Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть проблемы развития координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся в спортивной секции по самбо 5
1.1 Понятие о координационных способностях 5
1.2 Психофизиологические особенности обучающихся 7-8 лет 8
1.3 Методы развития координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся в секции самбо 13
Раздел 2. Исследование развития координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся в секции самбо 22
2.1 Организация и результаты исследования 22
2.2 Организация, структура и особенности проведения учебно-тренировочных занятий по самбо на начальном этапе спортивной подготовки 25
Заключение 32
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления
2
Борьба самбо – относительно молодой, но достаточно популярный и интенсивно развивающийся вид спорта. Основу технического арсенала самбо составляет комплекс наиболее эффективных приемов защиты и нападения, отобранных из различных единоборств и национальных боев многих народов мира. Количество приемов в арсенале самбо увеличивается по мере развития этого вида единоборств [13].
Такая система, ориентированная на стремление ко всему передовому и целеустремленному, легла в основу философии САМБО – постоянное развитие, обновление, открытость к совершенству. Наряду с приемами борьбы самбо впитало в себя нравственные принципы народов, которые передали самбо часть своей культуры [7].
Подготовка борца – это комплексный физкультурно-воспитательный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Понятие «тренировка» часто определяется понятием «подготовка», которое представляет собой общее применение факторов (мер, методов и условий) для обеспечения готовности спортсмена к соревнованиям.
Приемы борьбы самбо включают борьбу в стойке и лежа (в партере). Регулярный бой включает в себя: стойки, захваты (основные, ответные, основные и защитные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски [8].
Характерной чертой тренировочной нагрузки в борьбе является ее суммарное воздействие на организм спортсмена. При оценке результатов тренировок используются термины «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».
Система многолетней спортивной подготовки имеет под собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов, которая создана на целеустремленной двигательной энергичности:
― лучшее соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и вырабатывания двигательных умений, навыков и разнообразных сторон подготовленности;
― рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми неизменно изменяется;
― правильное следование постепенности в процессе наращивания нагрузок;
― синхронное вырабатывание некоторых качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Последовательность в осуществлении физической подготовки отражается в ее разделении на несколько этапов, тесно связанных с периодом становления спортсмена. Начиная с этапа общей физической подготовки, они переходят к этапу формирования профиля игрока, а затем к этапу высокого развития специальных двигательных качеств.
Структурные компоненты тренировочного процесса можно раскрыть следующим образом:
- последовательные взаимосвязанные элементы тренировочного процесса (компоненты общей и специальной подготовки технико-тактической подготовки);
- чередование и порядок распределения параметров тренировочного процесса в их количественном выражении и интенсивности тренировки;
- системность и соотношение звеньев тренировочного процесса, имеющие под собой фазы или стадии тренировок, различных по влиянию на спортивные достижения спортсмена [18].
В зависимости от времени, в рамках которого протекает тренировочный процесс, различают: микроциклы, мезоциклы, макроциклы.
Связь между этими блоками осуществляется посредством тренировочных эффектов.
Методически организованный процесс профессиональной практической физической подготовки, как и спортивная тренировка, характеризуется специфической структурой, что отражается в многоуровневом цикле системы подготовки. Известно, что для построения упражнений макроциклов в спорте (годовых и полугодовых) положена теория периодизации спортивной тренировки, разработанная Л.Л. Матвеевым [12].
Годичный цикл в виде спорта самбо заключается из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два этапа:
Главная задача данного периода - рост величины физической подготовленности занимающихся, улучшение физических качеств, лежащих в основе больших спортивных достижений, исследование новых сложных соревновательных программ. Продолжительность данного этапа зависит от количества соревновательных периодов в годовом цикле и составляет, как правило, 1,5-2 месяца (6-9 недель).
Первый этап очень подходит для развития основных качеств самбистов, особенно скорости, ловкости и гибкости. Приобретенные на этом этапе навыки составляют основу деятельности, интегрированной и специфичной для игровой деятельности.
Этап заключается из двух, в некоторых случаях из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (продолжительностью 2-3 недельных микроцикла) - втягивающий - близко объединен с предшествующим переходным периодом и является подготовительным к выполнению больших по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (продолжительность 3-6 недельных микроциклов) - (базовый) - устремлен на решение основных задач этапа. В данном мезоцикле длится рост общих объемов тренировочных средств, развивающих главные качества и способствующие изучению новыми соревновательными программами.
На всех этапах подготовки, тренировки по ОФП и СФП имеют важное место. В отличие от технико-тактической подготовки в ОФП и СФП не существует грубой системы построения тренировок. Содержание такой тренировки зависит не только от конкретных задач в микро- и макроциклах, но и от индивидуальных особенностей подготовки того или иного спортсмена. Соотношение средств ОФП и СФП по мере роста спортивного мастерства переменяется в сторону роста удельного веса специальной физической подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесян, Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов / Г.М. Аванесян. – М.: Моск.ун-т потребкооперации , 2003. – 278 с.
2. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно--тренировочном процессе: сб. материалов науч.-практ. конф. / Д.Ю. Аккуин; Уральский гос. ун-т физ. культуры. – Челябинск, 2008. – 328 с.
3. Гаськов А.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами самбо / А.В. Гаськов, И.В. Марковец. – М., 2012
4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
5. Ерегина, С.В. Комплексная оценка физической подготовленности самбистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. – 2007. – № 2. – С. 10-12.
6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт. 2012. 199 с.
7. Кано Дзигоро. Общие сведения о самбо и его ценности в деле воспитания (рус.) // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой: Кано Дзигоро. Научно-методический сборник под редакцией А.М. Горбылёва. – М.: Известия УД П РФ, 2008. – В. 1. – С. 118-173.
8. Козлов, Г.А. Основы теоретической подготовки самбиста / Г.А. Козлов. – Красноярск: БУКВА, 2004. – 213 с.
9. Колумбет А.Н. Классификация координационных способностей молодежи, факторы и компоненты их развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-molodezhi-faktory-i-komponenty-ih-razvitiya (дата обращения: 22.04.2024).
10. Левицкий, А.Г. Управление процессом подготовки самбистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.Г. Левицкий. – СПб, 2003. – 50 с.
11. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании : учебное пособие / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – M.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
13. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. (Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685).
14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения/ В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2016. - 808 с.
15. Рапопорт О.А. Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук /О.А. Рапопорт. -Красноярск, 2005. - 23 с.
16. Рожин Н.Н. Методическая концепция подготовки спортсменов в спортивной борьбе / Н.Н. Рожин, В.П. Уваров // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Матер. науч. конф. – Хабаровск, 2002. – С. 272-274.
17. Спирин В.К. Цикличность как принцип планирования учебного материала по предмету «Физическая культура / В.К. Спирин // Физическая культура в школе, 2014. – № 6.
18. Филин С. А. Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации / С. А. Филин // Вестник спортивной науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dvigatelno-koordinatsionnoy-podgotovki-yunyh-sambistov-na-etape-nachalnoy-sportivnoy-spetsializatsii (дата обращения: 22.04.2024).
19. «Функциональные пробы, диагностика функционального состояния спортсменов». - URL: https://zabcfk-sport75.ru/wp-content/uploads/2023/04/funkczionalnye-proby-diagnostika-funkczionalnogo-sostoyaniya-sportsmena.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
20. Чудинов Сергей Вячеславович МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ ГИМНАСТОВ 7–8 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ BOSU // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-ravnovesiya-gimnastov-7-8-let-s-ispolzovaniem-bosu (дата обращения: 09.03.2024).
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.