Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире изучение иностранных языков становится все более актуальным и востребованным. Русский язык как иностранный (РКИ) не исключение. Он привлекает внимание многих людей, желающих овладеть этим прекрасным языком, расширить свои коммуникативные возможности и познакомиться с культурой русского народа.
Одним из важных аспектов изучения РКИ является формирование лексико-семантической компетенции студентов на элементарном уровне (А1). Лексико-семантическая компетенция – это умение понимать и использовать лексические единицы языка в соответствии с их значениями и функциями. Она включает в себя знание и понимание слов, их значения и умение использовать их в речи.
В заключительной главе будут рассмотрены проблемы и перспективы развития лексико-семантической компетенции на уроках РКИ. Здесь будут обозначены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты при изучении лексики, и предложены пути их преодоления. Будут также рассмотрены перспективы развития данной компетенции в будущем.
Таким образом, данная работа посвящена важной проблеме формирования лексико-семантической компетенции на элементарном уровне (А1) на уроках РКИ. В работе будут рассмотрены особенности формирования данной компетенции, методы и приемы развития словарного запаса, роль контекста, использование аутентичных материалов, разнообразные формы работы с лексическим материалом, оценивание и контроль компетенции студентов, а также проблемы и перспективы ее развития.
Актуальность исследования "Формирование лексико-семантической компетенции на уроках РКИ на элементарном уровне (А1)" заключается в необходимости разработки эффективных методов и приемов обучения русскому языку как иностранному на начальном уровне. В современном мире все больше людей из разных стран интересуются изучением русского языка, и важно предоставить им качественное образование, включающее развитие лексико-семантической компетенции. Это позволит студентам уверенно пользоваться словарным запасом, правильно использовать слова и выражения в контексте, а также понимать смысловые оттенки и нюансы. Исследование на данную тему поможет определить наиболее эффективные методы обучения и разработать рекомендации для преподавателей, работающих с учащимися на элементарном уровне.
Объектом исследования в работе «Формирование лексико-семантической компетенции на уроках РКИ на элементарном уровне (А1)» является процесс формирования лексико-семантической компетенции учащихся на начальном этапе изучения русского как иностранного языка.
Предметом исследования являются уроки русского языка как иностранного на элементарном уровне, на которых осуществляется работа по развитию словарного запаса, расширению лексических навыков и умений, а также формированию понимания значения слов и выражений в контексте.
вВ рамках работы исследуется эффективность различных методов и приемов преподавания, а также оценивается уровень лексико-семантической компетенции учащихся на данном этапе обучения.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ УРОВНЕ (А1)
Формирование лексико-семантической компетенции на элементарном уровне (А1) является важным этапом в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Это первый уровень в системе обучения РКИ, который предполагает знакомство учащихся с основными словами и выражениями, необходимыми для повседневного общения. В данном разделе будут рассмотрены особенности формирования лексико-семантической компетенции на элементарном уровне, а также методы и приемы, которые могут быть использованы на уроках РКИ.
Особенности формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне
На элементарном уровне (А1) формирование лексико-семантической компетенции основывается на принципе "от простого к сложному". Учащимся предлагаются наиболее часто употребляемые слова и фразы, которые они могут использовать в повседневных ситуациях. Это включает в себя лексику, связанную с общением, покупками, описанием людей и предметов, а также семантические группы, такие как цвета, числа, дни недели и другие [5].
Одной из особенностей формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне является активное использование визуальных материалов. Изображения, иллюстрации, фотографии и другие визуальные средства помогают учащимся ассоциировать новые слова с конкретными предметами или действиями. Это позволяет им легче запоминать и использовать новую лексику в речи [10].
Еще одной особенностью формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне является активное использование контекста. Учащимся предлагаются упражнения, которые помогают им понять значения слов и фраз в определенных ситуациях. Например, они могут учиться использовать слова и фразы, связанные с покупками, в ролевых играх, где они играют роль продавца и покупателя. Такой подход помогает учащимся усвоить лексику и сразу же применять ее на практике [9].
Методы и приемы формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне
Для формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне могут быть использованы различные методы и приемы. Один из таких методов - это метод контекстного обучения. Учащимся предлагаются упражнения, в которых они должны использовать новые слова и фразы в определенных ситуациях. Например, они могут составлять диалоги, описывать картинки или рассказывать о своих интересах и хобби. Такой подход помогает учащимся понять значения слов и фраз в контексте и использовать их в своей речи.
Еще одним методом, который может быть использован на уроках РКИ на А1 уровне, является метод обучения с помощью игр. Игры позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения и одновременно учить новую лексику. Например, они могут играть в игру "Мимика", где им необходимо описывать слова и фразы без использования слов. Такой подход способствует развитию учащихся в области лексического богатства и умения использовать слова и фразы в различных контекстах.
Важным приемом, который может быть использован для формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне, является частое повторение и закрепление материала. Учащимся предлагается систематически повторять и использовать новые слова и фразы в разных упражнениях и ситуациях. Например, они могут составлять предложения с использованием новых слов или играть в игру "Скажи слово", где они должны быстро назвать слово, связанное с определенной темой. Такой подход помогает учащимся закрепить новую лексику и улучшить свои коммуникативные навыки.
Формирование лексико-семантической компетенции на элементарном уровне (А1) является важным этапом в процессе обучения РКИ. Особенности формирования лексико-семантической компетенции на А1 уровне включают использование визуальных материалов, активное использование контекста, а также методы и приемы, такие как метод контекстного обучения, обучение с помощью игр и частое повторение и закрепление материала. Эти подходы позволяют учащимся усвоить новую лексику и использовать ее в речи на практике.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Nikolaevna V. A., Vladimirovna G. T. Rendering as Basic Cognitive Mechanism to Form Students’ Professional Linguo-Communicative Competence // Филологические науки. – 2020. – Т. 13. – №. 5. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2020_5_63.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
2. Авраменко О. В. Инновации и традиции в преподавании русского языка в вузе и школе. URL: https://khnuba-ukrrosmv.at.ua/9_mnpk_khnusa_sbornik_2014.doc (дата обращения: 22.04.2024).
3. Богатырёва Изольда Васильевна, Румянцева Наталья Михайловна Система и принципы организации работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному (довузовский этап обучения) // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-i-printsipy-organizatsii-raboty-s-leksikoy-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-dovuzovskiy-etap-obucheniya (дата обращения: 22.04.2024).
4. Бронская В. С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-leksicheskoy-kompetentsii-u-shkolnikov (дата обращения: 22.04.2024).
5. Виноградова М. В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦИФРОВОМ УЧЕБНИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. – 2023. – С. 478-484. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50742297 (дата обращения: 22.04.2024).
6. Выходец O. О. ОБРАЗ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АРГЕНТИНЫ // ББК 81.2: 71.0 Р17 Ответственные редакторы. – 2017. – Т. 5. URL: https://rusedustudy.ru/images/sciense/russia_world_3.pdf#page=301 (дата обращения: 22.04.2024).
7. Габдрахманова Полина Леонидовна, Богатова Елена Николаевна, Мустафина Лилия Равильевна Развитие коммуникативной компетенции в онлайн-среде обучения РКИ: возможности и перспективы // ОТО. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-onlayn-srede-obucheniya-rki-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 22.04.2024).
8. Голуб Л.Н., Медведева С.А. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ И СЕМАНТИЗАЦИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ) // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №3 (205). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predyavlenie-i-semantizatsiya-novoy-leksiki-pri-obuchenii-studentov-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-elementarnyy-uroven (дата обращения: 22.04.2024).
9. ДЗЮБА Е. В., КИСЛИЦКИЙ П. К. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Учредители: Уральский государственный педагогический университет. – №. 5. – С. 96-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47703078 (дата обращения: 22.04.2024).
10. Дзюба Е. В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. – 2021. – №. 6. – С. 24-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-v-strukture-uroka-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 22.04.2024).
11. Евсеева Ольга Александровна ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskoy-kompetentsii-na-zanyatiyah-rki-v-voennom-vuze-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 22.04.2024).