Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы приемы мотивации на уроках математики в 5-6 классах. В современном мире, где математика играет важнейшую роль в повседневной жизни, важно предоставлять учащимся возможность научиться применять ее знания и навыки эффективно. Особенно это актуально для учеников 5-6 классов, которые только начинают свой путь в изучении этого предмета.
Уроки математики должны быть интересными, занимательными и мотивирующими для детей. Важно понимать, что каждый ребенок уникален и способности, интересы и мотивация могут значительно отличаться.
Одним из главных приемов мотивации на уроках математики в 5-6 классах является использование игровых элементов. В игровой форме ученики смогут осознать, как математика связана с реальным миром и как они могут применять свои знания в практической жизни. Игровые ситуации развивают навыки решения математических задач, логическое мышление и способность анализировать информацию.
Другим эффективным приемом мотивации является установление достижимых целей. Ребенок должен видеть результаты своей работы и осознавать, что он способен справиться с математическими задачами. Поэтому на уроках необходимо предлагать поэтапное выполнение сложных заданий, поощрять учеников за достижения и поддерживать их в нелегких моментах.
Еще одним важным аспектом мотивации на уроках математики является создание дружеской атмосферы и учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Учитель должен уметь заинтересовать каждого ребенка, искать подход к нему, учесть его интересы и предлагать разнообразные методы обучения. В такой динамичной и понятной обстановке ученик увереннее себя чувствует и больше мотивирован к изучению математики.
В целом, актуальность использования приемов мотивации на уроках математики в 5-6 классах неоспорима. Это не только помогает ребенку освоить математические знания и навыки, но и формирует его положительное отношение к данному предмету, что в долгосрочной перспективе может стать основой для дальнейшего развития его математического мышления и выбора профиля обучения, связанного с этой наукой. Поэтому учителям необходимо активно применять эффективные методы мотивации на уроках математики и развивать у детей интерес и любовь к этому предмету.
Объект исследования – процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Предмет исследования – мотивация обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Цель исследования – исследовать приемы мотивации на уроках математики в 5-6 классах.
Цель позволяют выделить следующие задачи:
-рассмотреть понятие мотивации учебной деятельности;
-описать факторы формирования положительной учебной мотивации в 5-6 классах;
-изучить методы мотивации в практике обучения математике;
-провести экспериментальное исследование повышения мотивации учебной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, программ по математике для средней общеобразовательной школы; системный анализ основных понятий исследования; педагогическое моделирование; опрос учителей, беседы с ними; анкетирование обучающихся 5-6 классов; методы математической статистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивации учения на уроках математики
1.1. Понятие мотивации учебной деятельности
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, который направлен на учебную деятельность. Под мотивацией в учебе подразумеваются все факторы, определяющие активность в обучении: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и другие аспекты.
Понятие мотивации имеет различные трактовки. Например, в психологическом словаре оно определяется как совокупное воздействие внутренних и внешних факторов, которое побуждает к определенной активности с определенной направленностью, интенсивностью и упорством.
В работе В.Б. Шапарь мотивация определяется как побуждение, вызывающее активность и определяющее ее направленность и цели [15].
Л.И. Божович определяет мотив как то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивацию могут составлять интересы, ценности и идеалы человека. Мотив – это то, что побуждает к действию, это интерес к чему-либо. Если у ребенка создать интересный учебный предмет, то перед ним откроется возможность достижения поставленной цели [2].
Мотивация входит в более широкое понятие "мотивация". Каждый автор определяет мотивацию собственным образом, исходя из своей точки зрения. Г.Г. Зайцев определяет мотивацию как побудительную силу активной деятельности личности, коллективов и групп, связанную с удовлетворением определенных потребностей.
В обучении учебная мотивация рассматривается как новообразование психического развития школьников, которое возникает в процессе активной учебной деятельности учеников.
Мотивация формируется в процессе учебной деятельности и зависит от ее структуры. Чтобы повлиять на мотивацию, необходимо постоянно менять формы, методы и содержание учебной деятельности. Стоит помнить, что не все мотивы одинаково побуждают всех учащихся к активности. Поэтому важно различать виды мотивов.
Существует несколько классификаций мотивов учебных действий. Например, Маркова выделяет следующие виды мотивов:
а) познавательные мотивы, связанные с изучаемым предметом и самосовершенствованием (ориентация на приобретение новых знаний, овладение способами получения знаний);
б) социальные мотивы, связанные с взаимодействием с другими людьми (желание выполнить обязанности, чувство ответственности, выбор профессии) [10].
Познавательные мотивы характеризуются интересом к процессу и результату, стремлением к развитию умений и качеств, интересом к решению задач и получению рациональных результатов. Социальные мотивы связаны с обязанностями и воздействиями со стороны родителей и учителей, а также с желанием добиться признания.
В младшем школьном возрасте можно выделить следующие группы и подгруппы мотивов:
1. Учебно-познавательные мотивы, связанные с процессом и содержанием учения.
2. Социальные мотивы, связанные с результатами учения и социальным признанием.
3. Отрицательные мотивы или мотивы избегания неприятностей, связанные с желанием избежать неприятностей, которые могут возникнуть, если не достигнуть успеха в учении.
Мотивы обучения у старшеклассников и подростков значительно отличаются друг от друга, в связи с будущей профессиональной деятельностью выпускников. Подростки выбирают профессию, основываясь на интересующем их предмете. Старшеклассники же проявляют интерес к предметам, необходимым для подготовки к выбранной профессии. Лиллия Исааковна Божович говорит, что первые смотрят в будущее, ориентируясь на настоящее, а вторые настоящее рассматривают с позиции будущего.
Л.И. Божович обнаружила, что обучающую деятельность ребенка порождают два вида мотивов. Одни мотивы происходят в основном от самой учебной деятельности (внутренние). Это интерес к процессу, самопознанию, саморазвитию и развитию способностей. Другие мотивы находятся за рамками учебного процесса (внешние). Сюда относятся желание получить похвалу, хорошие оценки, ощущение долга, обязанности и т.д. [1].
Исходя из этих классификаций, можно выделить два основных типа мотивов: познавательные, связанные с учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, и социальные, связанные с социальным взаимодействием ребенка с другими людьми в процессе обучения.
Исследования научной литературы позволили выявить различные критерии формирования учебной мотивации. Особенно важными критериями являются направленность мотивов у учащегося (познавательные и социальные).
В старших классах оценка качества знаний имеет большое значение, в отличие от подростков, для которых получение хороших оценок является лишь средством достижения определенной позиции в классе. У выпускников стремление к получению знаний становится важным побудителем. Из этого можно сделать вывод, что с возрастом роль оценки как цели обучения меняется.
С возрастом количество мотиваторов, которые стимулируют их поведение, уменьшается. Возможно, это связано с формированием у них устойчивой системы взглядов на окружающий мир, а также с развитием собственных мотивационных факторов (личностных особенностей и диспозиций). Возникает потребность в разработке собственных идей и стремление разобраться во всем самостоятельно.
Стимулирование и мотивация учебной деятельности взаимно дополняют друг друга и играют важную роль в привлечении, стимулировании и сохранении интереса на уроке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Е. А. Мотивация на уроках математики: факторы, теоретические и методические аспекты / Е. А. Андреева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Психология и педагогика". – 2019. – № 3. – С. 35-44.
2. Беляков, А. В. Проблемы мотивации учащихся на уроках математики / А. В. Беляков // Сибирские экологические ведомости. – 2021. – Т. 33. – № 1. – С. 108-115.
3. Волкова, И. А. Повышение мотивации на уроках математики средствами информационных технологий / И. А. Волкова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. – 2022. – № 1-2 (27). – С. 100-106.
4. Гусарова, О. Н. Методические приемы развития мотивации учащихся на уроках математики / О. Н. Гусарова // Инновационное развитие современного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 230-234.
5. Доронина, Е. Н. Мотивация и интерес на уроках математики / Е. Н. Доронина // Новое поколение. – 2023. – № 1. – С. 123-132.
6. Зайцева, Л. В. Влияние игровых элементов на мотивацию учащихся на уроках математики / Л. В. Зайцева // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. – 2019. – № 4 (22). – С. 131-135.
7. Иванов, Н. А. Психологические аспекты мотивации на уроках математики [Электронный ресурс] / Н. А. Иванов // Психология и педагогика: от науки к практике. – 2021. – № 2. – URL: http://психология-педагогика.рф/download/journal2_2021/pedagogika_10221.pdf (дата обращения: 20.12.2023).
8. Карпова, С. Г. Развитие мотивации учащихся на уроках математики в условиях образовательной среды / С. Г. Карпова, О. И. Захарова // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. – 2020. – № 2. – С. 128-137.
9. Лапшина, О. В. Отечественный опыт формирования математической мотивации у учащихся / О. В. Лапшина // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и вычислительная техника. – 2019. – № 2. – С. 83-90.
10. Матвеев, С. В. Использование методов активного обучения для повышения мотивации учащихся на уроках математики / С. В. Матвеев // Информатика и образование. – 2023. – № 3. – С. 81-91.
11. Никитина, В. В. Оптимизация познавательной мотивации учащихся на уроках математики / В. В. Никитина // Педагогика. – 2022. – № 1. – С. 57-63.
12. Орлова, Е. М. Мотивация на уроках математики: анализ современных подходов / Е. М. Орлова // Инновационное развитие современной науки: материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 145-150.
13. Петров, И. В. Индивидуализация обучения в формировании мотивации на уроках математики / И. В. Петров // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 68-76.
14. Федорова, Е. Л. Мотивация на уроках математики в современной школе / Е. Л. Федорова // Профессионально-личностное развитие будущего педагога: материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 79-84.
15. Чернавина, О. А. Эффективные формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики / О. А. Чернавина // Современное образование: задачи и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 258-262.