Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья - один из древнейших и важнейших социальных институтов общества, оказывающий влияние на формирование и развитие личности. Влияние семьи настолько масштабно и уникально, что она является мощным и незаменимым инструментом социализации и социального формирования личности. По своей природе многодетная семья способствует реализации личных и общественных потребностей. Это связано с тем, что дети растут в тесных отношениях друг с другом в семейной группе и, как правило, с раннего возраста учатся выполнять определенные задачи и помогать друг другу. Экономически многодетные семьи, однако, оказываются в наиболее сложной ситуации.
Ведь мать, как правило, безработная, а отец в одиночку не может обеспечить нормальные условия для жизни своей семьи. Кроме того, в обществе сложилось негативное и даже отрицательное отношение к многодетным семьям. В связи с этими проблемами, с которыми сталкиваются расширенные семьи, обществу необходимо их поддерживать. Материальная и моральная поддержка многодетных семей, создание нормальных условий для жизни родителей и детей помогут решить демографические проблемы нашей страны. Поэтому очень важно понимать, как текущее положение расширенных семей, так и пути его улучшения.
Несмотря на то, что государство принимает определенные меры по стабилизации и устойчивому развитию расширенных семей, четкой системы социальной поддержки расширенных семей до сих пор не существует. Успешное решение новых проблем требует совместных усилий специалистов из разных областей, в том числе профессиональных социальных работников, специализирующихся на различных методиках решения социальных проблем.
При этом социальные работники должны выступать в роли посредников между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), а также помощников в преодолении конкретных социальных трудностей. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является одним из основных условий развития общества. Положение и проблемы расширенных семей в современных условиях анализировались многими исследователями.
Среди них Г.И. Осадчая, Н.Н. Зылянова - исследование психологических особенностей социализации детей из многодетных семей, Е.Ф. Алчидеева, А.Б. Синельников, А.И. Антонов, Т.А. Бодрова - положение многодетных семей в обществе и подростки из многодетных семей. Изучение психологических характеристик, Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработка форм и методов работы с многодетными семьями, А.И. Антонов, В.А. Караева - разработка форм и методов работы с многодетными семьями. И. Антонов и В. М. Медков проанализировали социальные проблемы многодетных семей; Л. Ф. Обухова, О. А. Маслаева и Г. Шеляг - образ жизни сельских семей; Ф. Н. Навиль - развитие личности детей в многодетных семьях; А. М. Попов - работа социальных работников в многодетных семьях.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии новых аспектов исследуемых проблем и систематизации учебно-методической и научной литературы по проблемам реализации социальной политики в отношении расширенных семей. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при решении проблем реализации социальной политики в отношении расширенных семей.
Объект исследования - социальная политика в отношении расширенных семей.
Цель исследования - условия, формы и методы реализации основных направлений социальной политики для многодетных семей.
Задачи исследования: проанализировать опыт реализации основных направлений социальной политики в отношении многодетных семей:
1. определить нормативно-правовые основы социальной политики в отношении многодетных семей в Российской Федерации;
2. описать деятельность государственных органов исполнительной власти, реализующих социальную политику в отношении многодетных семей в Российской Федерации;
3. описать формы, методы и условия реализации региональной социальной политики в отношении многодетных семей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1.1 Многодетная семья как социальный институт
Термин «многодетная семья» хорошо знаком в юридической литературе [15]. Однако понимание этого термина в современном обществе основывается на количестве детей, которое является определяющим фактором для признания семьи расширенной.
Если рассматривать термин многодетная семья с юридической точки зрения, то становится ясно, что прежде чем применять это понятие к семье, она должна получить соответствующий статус. Таким образом, если количество детей ограничено, возникает вопрос, почему законодатель позволяет конкретной системе получить этот статус, когда достаточно представить ряд документов, подтверждающих наличие не менее трех детей.
В связи с этим необходимо рассмотреть, что понимается под семьей в целом. Исходя из этого определения, возникает вопрос, необходимо ли состоять в браке, чтобы быть членом семьи, поскольку семьи с детьми существуют без одного из родителей, и такие семьи также называются семьями. В этом отношении приведенное выше определение понятия семьи не является точным.
Поскольку термин «семья» имеет сложное и многоаспектное определение, необходимо рассмотреть основные признаки семьи, чтобы дать развернутое определение этого понятия. Так, первичным признаком является «коллектив», то есть «группа людей (единство)».
В принципе, под коллективом понимается относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, заинтересованных в решении определенной социальной проблемы. Согласно общему пониманию, перед каждой семьей стоит общая задача по решению совместно поставленных целей. Эти цели разнообразны и имеют различные характеристики (например, покупка совместного жилья, рождение и воспитание детей). Однако эти задачи все равно должны быть общими. Один из авторов подчеркивает, что лучшим термином для понимания термина «коллектив» является «ассоциация». Этот термин отражает внешнее измерение семьи как «наблюдаемого» социального института.
Отличительной чертой семьи является «взаимная материальная и моральная поддержка». Этот признак отражен в законодательстве Российской Федерации, например, в Семейном кодексе [3] РФ и Гражданском кодексе РФ [4]. Так, действующий Семейный кодекс РФ предусматривает взаимную материальную поддержку членов семьи только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (глава 13 Семейного кодекса РФ «Обязанность по содержанию родителей и детей»; глава 15 Семейного кодекса РФ «Обязанность по содержанию других членов семьи»). В других случаях члены семьи не несут ответственности, если они не оказывают эмоциональной поддержки. В связи с этим явлением можно говорить о том, что члены семьи имеют «права и обязанности» по отношению друг к другу.
Третий аспект можно рассматривать как «воспроизводство населения и воспитание потомства» [13]. Конечно, семья доминирует в первичной социализации и воспитании подрастающего поколения, но помимо семьи воспитательные функции выполняют воспитатели детских садов, школьные учителя и тренеры в спортивной сфере. Можно отметить один признак обновления населения. Физиологически не все люди могут иметь детей, но это не значит, что бездетная пара не является семьей. В связи с этим утверждением можно сделать вывод, что данный атрибут не рассматривается как необходимость.
Следующее качество - это качество «общности жизни». Термин «общность» понимается как «общий, единый организм». Как все люди находятся в обществе, так и на семью распространяются все аспекты единства людей в обществе. Это качество не является дискриминационным и выходит за рамки семьи или ее членов.
Пятое качество - «поддержание общего дома». Хотя некоторые авторы выступают против отнесения ведения домашнего хозяйства к существенным признакам семьи и приводят в качестве аргумента тот факт, что общее хозяйство ведется и членами экспедиции, все же невозможно жить вместе и уклоняться от семейных (бытовых) обязанностей. Поэтому Верховный Суд РФ дал толкование ст. 27 СК РФ о фиктивности брака и определил совместное проживание сторон после заключения брака, ведение общего хозяйства и сохранение семейных отношений как юридически значимые условия для правильного решения вопроса о фиктивности брака.
Последним признаком семьи, упоминаемым авторами, является признак «совместное проживание семьи». Данная характеристика является достаточно спорной в современном обществе. Это связано с тем, что существуют различные ситуации, когда люди живут семьями, но при этом находятся далеко друг от друга.
Таким образом, термин «семья» - это исторически конкретная система отношений между супругами, между родителями и детьми, а также как малая группа, члены которой связаны браком, родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальные потребности которой обусловлены потребностями общества в физическом и психическом воспроизводстве населения.
В то время как термин «семья» в определенной степени уточнен, понимание термина «многодетная семья» остается спорным. Это объясняется тем, что возникают вопросы о том, сколько детей должно входить в эту категорию и какого возраста они должны быть.
Несмотря на то, что термин «многодетная семья» довольно часто используется в законодательстве Российской Федерации, четкой правовой базы для этого понятия до сих пор нет.
Это неудивительно, поскольку данная категория больше относится к социологии, чем к юриспруденции. Однако определение данного термина закреплено в "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013) Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135597/c2b2d14dfb3622d905768f384585037cb07e0abe/
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 - № 1 - ст. 16.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 - № 32 - ст. 3301.
5. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2116/
6. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
7. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" от 14.06.2011 N 138-ФЗ (последняя редакция) Электронный ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115119/
8. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учеб. пособие для СПО / Т. А. Анбрехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
9. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения. Практикум: учеб. пособие для СПО / А. В. Афтахова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
10. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. Гриф УМО МО РФ: моногр. / К.В. Беззубик. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 307 c.
11. 2. Васильева, Э.К. Практикум по социальной статистике. Гриф УМО МО РФ / Э.К. Васильева. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 608 c.
12. Горбань, М. И. Доступность высшего образования: эмпирический анализ данных о многодетных семьях: моногр. / М.И. Горбань. - М.: Синергия, 2022. - 184 c.
13. Григорян, Екатерина Сейрановна Корпоративная социальная ответственность. Учебник. Гриф МО РФ / Григорян Екатерина Сейрановна. - М.: Дашков и К°, 2022. - 294 c.
14. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
15. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2022. - 645 c.
16. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учебник. Гриф МО РФ / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2022. - 412 c.
17. Ильичева, Мария Юрьевна Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям / Ильичева Мария Юрьевна. - М.: Феникс, 2022. - 835 c.
18. Кирилловых, А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" / А.А. Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2022. - 136 c.
19. Комкова, Г. Н. Право социального обеспечения. Практикум: учеб. пособие для СПО / Г. Н. Комкова, Р. А. Торосян, В. Б. Сычев; отв. ред. Г. Н. Комкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
20. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. - М.: Владос, 2022. - 208 c.
21. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
22. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / Г. В. Сулейманова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.