Фрагмент для ознакомления
2
Двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира, играет значительную роль в механизме речевых нарушений при ДЦП.
Наблюдается клиническое и патогенетическое сходство между речевыми и двигательными нарушениями у детей с ДЦП. Одно из последствий долговременного сохранения патологических рефлексов является отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Повышенный тонус мышц языка затрудняет дыхание, производство звуков, открывание рта и движения языка.
Такие нарушения артикуляции препятствуют нормальному развитию произношения и звуковой стороны речи. Кроме того, у детей с ДЦП, из-за недостаточного кинестетического восприятия, сложности возникают не только в движении, но и в ощущении положения и движения органов артикуляции и конечностей. Более выраженные нарушения артикуляционной моторики наблюдаются у детей с значительным поражением верхних конечностей.
Все эти факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития у детей с ДЦП. Различные нарушения двигательной сферы приводят к разнообразным речевым расстройствам. Каждая форма ДЦП характеризуется специфическими речевыми нарушениями. Речевые расстройства, связанные с ДЦП, затрудняют коммуникацию детей с окружающими и негативно влияют на их общий развитие.
У детей с ДЦП наблюдается задержка и нарушение развития всех аспектов речи, включая лексику, грамматику и фонетику. В раннем возрасте активный словарь, длина предложений медленно увеличиваются, и речь остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание речи) обычно превышает активный словарь значительно. Развитие мелодико-интонационной стороны речи и восприятия ритма также задерживается. Речевая активность детей невысокая, в их речи преобладают отдельные слова или простые короткие предложения. Сложно устанавливается связь между словом, предметом и простым действием. Особенно трудно усваиваются слова, обозначающие действия, и часто они заменяются словами, обозначающими предметы.
У всех детей с ДЦП в результате нарушений артикуляционного аппарата не развивается должным образом фонетическая сторона речи. Произношение звуков страдает отклонениями и искажениями. На начальных этапах развития звуковой стороны речи многие звуки отсутствуют, а затем произносятся неправильно или заменяются близкими по артикуляции, что приводит к неясности речи. Дети с ДЦП часто усваивают фонемы в нестандартном порядке, не соответствующем нормальному развитию речи. Уже на ранних этапах развития могут появиться артикуляционные дефекты, которые укрепляются по мере формирования патологического речевого стереотипа.
У любого ребенка, страдающего ДЦП, наблюдаются нарушения фонематического восприятия, что сопровождается трудностями анализа звуков. В сложных случаях ребенок не может различить звуки на слух, не может выделить звуки в словах и не может повторить последовательность слогов. В более легких случаях затруднен звуковой анализ слов, содержащих только звуки, которые произносятся с дефектами.
В дошкольном возрасте большинство детей общается с окружающими, используя простые и короткие предложения из двух-трех слов. Даже при наличии достаточного уровня развития речи, дети не могут полностью реализовать свои возможности в общении и часто отвечают на вопросы, используя стереотипные однословные ответы. У большинства детей с ДЦП наблюдаются особенные нарушения в лексическом строе речи, которые обусловлены спецификой данного заболевания. Ограниченный словарный запас в значительной степени связан с ограниченностью, несистематизированностью и неточностью знаний и представлений об окружающем.
Дети имеют ограниченные лексические возможности и не обладают необходимыми языковыми средствами для описания различных предметов и явлений вокруг них.
Особенности формирования словарного запаса проявляются в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен словарный запас слов, обозначающих действия, качества и признаки предметов. Дети испытывают трудности в понимании и использовании предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения и абстрактные понятия. Они с трудом понимают лексическое значение слова (при наличии нескольких значений слова выделяют только одно конкретное значение, не улавливая его контекстуального смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию).
У детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения формирования грамматической структуры речи, которые зачастую связаны с лексическими проблемами.
Грамматические формы и категории усваиваются медленно и трудно, что в значительной степени обусловлено ограниченностью речевого общения, нарушением слухового восприятия, низкой речевой активностью и несовершенством познавательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е. Ф. Архипов М.: — Просвещение, 2010. — 95 с.
2. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина — М.: Новый мир, 2020. - 139 с.
3. Белякова Л. И. Заикание. [Текст] / Дьякова Е. А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 2018
4. Василенко Н. А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом [Текст] / Дефектология. - 2010. - № 1
5. Волкова Е. А Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП [Текст] / методические материалы. Авторы-составители: Е.А. Волкова, А.В. Жуковская, Е.А. Кукушкина, П.С. Федорова. – Ярославль, 2021. – 68 с
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия – Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2018. – 512 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2019. - 471 с.
9. Громова О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст]
/ метод. пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – Москва: Твор. Центр Сфера, 2020 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 123 с.
10. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. книга для логопедов: учебное пособие – Екатеринбург: Литур, 2019. – 316 с.
11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2021. – 320 с.
12. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / Забрамная С. Д., Боровик О. В. Пособие для психологопедагогических комиссий. – М.: Владос, 2020 – 32 с.
13. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / Под ред. и с предисл. Трутнева В. К., Ляпидевского С. С. – 2020 – 57 с.
14. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Книга для родителей – М.: Просвещение, 2020
15. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Киев, 2017
16. Козырева Л. М. Развитие речи. [Текст] / Дети от рождения до 5 лет / – Ярославль: Академя развития – 2019
17. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / Кольцова М. М. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. – Екатеринбург: У- Фактория, 2021 – 214 с.
18. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. – Москва: Наука, 2019. – 307 с.
19. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 703 с.
20. Макович З. Х. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе [Текст] / – Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 2019. – 247 с.
21. Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / Кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2020. – 52 с.
22. Мастюкова Е. М. Исследование структуры интеллектуальных
нарушений у детей с церебральным параличом [Текст] / Дефектология. – 2018.
23. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами [Текст] / Дефектология. – 2021. - № 6
24. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом [Текст] / Дефектология. – 2021. – №3
25. Матейчек З. Родители и дети [Текст] / Кн. для учителя: Пер. с чеш. Зденек Матейчек. – Москва: Просвещение, 2020. – 318 с.
26. Меженина Е. П. Неврастения [Текст] / М. Э. Телешевская. – Киев 2018. –166 с.
27. Методическое пособие: с приложением альбома Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. [Текст] / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2021. — 164 с. + Прил. (268 с.)
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2020 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
29. Мухина В. С. Детская психология [Текст] / Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - Москва: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 2019. – 352 с.
30. Мухина В. С. Психология дошкольника [Текст] / Мухина В. С. Таинство детства – М.,2017
31. Мясищев В. Н. Личность и неврозы [Текст] / Гос. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 2010. – 426 с.
32. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2020
33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. / М.: Издательский центр «Академия», 2020
34. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / Учеб.-метод. лит. / В. Г. Петрова, И. В. Белякова; Акад. пед, и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – 2. изд. – Москва: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2010. – 103 с.
35. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина
– М., 2020
36. Самсонов Ф. А. Наследственный фактор в патологии речи [Текст]
/ Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов – М.: МГПИ, 2018
37. Специальная психология [Текст] / Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под редакцией В. И. Лубовского. – М.: Издательский центр Академия, 2020. – 464 с.
38. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст] / учеб. – метод. пособие, СПб. – 2020
39. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. – Москва: Педагогика, 2010. – 192 с.
40. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]
/ Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. / – М: ВЛАДОС, 2010. – 265 с.
41. Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии [Текст] / Проблемы детской речи / Материалы межвузовской конференции / Под ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеевой, Т. А. Кругляковой. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2021.– 318 с.
42. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М.: Издательский центр Академия, 2020
43. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 383 с.