Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Государственный бюджет является основой финансовой системы любого государства. А финансовая система в свою очередь является одним из важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Отсутствие сбалансированности федерального бюджета - одна из ключевых проблем современной экономики.
Данная тема является актуальной так как из-за отсутствия баланса в государственном бюджете многие страны находятся в состоянии дефицита, а это сказывается на мировой экономике в целом. Интересно и полезно изучать опыт стран, участвующих в экономическом развитии развитых стран мира. Однако для нас, учитывая ошибку нашего предшественника - адаптацию России к современным рыночным условиям, также существуют проблемы с использованием этого опыта. Роль государства в экономической жизни огромна. Поэтому эта роль постоянно меняется, но она существует на протяжении последних пяти столетий. Требованию существенно ограничить вмешательство государства в экономику противостоит только сильная промышленная буржуазия, сначала феодализм, а затем новая страна, которая уже буржуазна, но многое переняла от феодализма. Отражать. После полного признания взаимосвязи капиталистического рынка идеология новой системы была вынуждена отказаться от своего категорического отрицания роли государства в экономической жизни.
Сегодня серьезной проблемой в нашей стране является ее роль в экономической системе. Существует также серьезная проблема - развитие рынка и расширение экономики. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике масштабы применения этих правил намного меньше, чем у административной системы управления. Однако экономическая роль страны здесь очень важна.
В российской экономике централизованному планированию уделяется широкое внимание.
Наша экономика - это, по сути, рыночная система. В то же время экономическая функция страны играет очень важную роль.
Предметом данной работы является процесс бюджетной системы.
Объектом исследования бюджетная система РФ.
Цель исследования – рассмотреть бюджетную систему РФ.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
изучить определение и сущность бюджетной системы государства;
определить историю развития бюджетной системы России;
изучить характеристику бюджетной системы РФ;
рассмотреть изменение бюджетного кодекса РФ;
изучить характеристику консолидированного бюджета РФ;
определить обзор и характеристику Федерального бюджета РФ на 2024г.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Государство обеспечивает создание условий для существования рыночной экономики и устанавливает правила игры, предполагающие использование правовых норм, законов, административных регламентов и правоприменительных механизмов, направленных на защиту собственности, выполнение контрактов, обеспечение свободной конкуренции, предотвращение чрезмерной монополии и поддержание раскрытия информации.
В отличие от других участников экономической деятельности, государство имеет право на принуждение в рамках закона и в соответствии с законом, что допускает вмешательство и в рыночную экономику.
Основой государственного вмешательства в экономику является необходимость устранения сбоев рынка, стабилизации экономики и сокращения неравенства в доходах (Приложение 1) [9, с. 123].
Рыночный механизм не работает в товарном производстве, а потребление товаров неконкурентоспособно и неисключительно. Неконкурентоспособное потребление любого товара означает, что доступность этого товара не уменьшится из-за того, что кто-то его потребляет (типичный пример - воздух). Неисключительность потребления означает, что в принципе технически сложно, дорого или невозможно выделить потребителей такого рода товаров, поэтому невозможно отследить объем личного потребления и взимать за это плату (например, поскольку невозможно взимать плату, стоимость средства производства таких товаров не могут быть возвращены через рынок. Без вмешательства правительства эти товары и услуги не будут производиться или будут производиться вообще, но в недостаточных количествах. Государство может взять на себя производство таких товаров или оплатить их производство в частном секторе.
Другой причиной государственного вмешательства является существование естественных монополий, под которыми понимается производство товаров и услуг, требующих чрезвычайно высоких первоначальных затрат. После того, как первый производитель наладит производство и будет выпускать продукцию в достаточно больших количествах, другим производителям будет сложно выйти на этот рынок и конкурировать с ними (например, инженерные сети). Не опасаясь конкуренции, естественные монополии часто недопроизводят и поддерживают цены на уровне, обеспечивающем максимально возможную прибыль. Государство может законодательно ограничить цены монополистов или взять на себя производство товаров и предоставлять их потребителям [7, с. 66].
Следует отметить, что эти правила не классифицируют товары и услуги как монопольные, неисключительные или неконкурентоспособные раз и навсегда. Продукт или услуга, которые традиционно считались монополией, могут стать востребованными на рынке благодаря технологическому прогрессу или институциональной реформе. Таким образом, телефонная сеть сегодня вынуждена конкурировать с операторами сотовой связи, почтовыми и частными службами экспресс-доставки и т.д. Когда происходит это изменение, причина для государственного вмешательства исчезает. В то же время могут возникнуть новые причины для государственного вмешательства. Таким образом, с глобализацией экономики появляются новые общественные блага, такие как климат, который требует регулирования уже в глобальном масштабе [6, с. 213].
Экономические товары со значительными положительными внешними эффектами также называются товарами с особыми преимуществами, или товарами социальной значимости (англ. merit goods).
Как показал опыт двадцатого века, рынок не может самостоятельно справиться с инфляцией и безработицей. Эти явления привели к неэффективному функционированию экономики и не достигли предела ее производственных возможностей. Поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить положение всего общества.
Современное государство заботится о людях с низким доходом в силу объективных причин (болезни, пожилые люди, инвалиды, расширенные семьи), решая таким образом проблему социальной справедливости. Движение за достижение социального равенства, сопровождаемое повышением уровня образования населения и снижением уровня преступности, может одновременно способствовать повышению экономической эффективности. [9, с. 229].
Однако государственное вмешательство не является универсальным средством решения проблем, поскольку, устраняя сбои рынка, государство часто заменяет их сбоями государства, когда государственная деятельность порождает дополнительные издержки для экономики, замедляет экономический рост и сокращает. Поэтому, принимая решение о государственном вмешательстве, необходимо измерить возможные выгоды и потери общества [15, с. 98].
Вмешательство государства в экономику привело к возникновению издержек, состоящих из нескольких компонентов.
1. Стоимость ресурсов, потребляемых государственным или частным сектором для производства общественных благ по запросу государства.
2. Экономические потери, связанные с перераспределением ресурсов от богатых к бедным (потеря выгод от альтернативного использования).
3. Затраты на реализацию национальных решений (правоприменение) для частного сектора. Здесь государство вмешивается в форме надзора. Население и предприятия, которые обязаны соблюдать закон, могут понести дополнительные расходы - ориентировочная стоимость. Примером может служить строительный кодекс (двойное или трехслойное стекло), который запрещает хозяйственную деятельность на охраняемых территориях и требует разрешения на любой вид деятельности.
4. Затраты на контроль за соблюдением принятых законов. Это включает в себя не только расходы на содержание надзорного органа, но и расходы, возлагаемые на контролируемое лицо (проверка, необходимость отчетности).
5. Стоимость освобождения от экономического налога. Любой вывод средств из экономики снизит ее эффективность, в то время как налоговое регулирование, направленное на стимулирование определенных видов деятельности и ограничение других видов деятельности (налоговые льготы, налоги на потребление), сделает ее еще меньше [11, с.2375].
Государство не может вмешаться или не вмешиваться раз и навсегда. Ситуация может измениться, у общества появятся новые потребности, и старые причины для государственного вмешательства могут исчезнуть.
Государство использует административные и экономические средства для вмешательства в экономику.
Административный инструмент основан на принудительной власти государства и содержит запреты и разрешительные меры, реализуемые посредством контрольных постановлений. Например, определять предельные цены на определенные товары и услуги (в основном в отраслях естественных монополий) [14, с. 43].
Осуществление и принятие фискальной политики: налоги, которые могут подавлять или стимулировать корпоративную деятельность и потребление домашних хозяйств; государственные расходы, которые побуждают частный сектор производить определенные товары и услуги для увеличения общего экономического спроса.
Перечень используемых инструментов зависит от экономической теории (монетаризм, кейнсианство, неоклассическая теория, концепция открытой экономики, стабилизация экспорта и т.д.), сторонниками которых являются административные власти в определенное время.
1.2 Определение и сущность бюджетной системы государства
Региональные бюджетные отношения играют определенную роль в финансовых отношениях между органами государственной власти и акционерной системой, частным сектором, государственными предприятиями и компаниями, а также населением Российской Федерации по формированию и осуществлению (использованию) концентрации денежных ресурсов
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает в соответствии со статьей 10, что к бюджетной системе Российской Федерации относятся следующие виды бюджетов, как показано на рисунке 1, соответствующие определенному уровню [17, с. 53].
Согласно положениям статей 6 и 14 Конституции Российской Федерации, бюджет - это форма формирования и расходования денежных средств на финансовый год, направленная на выполнение расходных обязательств соответствующих субъектов Российской Федерации. Финансовые ресурсы в сводном бюджете являются необходимым механизмом для качественной и успешной реализации фискальной политики национальных учреждений. И.Н. Батурина и Н.В. Рожнина делят бюджет на две категории: с экономической точки зрения и с правовой точки зрения. Сформулируйте концепцию системы бюджетного управления.
Несовершенство действующего бюджетного механизма привело к разработке альтернативных концепций его формирования. Краткое изложение его содержания приведено в приложении 2 [21, с. 21].
Как следует из данных приложения 2 в исследовании, проведенном С. Е. Прокофьевым и др., переориентация национального регулирования на достижение целей устойчивого развития предусматривает уделение большего внимания социальным и экологическим вопросам, в том числе в рамках реализации национальных программ в соответствующем направлении. В работах Т. Ю. Ткачевой концепция бюджетного регулирования, направленного на обеспечение устойчивого развития, раскрывается через категории бюджетно-налоговой безопасности и риска.
Стоит отметить, что исследования С. Е. Прокофьева и его соавторов, а также Е. М. Бухвальда, А. Н. Швецова, О. В. Сидоренко посвящены концептуальным основам государственного регулирования в целом. Являясь неотъемлемой частью национального контроля, бюджетный контроль формируется на основе той же теории и метода и подчиняется тем же приоритетам, что и национальный контроль. Кроме того, эти авторы уделяют большое внимание бюджетному механизму государственного надзора, подчеркивая тем самым его роль во влиянии на социально-экономические процессы.
Таким образом, в первом случае автор считает, что бюджет - это денежные отношения, сложившиеся между юридическими и физическими лицами в стране, с одной стороны, и страной в целом, с другой стороны, касающиеся формирования и использования средств для решения социально-экономических и политических проблем социального развития. Напротив, с юридической точки зрения автор различает два определения бюджета — это совокупность документов, основные положения которых обязательны для исполнения всеми участниками бюджетных отношений; это сформулировано исполнительной властью и законодательством.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 9. Ст. 851
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.06.2024) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об акционерных обществах // Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 29
4. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 81
5. Абдуллаев, Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода / Н.А. Абдуллаев. - М.: Финансовый контроль, 2022. - 176 c.
6. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. / М.П. Буров. – М.: Дашков и К, 2020. – 343 c.
7. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики. / В.П. Васильев. – М.: Юрайт, 2020. – 179 c.
8. Власова, Т. В. Проблемы экономики России в 2022 году и их решение / Т. В. Власова, М. Д. Капустина. // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). – Казань : Молодой ученый, 2022. – С. 27-30.
9. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
10. Курбанов, М.З. Проблемы сбалансированности бюджета / М.З. Курбанов // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf
11. Лещенко, Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект / Ю.Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 2375-2390.
12. Логинова, П. А. Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне / П. А. Логинова, А. В. Давыдова. // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 191-194.
13. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf.
14. Родионова, И. А. Мировая экономика. Индустриальный сектор / И.А. Родионова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2022. - 608 c.
15. Родионова, И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / И.А. Родионова. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. - 354 c.
16. Российская экономика [Электронный ресурс]: URL: https://ratings.ru/files/research/corps/NCR_Resilience_150622.pdf
17. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 144 c.
18. Санкции против России [Электронный ресурс]: Медийный новостной портал «24smi.org». - URL: https://24smi.org/story/7-sankcii-protiv-rossii.html
19. Сайт Группы компаний ТБН Логистик [Электронный ресурс]: URL: http://www.logistic.ru/news.
20. Сайиян, К.В., Асон, Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. - 2021. -Том 4. - № 1. - С. 31-42.
21. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. / В.Л. Тамбовцев. – М.: Проспект, 2021. – 160 c.
22. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru
23. Федоров, Д. В. Управление развитием энергетического сектора экономики России / Д.В. Федоров. - М.: Экономика, 2022. - 328 c.