщенные медиа для знакомства студентов со славянской мифологией в увлекательной и познавательной форме. В-третьих, понимание динамики реинтерпретации мифологии может помочь разработчикам культурной политики в разработке инициатив, способствующих развитию культурной грамотности и сохранению наследия с помощью современных медиа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Belugina, O., Starodubets, S., Golovacheva, O., & Kurkina, S., 2018. Research into the problem of classifying mythological stories according to character-based and oppositional principles. 11, pp. 311-322. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.26.
2. Beskov, A., 2022. Fake Science and Simulacra of Culture: Illusory Ideas about Slavic Paganism in Modern Russian Humanities. Voprosy Filosofii. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-100-110.Pardaeva, D., 2019. Origins and Traditions of Using Myth Poetics in Uzbek Literature. , pp. 14-18. https://doi.org/10.31483/r-64080.
3. Bykhanova, M., 2023. MEDIATIZATION METHODS OF FOLKLORE CHARACTERS IN VIDEO GAMES. THE CASE OF “YAGA” GAME. Folklore: structure, typology, semiotics. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-97-111.
4. Ertanowska, D., 2019. The influence of Lemkos and Boykos legends and myths on the development of mass communication of Eastern Slavs (frontier territories of Poland, Ukraine and Slovakis). Proceedings of Vasyl Stefanyk National Scientific Library of Ukraine in Lviv. https://doi.org/10.37222/2524-0315-2019-11(27)-9.
5. Kazakova, O., & Glebovich, T., 2022. The Most Effective Ways to Popularize Slavic Mythology and Folk Culture on TikTok. Izvestia Ural Federal University Journal Series 1. Issues in Education, Science and Culture. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.023.
6. Kyselov, O., 2018. Vitalii Shchepans'kyi. Kistka shamana: Narys z istorii rann'omodernoho slov»ians'koho ezoteryzmu [The Shaman’s Bone: Sketch of the History of Early Modern Slavic Esotericism].. East/West: Journal of Ukrainian Studies. https://doi.org/10.21226/EWJUS433.
7. Marchesini, I., 2020. Myth and ‘New Russian Realism’. Alisa Ganieva’s Rewriting of the Caucasian Tradition in Prazdničnaja Gora. , pp. 181-200. https://doi.org/10.13128/STUDI_SLAVIS-7451.
8. Obertova, Z., 2022. Slavic Mythology Lost in Fantasy. Narodna umjetnost. https://doi.org/10.15176/vol59no206.
9. Pardaeva, D., & Пардаева, Д., 2019. POETICS OF MYTH IN CH. AITMATOV'S WORKS. . https://doi.org/10.36078/987654376.
10. Plotnikova, A., 2021. The specifics of Croatian folk mythology. Slavianovedenie. https://doi.org/10.31857/s0869544x0017673-3.
11. Povetkina, P., 2022. The Problem of Areal Studies of Folk Beliefs: Polish Zmora on the Background of Other Slavic Traditions. Slovene. https://doi.org/10.31168/2305-6754.2022.11.1.3.
12. Sebeleva, A., & Bulka, O., 2023. The Mythological Picture of the World of the Slavs in N.V. Gogol's Novella «Viy». Nizhnevartovsk Philological Bulletin. https://doi.org/10.36906/2500-1795/23-2/05.
13. Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/thompson (дата обращения: 28.04.2019). (на англ. яз.)
14. Tikhonova, V., 2018. MODERN MYTH AS A MEANS OF CONSTRUCTING REALITY. Vestnik of Astrakhan State Technical University. https://doi.org/10.24143/1812-9498-2018-2-134-138.
15. Абай Гэсэр. Запись И. Н. Мадасона от сказителя Пеохона Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во БКНИИ СО АН СССР, 1960. – 315 с. (на бурятском и русс. яз.)
16. Ахутин А. В. Поворотные времена. Статьи и наброски. – СПб.: Наука, 2005. – 743 с.
17. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 648 с.
18. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 435 с.
19. Иванов В. В. Метаморфозы // Мифы народов мира: энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 147-149.
20. Коломакина Б. А. Мотив превращения человека в животное в волшебных сказках бурят и шорцев // Сибирский филологический журнал. – 2012, № 3. – С. 19-23.
21. Левкиевская Е. Е. Оборотничество: границы понятия и язык его описания // Оборотни и оборотни-чество: стратегии описания и интерпретации: материалы Международной конференции (г. Москва, 11-12 декабря 2015 г.). – М.: Издательский дом «Дело», 2015. – С. 26-30.
22. Литература
23. Маргуни А. В. К вопросу о происхождении и развитии сюжета и жанра (Миф – эпос – сказка) // Historical-Philological Journal [Электронный ресурс]. URL: http://hpj.asj-oa.am/2844/1/1983-1(136).pdf (дата обращения: 05.04.2019).
24. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит-ра, 2004. – 462 с.
25. Мелетинский Е. М. Эпос и мифы // Мифы народов мира: энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 664-666.
26. Новичкова Т. А. Эпос и миф. – СПб.: Наука, 2001. – 254 с.
27. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – 239 с.
28. Силантьев И. В. Поэтика мотива. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.
29. Симян Т. С. О соотношении мифа, эпоса и романа [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology. nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2016-1/01.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
30. Сравнительный указатель сюжетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ sus/374.htm (дата обращения: 28.04.2019).
31. Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира: энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 6-9.