Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, где глобализация и социокультурная динамика ведут к пересмотру многих исторических концепций, изучение аболиционистского движения и его проявлений в периодических изданиях XIX века обретает особую актуальность. Газета "Либерейтор", основанная Уильямом Ллойдом Гаррисоном в 1831 году, стала знаменитым голосом в борьбе за отмену рабства в Соединенных Штатах. Публикации в этой газете не только информировали общественность, но и формировали общественное мнение, поддерживали аболиционистские усилия и способствовали культурному и политическому изменению.
Основной целью данной работы является анализ аболиционистских идей, представленных в газете "Либерейтор" в 1830-1840 годах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать контекст создания и идеологические основы газеты "Либерейтор".
2. Проанализировать ключевые публикации, отражающие аболиционистские идеи.
3. Оценить влияние публикаций на общественное мнение и политические процессы того времени.
Литературный обзор начинается с работы У. Филлипса, который выделяет роль Гаррисона как редактора и лидера мнений, и книги Джона Хьюма, который критически оценивает методы аболиционистов, подчеркивая их нерелигиозность и пацифистские установки. В работах отмечается, что, несмотря на контраргументы, аболиционистский подход Гаррисона оказал весомое влияние на американскую общественность и политику. Важное место в литературном обзоре занимают исследования о роли "Либерейтора" как платформы для активистов и агоры для общественного диалога, что освещено в работах современных историков и культурологов.
Глава I: Создание «Либерейтор» У. Гаррисоном
1.1 Образование газеты и вклад У.Гаррисона
В 1834 году было учреждено Американское антирабовладельческое собрание, которое заслуживает внимания за свое важное вклад в борьбу за уничтожение института рабства в Соединенных Штатах. Собрание выступило с декларацией, в которой подчеркивалось, что основой для строительства свободного общества было признанное всеобщее равенство, заложенное деятелями Американской революции. Эта декларация акцентировала на неотъемлемых правах всех людей, включая право на жизнь, свободу и счастье, и подчеркивала непоколебимость духа народа, который предпочел борьбу и возможную смерть рабству.
Созданное общество активно выступало за ликвидацию рабства и деятельно участвовало в принятии XIV поправки к Конституции США, которая признала гражданские права негров. Его лидером стал У. Филлипс, а его газета "Нэшнел анти-слэйвери стэндард" стала важным инструментом в борьбе за освобождение рабов.
Первоначально аболиционистов в Соединенных Штатах воспринимали как экстремистов, их противодействие часто встречалось со стороны общества и даже правительства. Однако, благодаря неутомимым усилиям аболиционистов, поддерживаемым многими верующими и общественными деятелями, мнение об освобождении рабов начало меняться. Активисты не только выступали за немедленное освобождение рабов, но и оказывали практическую помощь беглым черным, организовывая их спасение и обеспечивая защиту от преследователей.
История аболиционистского движения свидетельствует о выдающихся усилиях граждан, посвятивших себя благородной цели ликвидации рабства, и о том, как их неутомимая деятельность и вера в справедливость привели к историческим изменениям в американском обществе.
Борьба, веденная за освобождение черного населения Америки, не ограничивалась только этой задачей. На севере страны, где условия жизни под режимом рабовладельцев были незнакомы, нравственные дилеммы и расовые предрассудки также влияли на взгляды и отношения к неграм. Даже тем, кто сталкивался с ними непосредственно, приходилось преодолевать внутреннее сопротивление и предвзятость.
Роман "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу обнаруживает эту сложность на примере героини, которая, несмотря на свою христианскую веру и демократические убеждения, испытывает физическую неприязнь к неграм. При этом она сталкивается с привычной и необходимой ролью негров в жизни рабовладелицы с Юга, подчеркивая таким образом глубину расовых предубеждений.
Наблюдения англичан, путешествующих по США, подтверждают, что даже в свободных штатах севера белые и черные редко смешивались в повседневной жизни, чаще всего они встречались в роли хозяина и слуги. Это свидетельствует о том, что даже в условиях, где рабство было отменено, расовые предрассудки оставались сильными.
Возрастание антирабовладельческих настроений на севере Америки в 40-60-е годы XIX века объясняется не только моральными и религиозными соображениями, но и экономическими и политическими интересами. Среди причин этого может быть ощущение дискомфорта среди потомков пуритан, вынужденных мириться с существованием рабства в их стране.
Аболиционисты использовали эти чувства неудовольствия, чтобы поддержать свою кампанию за ликвидацию рабства, воздействуя на общественное мнение и политические процессы.
Аболиционизм, выдвигая на первый план проблемы свободы и независимости личности, заставляя размышлять на эти общефилософские темы, отталкиваясь от конкретно-исторических ситуаций, сыграл роль катализатора в формировании общественного сознания Америки. Именно в этой своей ипостаси он чрезвычайно важен для истории литературы. Тема рабства-свободы была ведущей для американской периодики на протяжении около полувека. В тех или иных отношениях с аболиционизмом находились все выдающиеся мыслители, литераторы, политические деятели. Аболиционизм стимулировал другие общественные движения, прежде всего феминистское, активизировал, насытил реальностью жизнь религиозных общин, наконец, способствовал размежеванию политических партий, вождей и отцов нации, выдвинув в первые ряды своеобразную личность президента Линкольна.
История аболиционизма, начавшегося как гражданский бунт одиночек, развивалась соответственно движению реальных событий, в свою очередь, подготавливая и формируя их. Сформулировав свои цели и задачи как немедленное и полное освобождение рабов и при этом решительно осудив любое насилие, аболиционизм естественным путем сблизился с религиозными общинами. Среди его наиболее активных деятелей — близкий к евангелической церкви Гаррисон, проповедники Паркер и Чаннинг, квакер Уиттьер, священники Лайман Бичер и его сын Генри. Именно аболиционизм активизировал общественную деятельность женщин, пробуждая от природы заложенные в них гуманные чувства и предоставляя для этих чувств широкое поле деятельности. Так пришли в аболиционистское движение Лидия Чайльд, сестры Гримке. Аболиционизм способствовал становлению негритянского сознания и образования словом и делом, выдвинув таких талантливых деятелей негритянского народа, как Фредерик Дуглас. С аболиционизмом непосредственно соприкасается и многое в мировидении и творчестве трансценденталистов, особенно Эмерсона и Торо. Не остался равнодушным к нему ни один писатель-современник. Проникнутые антирабовладельческим духом стихи, очерки, памфлеты создавали люди абсолютно разного творческого диапазона и разных убеждений — от Франклина и Джефферсона в XVIII в. до Лонгфелло, Торо, Уитмена и Мелвилла — в XIX в.
Первой по значению фигурой в аболиционизме совершенно справедливо считается У. Л. Гаррисон, что отмечал и Линкольн. Выступая по поводу отмены рабства, он сказал: "Логика и моральная сила Гаррисона и враждебного рабству народа этой страны, а также армия совершили это" [1].
Уильям Ллойд Гаррисон (William Lloyd Garrison, 1805—1879) родился в Новой Англии в городке Ньюберипорт (Массачусетс). Семья не могла дать ему образование, и с 13 лет он начал работать в типографии учеником печатника, а в 1826 г. основал собственную газету "Фри пресс". В 1828 г. Гаррисон переехал в Бостон, где издавал "Нэшнел филэнтропист", перепечатывая в основном новости из других газет. Особенно ему нравился "Джиниус ов юниверсал эмэнсипейшн", выпускаемый Бенджамином Ланди, квакером из Балтимора. Когда Гаррисон высказал похвалу этому изданию на страницах своей газеты, Ланди предложил ему стать соиздателем, на что начинающий газетчик охотно согласился.
В возрасте 25 лет Гаррисон вступил в движение за отмену рабства, частично благодаря влиянию книги пресвитерианского священника Джона Ранкина «Письма о рабстве» (1826). На короткий срок он стал членом Американского колонизационного общества (АКО), которое поддерживало переселение свободных чернокожих на территорию, известную как Либерия, на западном побережье Африки. Однако в 1830 году Гаррисон отказался от идеи колонизации, считая ее недостаточной для решения проблемы рабства. Он выразил свое противопоставление идеи колонизации в своей книге «Мысли о колонизации» (1832), а также публично извинился за свое членство в АКО и осудил тех, кто поддерживал эту идею. Гаррисон рассматривал свою жизнь как непреклонный моральный поход против греха и верил в возможность усовершенствования христианского общества через реформирование его институтов и нравов. В 1828 году Гаррисон стал редактором газеты "Джорнэл оф Таймс" в Вермонте, где пропагандировал идеи пацифизма, трезвости и эмансипации рабов [1]. В это время он познакомился с квакером Бенжамином Ланди, сторонником постепенной отмены рабства, и принял его предложение о сотрудничестве в издании газеты "Джениус оф Юниверсэл Эмансипейшен" в Балтиморе, Мэриленд. Однако взгляды Гаррисона и Ланди на проблему рабства разошлись, так как Гаррисон стал склоняться к идее немедленной отмены рабства, в результате чего каждый из редакторов писал собственные статьи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. The Columbia Literary History of the United States. Emory Elliott, General Editor. N. Y., Columbia Univ. Press, 1988.
2. Hume J. The Abolitionists Together with Personal Memoirs of the Struggles of Human Rights. 1830-1864. N. Y.& L., 1965 (1905).
3. Chapman J. J. William Lloyd Garrison. N. Y., 1974, p. 57.
4 .Алентьева Т.В. Маргарет Фуллер (1810–1850). У истоков американского феминизма // Американский ежегодник, 1999. М.: Наука, 2001. С. 84–103.
5. Алентьева Т.В. США накануне Гражданской войны. Время и люди. Курск: Издво Курск. гос. ун-та, 2003.
6. Беккер К. Соединенные Штаты: так рождалась демократия. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.
7. К. Д. Ушинского, 2005. Гаррисон У.Л. Злой умысел / пер. М. Рудковская // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе / под ред. М. Шнеир. М.: Прогресс, 1992.
8. Гаррисон У.Л. Опасность, грозящая Америке / пер. А. Дронова // «Сделать прекрасным наш день…» Публицистика американского романтизма / под ред. А.Н. Николюкина. М.: Прогресс, 1990.
9. Гаррисон У.Л. Провозглашение основ, принятых членами общества, основанного для установления между людьми всеобщего мира (1838) / пер.
10. Мартино Г. Американское общество // «Свобода угнетать…» Писатели Англии о США. Художественная публицистика / сост. М.П. Тугушева. М.: Прогресс, 1986.
11. White G., White S. Stylin’: African American Expressive Culture from Its Beginnings to the Zoot Suit. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1988.
12. О Марии Стюарт см.: Maria W.Stewart: America’s First Black Woman Political Writer / Ed. M.Richardson. Bloomington, ID: Indiana University Press. 1987.
13. GarrisonW.L. An Address, Delivered Before the Free People of Color, in Philadelphia, New-York, and Other Cities, During the Month of June, 1831. Boston, MA: Printed by Stephen Foster, 1831.