Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие исполнительной власти, оказывающее влияние на парадигмы управления, заслуживает глубокого изучения с целью выявления его эволюции, текущих проявлений и прогнозируемых траекторий развития правительственных структур. Данное исследование посвящено раскрытию концепции исполнительной власти, выявлению ее отличительных характеристик и исторической эволюции.
Актуальность этого исследования обусловлена функциональной динамикой в сфере исполнительной власти Российской Федерации. Исследуя роли и обязанности, определяющие оперативное ядро этой ветви власти, настоящее исследование стремится раскрыть взаимодействие традиций и инноваций в государственных механизмах.
В рамках исследования рассматриваются системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, изучаются правовые основы и административные практики, определяющие их деятельность. Взаимосвязь между федеральными полномочиями и действиями региональной исполнительной власти, осуществляемая посредством административно-договорного регулирования, подчеркивает баланс власти и стремление к правовому соответствию между уровнями управления.
Объект исследования - исполнительная власть в Российской Федерации.
Предмет - закономерности становления и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - изучение и характеристика исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствии с целью определены задачи:
- рассмотреть понятие и характеристику исполнительной власти в Российской Федерации;
- выявить особенности исполнительной власти в Российской Федерации;
- изучить классификацию исполнительной власти в Российской Федерации;
- рассмотреть функции и принципы исполнительной власти в Российской Федерации;
- оценить взаимодействие между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются органы исполнительной власти в процессе своей деятельности.
Методы исследования: документальный анализ, сравнительный анализ, контент-анализ, анализ конкретных случаев, правовой анализ.
Методологическая основа исследования исполнительной власти в Российской Федерации представлена рядом научных работ, освещающих природу административного права и государственного управления. В первую очередь, исследование опирается на учебник Н.Ф. Поповой, которая предлагает углубленное исследование операционных рамок и юридических основ, регулирующих административные функции в государственном аппарате. Дополняет теоретический дискурс работа В.В. Лазарева и С.В. Липеня, которая служит основой для очерчивания концептуальных контуров государственной власти и ее законодательных измерений.
В свою очередь, труд Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова способствует анализу динамических взаимодействий между различными слоями исполнительной власти и их последствий для управления. Сборник под редакцией С.А. Старостина посвящен нюансам правовых рамок, обеспечивающих оперативную целостность органов исполнительной власти.
Для изучения доктринальных основ и нормативных конструкций административных действий в Российской Федерации используются работы Ю.А. Тихомирова и Ю.М. Козловой. Наконец, материалы диссертации А.С. Чеснокова и работы Д.Н. Бахраха дополняют исследование критическим пониманием специфики российского административного права, обеспечивая локализованное понимание исполнительной практики.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению исполнительной власти в Российской Федерации, проясняющем как диахроническую эволюцию, так и синхроническую функциональность органов исполнительной власти. Особенность исследования заключается в том, что в нем впервые проводится сравнительный историко-правовой анализ, прослеживающий непрерывный процесс от царской России до современной федеративной структуры, что позволяет выявить векторы трансформации, которые привели к изменению структуры исполнительной власти.
Гипотеза исследования предполагает, что эволюция исполнительной власти в Российской Федерации не только подвержена влиянию исторического наследия и социально-политических трансформаций, но и в значительной степени формирует современные практики управления через адаптивные правовые и административные структуры. Предполагается, что модернизация и реструктуризация органов исполнительной власти, вызванные законодательными реформами и требованиями общества, повысили эффективность их деятельности и соответствие законодательству, способствуя тем самым формированию динамичной и восприимчивой системы управления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в область знаний о природе и функциях исполнительной власти в рамках государственного управления. Представляя исторический анализ в сочетании с современной оценкой структур и функций исполнительной власти в Российской Федерации, данное исследование обогащает академический дискурс в области административного права и политологии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Исполнительная власть: понятие, признаки, история и современность
1.1. Понятие исполнительной власти, ее место и роль в системе государственной власти
В данном исследовании раскрывается понятие исполнительной власти, ее отличительные характеристики, историческая эволюция и современные проявления. Исполнительная власть, как ее формулируют правоведы и теоретики, представляет собой ветвь власти, отвечающую в первую очередь за исполнение законов и контроль над управлением внутренними и внешними делами государства. Ее роль и место в системе государственной власти являются ключевыми, поскольку она функционирует как оперативная ветвь власти, воплощающая законодательные директивы в практические действия по управлению.
Концепция исполнительной власти, сформулированная Н.Ф. Поповой, подчеркивает ее функциональность в обеспечении исполнения законов и управлении государственными операциями, обеспечивая эффективное и действенное проведение государственной политики . Эту точку зрения поддерживают В.В. Лазарев и С.В. Липень, которые рассматривают системные признаки исполнительной власти, подчеркивая ее важнейшую роль в поддержании стабильности и безопасности государства . В исторической перспективе Г.Б. Романовский прослеживает развитие этой власти от ее зарождения в Российской империи до сложной структуры в современной России, иллюстрируя, как исторические контексты определяли ее эволюцию .
В современную эпоху исполнительная власть характеризуется не только своими традиционными функциями, но и адаптивными стратегиями, направленными на решение задач современного управления. Это предполагает сложное взаимодействие правовых мандатов и административного усмотрения, которое обеспечивает ее реагирование на меняющиеся общественные потребности и глобальные тенденции. Сущность и функции исполнительной власти, рассмотренные Ю.М. Козловым, проясняют многообразие ее функций - от выработки политики до управления кризисами, - утверждая, что природа исполнительной власти по своей сути динамична .
Теоретические основы исполнительной власти, подробно рассмотренные в работах Д.Н. Бахраха и В.В. Лазарева, создают прочную базу для понимания ее правовых и конституционных основ . Данные научные труды не только обогащают концептуализацию исполнительной власти, но и подчеркивают ее важнейшую функцию в системе управления, акцентируя внимание на необходимости поддержания баланса между властью и подотчетностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) URL: https://base.garant.ru/
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» URL: https://base.garant.ru/
3. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. от 25 декабря 2023 г.) URL: https://base.garant.ru/
4. Анисимов Н.Н. Развитие института конституционно- правовой ответственности правительства РФ. // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 13.
5. Бабелюк, Е. Г. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник. - М., 2007. - С. 47.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 232.
7. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001. С. 165.
8. Дятлова Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник. // Проблемы архивоведения и источниковедения. Материалы научной конференции архивов Ленинграда. 4-6 февраля 1964г. Л., 1964.
9. Зарецкая Д.С. Эффективность деятельности правительств субъектов Российской Федерации: понятие, критерии, пути повышения / Д.С. Зарецкая. — DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(1).94-103. — EDN XXHSIP // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — № 1. — С. 95.
10. Исаков А.Р. Обеспечение качества государственных услуг: административно-правовой аспект: дис... канд. юрид. наук : 12.00.14 / А.Р. Исаков. — Саратов, 2014. — С. 154.
11. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестн. Моск. ун-та. Право Сер. 11. — 1992. — № 4. — С. 3-12.
12. Куликов В. И. История государственного управления в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
13. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 521 с.
14. Лазорин К.Б. Соотношение принципов централизации и децентрализации при построении системы государственного управления в России в XVIII - XIX веках // История государства и права. 2014. № 1. С. 21 - 26.
15. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации. М., 2006. С. 33.
16. Назаренко Т. А. Изменение системы и структуры органов федеральной исполнительной власти (2004—2017 годы) // Вестник Нижегородской правовой академии. — 2017. — № 14. — С. 27—28.
17. Носырева И.Г. Оценка качества государственных услуг в области занятости населения в условиях карантинных ограничений // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 368.
18. Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления // Известия Байкальского государственного университета. — 2011. — № 6 (80). — С. 117.
19. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: СПАК, 2001.
20. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 1997.
21. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Государственное управление и исполнительная власть: совершенствование и соотношение. — М.: Норма; Инфра-М, 2011.
22. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 343 с.
23. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С. А. Старостина. — М., 2016.
24. Романовский Г.Б. Административное право Российской Федерации. Архангельск, 2010.
25. Скрынникова М. В. Органы исполнительной власти: некоторые аспекты правовой доктрины н законодательства / М. В. Скрынникова // Право н государство: теория и практика. — 2021. —№ 1. — С. 73.
26. Гнедкова М. Л. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти / / Фундаментальные научные исследования: Сб. науч. тр. по матер. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Анапа, 2020. С. 55.
27. Тихомиров Ю. А. Государство: монография. — М.: Норма; Инфра-М, 2013.
28. Хвалыбова А. А. Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная характеристика // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 372-374.
29. Чесноков А.С. Исполнительная власть в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
30. Южаков В. Н., Талапина Э. В. Концепция федерального закона о государственном управлении в Российской Федерации. — М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2015.