Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в Российском обществе растет важность рыночных отношений, однако заметна тенденция к увеличению государственного вмешательства в экономику. Это делает судебную защиту прав и интересов предпринимателей и юридических лиц в отношениях с государственными органами еще более значимой, обеспечивая реальную возможность восстановления нарушенных прав.
Контроль за деятельностью исполнительной власти играет ключевую роль в укреплении государства и его правовой системы. Поэтому многие ученые считают, что развитие судебного контроля над административными и публичными отношениями является приоритетным направлением в совершенствовании гражданского процессуального законодательства. Судебный контроль считается самым эффективным, поскольку только суд может обеспечить надлежащее исполнение правосудия, не заменимое государственным контролем.
С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях арбитражные суды полностью осуществляют судебно-административную юрисдикцию по административной ответственности. Возможность обжалования действий и решений органов государственной власти представляет собой важную гарантию для защиты прав предпринимателей.
Цель работы – исследовать особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность административной юрисдикции в российском праве
2. Исследовать компетенцию арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях
3. Рассмотреть основные признаки производства по делам об административных правонарушений в арбитражных судах
4. Изучить особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности
5. Выявить проблемы привлечения к административной ответственности в арбитражных судах и пути их решения
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
1.1 Административная юрисдикция в российском праве
Понятие административной юрисдикции не имеет четкого определения в существующем законодательстве, что вызывает разнообразие точек зрения на этот вопрос. Это разнообразие объясняется сложностью самого объекта изучения. М.Н. Кобзарь-Фролова отмечает, что такое положение вещей можно частично объяснить тем, что административная юрисдикция, подобно гражданскому и уголовному судопроизводству, не формирует правовые нормы, а лишь применяет их в конкретных ситуациях .
Современные исследователи также по-разному трактуют понятие административной юрисдикции. В.В. Денисенко, например, понимает ее как сферу ответственности и компетенцию в осуществлении правоприменительной, государственно-властной и квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях, которую осуществляют государственные и муниципальные органы, включая судебные процессы. Среди таких процессов он выделяет: рассмотрение дел об административных правонарушениях, рассмотрение жалоб (регулируемых федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») и согласительные процедуры (предусмотренные Конституцией РФ, ст. 85) .
Позицию В.В. Денисенко поддерживают А.Н. Позднышов и А.А. Михайлов, которые видят административную юрисдикцию как сферу ответственности и компетенцию в осуществлении правоприменительной, правоохранительной государственно-властной и квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях государственными и муниципальными органами.
Тем не менее, эти определения не полностью отражают суть данного понятия. Они не учитывают возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не только квазисудебными органами, но и судьями, что следует из содержания Кодекса об административных правонарушениях РФ. Кроме того, указанные авторы не упоминают, что административно-юрисдикционная деятельность не ограничивается процессами с принудительным характером.
В этом контексте стоит учесть точку зрения Пановой И.В., которая расширяет понятие административной юрисдикции, включая в нее следующие виды производств: исполнительное (деятельность по принуждению к исполнению актов); административно-процессуальное (меры принуждения, не являющиеся мерами ответственности); дисциплинарное .
В то время как Головко В.В. предлагает понимать административную юрисдикцию в широком смысле как совокупность полномочий государственных или муниципальных органов по регулированию общественных отношений, оценке действий с точки зрения их законности, разрешению споров и дел об административных правонарушениях, а также других юридически значимых действий .
В свою очередь, Минашкин А.В. утверждает, что административная юрисдикция представляет собой деятельность органов исполнительной власти и других уполномоченных органов по рассмотрению административных дел и применению юридических санкций при необходимости.
Поддерживая эту точку зрения, Салищева Н.Г. определяет административную юрисдикцию как деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке .
Дополняя вышеперечисленные точки зрения, Бахрах отмечает, что административная юрисдикция чаще всего определяется как деятельность административных органов на основе административно-процессуальных норм.
Некоторые исследователи, такие как Р.Э. Байтеряков, Д.В. Карпухин и М.В. Комиссарова, утверждают, что административную юрисдикцию следует рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной власти . Эта деятельность имеет подзаконный, правоприменительный и правоохранительный характер и осуществляется в рамках так называемых административно-юрисдикционных процедур, включающих:
а) разбирательство споров;
б) применение мер административного принуждения;
в) деятельность по исполнению государственного принуждения, включая охранительные, воспитательные и регулятивные функции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
Материалы правоприменительной практики
5. Постановление Апелляционного суда Поволжского округа от 17 сентября 2018 г. № Ф06-36632/2018 по делу № А06-3475/2018 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс судебных и нормативных актов РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral
Специальная литература
6. Административная юрисдикция в финансовой сфере: монография / Р.Э. Байтеряков, Д.В. Карпухин, М.В. Комиссарова и др. / под ред. М.А. Лапиной. - М.: Палеотип, 2015. - 271 с.
7. Анохин В. С. Арбитражный процесс. Воронеж, 2017. С. 350.
8. Безрукавая Н. Проблемы правового регулирования участия прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2017. №10 (83). С. 192 – 195.
9. Бондарь Е., Фадеева И. Проблемы привлечения юридического лица к административной ответственности: пробелы в теории и противоречия в законодательстве // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №6. С. 47 – 48.
10. Головко, В.В. О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. - 2015. - №12. - С. 4-13.
11. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. - 172 с.
12. Дмитриева Г. К вопросу о подведомственности заявлений об оспаривании решений таможенных органов о привлечении к административной ответственности арбитражному суду // Отечественная юриспруденция. 2017. №5 (19). С. 72.
13. Кобзарь-Фролова, М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции / М.Н. Кобзарь-Фролова // Административное и муниципальное право. - 2013. - №2. - С. 138-142.
14. Мещерякова А., Сизов В. Актуальные вопросы отнесения дел к подведомственности и подсудности арбитражных судов // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №1 (37). С. 106
15. Новик Р.П. Особенности возбуждения арбитражным судом дел об административных правонарушениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №3. С.97.
16. Отческая, Т. Некоторые процессуальные аспекты рассмотрения в арбитражных судах дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6 (91). С. 93.
17. Панова И., Ивлиева И. Подведомственность арбитражных судов по делам об административной ответственности: анализ судебной практики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 1(36). С. 176 – 182.
18. Панова, И.В. Административно-процессуальное право России. - М.: Проспект, 2012. - 357 с.
19. Ренов Э.Н. Рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях: Комментарии законодательства. Обзор практики. М., 2003. С.168.
20. Рожкова М. А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: монография. М., 2019. С. 59.
21. Салищева, Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. - М.: Юрид. лит., 1970. - 126 с.
22. Слепченко Е.В. Гражданское судопроизводство в арбитражных судах // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. №1. С.9.
23. Чумакова А. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №4. С. 81.