Фрагмент для ознакомления
2
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой король или королева имеют абсолютную власть над страной. В абсолютной монархии передача власти является наследственной и может осуществляться только по родословной .
Абсолютная монархия приобрела известность в период средневековья и преобладала на большей части Западной Европы на протяжении 16 века, захватив такие страны, как Англия, Испания, Австрия и Испания.
Однако после Французской революции 1789–1799 годов, породившей идею народного суверенитета или правления граждан, преобладание абсолютных монархий резко уменьшилось .
Абсолютизм – это политическая система, которая предоставляет одному суверенному монарху или правителю абсолютный и беспрепятственный контроль над нацией. Абсолютистское правительство часто состоит из монарха или диктатора и не имеет другого органа – законодательного, судебного, религиозного или избирательного – который мог бы противостоять власти или ограничивать ее.
По сравнению с другими формами правления, абсолютная монархия следует совершенно иному набору принципов установления и поддержания своего правления. К ним относятся:
1. Божественное право. Согласно доктрине божественного права, монарх имел полную свободу делать все, что ему заблагорассудится, если это соответствовало воле Божией.
2. Абсолютная власть. Абсолютная власть гарантировала, что монарх мог принимать решения, не консультируясь ни с кем, и он должен был следить за тем, чтобы решение выполнялось.
3. Наследственная передача власти. Абсолютная монархия устанавливает наследственную власть и жизненный принцип, при котором старший сын короля сохранял всю власть до своей смерти.
4. Централизованное администрирование. Централизованное управление позволяло монарху взимать налоги с населения для финансирования содержания своей армии и обеспечения накопления богатства.
5. Система классов. Период абсолютной монархии совпал со временем, когда классовая система была заметной. Граждане делились на высшие и низшие классы: высшим классом было духовенство и монархия, буржуазией был средний класс, а низшим классом были наемные работники и крестьяне .
Абсолютная монархия в основном выросла из твердой веры в божественное право короля на управление. Эта вера устанавливала, что жители штата не имеют ничего общего с властью монархов, поскольку право на управление им было предоставлено Богом.
Есть даже истории о королях, употребляющих синие зелья, чтобы их вены казались более синими, чем у других, что еще больше привело к мифу о том, что у королей была «голубая кровь» .
Еще одним важным фактором, который способствовал быстрому распространению абсолютной монархии, были успешные завоевания таких стран, как Франция и Испания, которые накопили огромное количество богатств в виде серебра и золота, доказав превосходство их абсолютистских систем.
Это также был период, когда феодальный строй находился в упадке и продолжались битвы феодалов. За это время территориальный союз стран стал возможен благодаря осуществлению концентрации власти .
Правительства создавали организованные армии под руководством короля, а не феодалов, в связи с необходимостью объединения огромных военных сил. Примером тому является Столетняя война, которая произошла между Францией и Британской империей.
До появления всемогущих правителей в Европе были децентрализованные правительства. Люди были в ужасе от викингов и других «варварских» вторжений.
Все эти факторы создали идеальные условия для появления всемогущих монархов.
Хотя большинство европейских стран сегодня не практикуют абсолютную монархию, в некоторых странах продолжают существовать конституционные монархии .
Однако Ватикан – единственная страна, в которой до сих пор существует абсолютная монархия с Папой Римским в качестве монарха.
За пределами Европы такие страны, как Оман и Саудовская Аравия, продолжают поддерживать принцип абсолютной монархии.
Эпоха абсолютизма – это выдающийся период истории, который сформировал многие из наших нынешних систем управления. Хотя члены королевской семьи оправдывали свой авторитет и власть, они также столкнулись со многими проблемами.
Ожидается, что с приходом современной администрации в большинстве стран мира те немногие страны, которые продолжают практиковать монархическое правление, также перейдут к более демократической форме правления.
Также стоит сказать о плюсах и минусах абсолютной монархии.
Самые ранние аргументы в пользу абсолютной монархии были высказаны английским политическим философом Томасом Гоббсом, который в своей основополагающей книге «Левиафан» 1651 года утверждал, что абсолютное всеобщее подчинение единому правителю необходимо для поддержания гражданского порядка и безопасности. На практике основными преимуществами абсолютных монархий считаются:
Без необходимости консультироваться с законодательным органом или получать его одобрение, абсолютные монархии могут быстро реагировать на чрезвычайные ситуации. В отличие от конституционных демократий, где время пребывания главы государства у власти ограничено избирательным процессом, долгосрочные цели правителя для общества легче реализуются в абсолютной монархии .
Уровень преступности, как правило, низкий в абсолютных монархиях. Строгое соблюдение законов, а также угроза потенциально суровых, зачастую физических наказаний, создают более высокий уровень общественной безопасности. Правосудие, по определению монарха, осуществляется быстро, что делает неотвратимость наказания еще более сильным сдерживающим фактором для преступного поведения.
О недостатках также можно сказать немало. В своем классическом эссе 1689 года «Два трактата о правительстве» британский философ Джон Локк, предлагая принцип общественного договора, называет абсолютную монархию незаконной формой правления, которая может привести не меньше, чем к «концу гражданского общества» .
Поскольку в абсолютной монархии нет демократических или избирательных процессов, единственный способ привлечь правителей к ответственности за свои действия – это гражданские беспорядки или прямой бунт – оба опасные предприятия.
Поскольку монархи обычно достигают своего положения по наследству, нет никакой гарантии последовательности в руководстве. Например, сын короля может быть гораздо менее компетентным и менее заинтересованным в интересах народа, чем его отец. Например, король Англии Джон, унаследовавший трон от своего брата, почитаемого и любимого Ричарда I Львиное Сердце в 1199 году, широко считается одним из наименее компетентных из всех британских монархов.
1.2. Абсолютная монархия в мировом контексте
В данном разделе мы перечислим несколько стран, в которых существовала или до сих пор существует такая форма правления, как абсолютная монархия. В Османской империи султан обладал абсолютной властью над государством и считался падишахом, что для его народа означает «Великий король». Многие султаны обладали абсолютной властью благодаря небесным указам, отраженным в их титулах, таких как «Тень Бога на Земле». В древней Месопотамии многие правители Ассирии, Вавилонии и Шумера также были абсолютными монархами .
По всему Имперскому Китаю многие императоры и одна императрица (У Цзэтянь) обладали абсолютной властью благодаря Мандату Небес. В доколумбовой Америке империей инков правил Сапа Инка, который считался сыном Инти, бога солнца и абсолютного правителя народа и нации. Корея при династии Чосон и недолговечной империи также была абсолютной монархией.
Если говорить о Европе, то на протяжении большей части европейской истории божественное право королей было теологическим оправданием абсолютной монархии. Многие европейские монархи претендовали на высшую автократическую власть по божественному праву и что их подданные не имели права ограничивать их власть.
На протяжении Эпохи Просвещения концепции божественного права на власть и демократическим идеалам придавались серьезные значения.
В Революциях 1848 года, известных в некоторых странах как Весна народов или Весна наций, были серией политических потрясений по всей Европе. Этот период остается самой распространенной революционной волной в европейской истории. К XIX веку божественное право считалось устаревшей теорией в большинстве стран западного мира, за исключением России, где ему все еще верили как официальному оправданию царской власти до Февральской революции 1917 года и в Ватикане, где оно остается и по сей день.
Яков VI и его сын Карл I пытались внедрить принцип божественного права в Шотландию и Англию. Попытка Карла I навязать епископальное правление Церкви Шотландии привела к восстанию Ковенантеров и Епископским войнам, затем опасения, что Карл I пытался установить абсолютистское правительство по европейскому образцу, были основной причиной Гражданской войны в Англии, несмотря на то, что он правил таким образом 11 лет, начиная с 1629 года, после роспуска на некоторое время парламента Англии .
Абсолютизм впервые в Европе был подкреплен письменной конституцией в 1665 году Конгеловеном, «Королевским законом» Дании–Норвегии, который предписывал монарху:
«...с этого дня все его подданные будут почитать и считать его самой совершенной и верховной личностью на Земле, стоящей выше всех человеческих законов и не имеющей судьи выше своей личности ни в духовных, ни в мирских вопросах, кроме одного Бога» .
Следовательно, этот закон уполномочивал короля упразднить все другие центры власти. Наиболее важным было упразднение Совета королевства в Дании. Абсолютная монархия просуществовала до 1814 года в Норвегии и 1848 года в Дании.
Дом Габсбургов в настоящее время вымер по мужской линии из-за смерти бездетного Карла II Испанского в 1700 году. Однако Дом Габсбургов-Лотарингских по-прежнему ведет женскую линию Дома Габсбургов .
Первым членом Дома Габсбургов-Лотарингцев, правившим Священной Римской империей, был Иосиф II, суверен, воспитанный в эпоху Просвещения. Иосиф II предоставил полную юридическую свободу крепостным в 1781 году. Франц Иосиф I Австрийский был императором Австрии с 1848 года до своей смерти в 1916 году, и ему наследовал Карл I Австрийский. Карл I был последним императором Австрии и отрекся от престола 12 ноября 1918 года из-за того, что Австро-Венгрия проиграла Первую мировую войну .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенштат, М.П. Британия Нового времени. Политическая история: учеб. пособие. –М.: КДУ, 2007. – 234 с.
2. Айзенштат, М.П. Власть и общество Британии 1750?1850 гг. – М.: ИВИ РАН, 2009. – 312 с.
3. Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. – М.: книга по требованию, 2011. – 221 с.
4. Арзаканян, М.Ц. История Франции / М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. –М.: Дрофа, 2005. – 431 с.
5. Бедокгот, В. Государственный строй Англии. – М. 2011. С.132.
6. Британская империя: становление, эволюция, распад: учеб. мат-лы /В.В. Высокова, Е.Ю. Чемякин, К.А. Макрушина. –Екатеринбург: Изд-во «Волот», 2010. – 543 с.
7. Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М., 2005. – 412 с.
8. Всемирная история: в 10 т. – Т.5. –М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 2008. – 541 с.
9. Всемирная история: Эпоха Просвещения /А .Н. Будак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. –М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. – 331 с.
10. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. –2. изд., доп. и перераб. –М.: Норма, 2007. 451 с.
11. Давидович A.M. Самодержавие в эпоху империализма. – Л., 2005. – 552 с.
12. Жидкова О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов в 2 ч. – Ч.2. – М.: Норма, 2004. – 217 с.
13. Игнатов И.Н. Государственный строй Англии. Конституционная монархия. – М., 2017. – 241 с.
14. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов в 2 ч. | под общ. ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. –Ч.1. –М.: Норма, 2004. – 612 с.
15. История Франции / под общ. ред. Ж. Карпантье, Ф. Лебрена; предисл. Ж. Ле Гоффа; пер. с фр. М. Некрасова. –СПб.: Евразия, 2008. – 544 с.
16. История Франции в 3 томах / ответств. ред. А.З. Манфред. – Т.1. –М.: Наука, 1972. – 511 с.
17. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. – М.: Норма, 2004. – 351 с.
18. Кареев, Н.И., Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. – СПб.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2009. – 234 с.
19. Мандру, Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640: эссе по исторической психологии / пер. с фр. А. Лазарева. – М.: Издат. дом «Территория будущего», 2010. – 342 с.
20. Медушевский, А.Н. Утверждение абсолютизма в России. – М. 2013. – 334 с.
21. Монархи Европы. Судьбы династий.//Под редакцией Н.В.Попова. – М., 2006. – 443 с.
22. Монархия и народовластие в эпоху просвещения. – М. 2005. – 225 с.
23. Романов, А.К. Правовая система Англии: учеб. пос. –2-е изд., испр. –М.: Дело, 2002. – 224 с.
24. Черных, И.А. Эволюция идеи монархии в английской политической мысли: дисс. кандидата политических наук. – Алматы, 1995. – 132 с.