Фрагмент для ознакомления
2
Родителство - важная составляющая человеческого общества и сложное явление, имеющее эволюционную историю, культурные и личностные особенности. Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества родительство всегда относилось к важнейшим функциям человека и определяло его социальный статус, его изучение как научной проблемы появилось сравнительно недавно и на сегодняшний день является одним из самых актуальных в различных науках.
Родительство можно рассматривать как [11, c.85]:
биологический, психологический и социокультурный феномен;
социальные институты, в том числе два института - отцовство и материнство;
деятельность родителей по уходу, содержанию, воспитанию и образованию ребенка;
существование, статус и пребывание лица в положении родителя;
объективный факт рождения ребенка у конкретных родителей, подтвержденный записью о рождении в семейном реестре;
субъективное ощущение человеком себя родителем;
кровное родство между родителем и ребенком; - отношения между родителем и ребенком
признание родственных отношений родителя с ребенком.
В зависимости от характера исследований, ученые-этологи по-разному решают вопрос о соотношении социального и биологического в происхождении родительского (особенно материнского) поведения и отношения к ребенку. Как правило, те направления этологических исследований, которые не подтверждаются экспериментальными данными (концепция «эгоистичного гена», филогенетические исследования), считают материнство неизменным, генетически детерминированным феноменом.
Родительское отношение включает в себя два начала [11, c.86]:
личностное;
предметное.
Личностное начало отражает любовь и принятие своего ребенка независимо от его достоинств и недостатков, отношение к нему как к уникальной личности [4, c.321].
Предметное начало отражает ответственность родителей за ребенка как члена общества, за усвоение им норм и правил поведения
(требовательность, контроль и оценка) [4, c.322].
Эти два начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами, присущими всякому родительскому отношению и определяющими его противоречивость.
Можно полагать, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Относительная выраженность и содержательное наполнение предметного и личностного начала имеет в каждом конкретном случае свою специфику.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих аспектов. В силу изначального единства, глубинной связи родителя и ребенка, родительская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. Она порождает устойчивую и безусловную любовь, повышенную чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, сопереживание и сорадование, которые вряд ли могут быть описаны традиционным термином «принятие».
Вместе с тем, тотальная ответственность за будущее ребенка порождает требовательность к нему, контроль за его действиями, оценочную позицию и сравнение его с другими, что превращает ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т.д. [1, c.89-90]
С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребёнку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие, не зависящее от его успехов и достижений. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. И то, и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряжённость родительской позиции.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции.
Исследование, проведенное М.В Соколовой, продемонстрировало, что личностное и предметное начало неизбежно присущи каждому типу родительского отношения. В этой связи можно предположить, что их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Вместе с тем относительная выраженностью предметного и личностного начала (т.е. какое из них доминирует) и их содержательное наполнение (как именно родитель выражает свою любовь и что мать или отец требуют от своего ребёнка) в каждом конкретном случае имеют свою специфику. Именно этими характеристиками и определяются конкретные варианты родительского отношения.
Интересная работа С.Ю.Мещеряковой, выполненная в рамках концепции генезиса общения ребенка со взрослым М.И. Лисиной, была посвящена изучению готовности к материнству. Авторами предлагается свой подход к проблеме родительских тношений, который исходит из представления о ведущей роли субъектно-ориентированного общения в психическом развитии младенца. Такого рода общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в противоположность «объектному» отношению, когда младенец выступает для него преимущественно как объект ухода (медицинских, педагогических и др. воздействий). На основании данной концепции авторы предположили, что субъектное отношение к ребенку может являться главным фактором в структуре психологической готовности к материнству, а также проецироваться в стиль материнского поведения.
Полученные результаты позволили выделить три группы матерей [16]:
матери с субъектным отношением к ребенку;
матери с объектным отношением к ребенку;
матери с промежуточным или смешанным отношением к ребенку.
Наряду с этим в отечественной психологии разрабатывалась концепция отношений личности (В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев). Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности:
с явлениями природы и миром вещей;
с людьми и общественными явлениями;
личности с самой собой как субъектом деятельности.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет
структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные
отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков:
избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Отношение несет в себе три последовательные
составляющие:
отражение;
эмоциональную реакция;
поведенческий ответ на ситуацию.
Определяющей в отношении является эмоциональная составляющая, которая сигнализирует, каким образом объект (субъект) отношения соответствует потребностям или ценностным ориентациям человека. Отношение всегда обладает определенной валентностью — оно может быть положительным, отрицательным, противоречивым или безразличным. Таким образом, главной, «направляющей» отношения выступает его эмоционально-ценностная характеристика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Семейная психология . - СПб.: Питер, 2014. – 119 с.
2. Амонашвили Ш. А. Искусство семейного воспитания. - М.: Амрита, 2015. - 296 c.
3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.
4. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование. – М., 2019. – 485 с.
5. Верб Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. - М.: Питер, 2017. - 256 c.
6. Виноградова Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2018. - 172 c.
7. Витковский Е. О. Современное отношение молодежи к семье и браку / Е. О. Витковский, О. З Кузнецова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – № 6. – С. 5-7.
8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение, 2014. – 214 с.
9. Гурко Т. А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей // Женщина в российском обществе. - 2022. - № 4. С. 3-5.
10. Жедунова Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 124 c.
11. Зимина Н.А. Психологическая готовность молодежи к семейной жизни // Национальная Ассоциация Ученых. – 2019. – № 6 (22). – С. 85-86.
12. Каптерев, П. Задачи семейного воспитания. - М: Машиностроение, 2018. - 192 c.
13. Мазур Д. Н. Осознанное родительство в молодой семье // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-49.
14. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и ребенок: психологическое взаимодействие. – СПб: Питер, 2014. – 114 с.
15. Овчарова Р. В. Материнство в неполной семье : монография / Р. В. Овчарова, М. А. Мягкова. — М.: Юрайт, 2023. — 411 с.
16. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
17. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. - М.: Каро, 2016. - 144 c.
18. Психология семьи для специальности (направление специальности) Психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с.
19. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 328 c.
20. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 821 c.
21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2018. – 456 с.
22. Семья в современном социуме: правовые и психологические аспекты: монография / под общ.ред. научного совета ГНИИ "Нацразвитие". – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. – 80 с.
23. Сергеева В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2019. - 698 c.
24. Шаповаленко И.В. Современное родительство: новые исследовательские подходы // Современная зарубежная психология. - 2022. - Том 11. - № 1. - С. 58-59.
25. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. - 329 с.