Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников 7
1.1. Анализ понятия творческие способности младших школьников 7
1.2. Приёмы и способы развития творческих способностей младших школьников 15
Глава 2. Методические аспекты развития творческих способностей младших школьников посредством нестандартных задач по математике 25
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников посредством нестандартных задач по математике 25
2.2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников посредством нестандартных задач по математике (из опыта работы учителя) 28
Заключение 35
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Специалисты, из тех, кто работает с вопросами школьного математического образования, обращают особое внимание на усовершенствование задачного материала, поскольку, представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, требуют алгоритмического способа решения.
Очевидно, что такого рода задачи не способствуют развитию исследовательской и познавательной деятельности школьников. Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем.
Большое значение творческих, или креативных способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
В условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни, большую роль играет способность отдельного человека видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с младшей школы.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт
использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих
познавательные силы учеников. Методологическую основу данной проблемы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. Проблема изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам. Подобного рода личностные качества и творческие способности не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем занимаются все образовательные организации, как в урочное время, так и во внеурочное.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Часто говорят о том, что дети младшего школьного возраста обладают высокой креативностью, которая поддерживает их мотивацию к освоению всего нового, что им предлагает педагог. Под креативностью в психологических исследованиях понимается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида.
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
Несмотря на то, что проблема формирования творческих способностей у младших школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой.
Активизация процесса создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному школьному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких средств, форм и методов необходимо формировать творческие способности младших школьников на уроках математики
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС, когда помимо предметного образовательного результата учитель формирует результаты метапредметные, в виде сформированных универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, повышается интерес учителей, методистов, авторов учебников к задачам определенного жанра, в специальной литературе обозначенных различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные и др., которые можно объединить общим термином «нестандартные задачи».
Решение нестандартных задач в математике можно рассматривать в качестве разрешения проблемных ситуаций. Это способствует развитию внутренней учебной мотивации, которая активизирует все психические процессы ученика. Использование на уроках математики специальных задач, направленных на развитие логического мышления школьников, расширяет их математический кругозор.
На практике отмечено, что часто не только ученики, но и учителя сталкиваются со сложностями при работе с материалом, отличным от шаблонных задач. Существует проблема практического использования нестандартных задач в учебном процессе и недостаточной подготовленностью дидактической базы образовательного процесса.
Проблема также возникает при поиске средств развития мыслительных способностей, связанных с исследовательской и проектной деятельностью учащихся. Следовательно, чтобы сформировать все группы УУД школьников, необходимо выявить возможные пути исследования в области математики в процессе решения нестандартных задач.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость использования нестандартных задач по математике как средства развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в школе на уроках математики.
Предмет исследования: нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческие способности младших школьников.
2. Изучить приёмы и способы развития творческих способностей младших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников посредством нестандартных задач по математике.
4. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников посредством нестандартных задач по математике (из опыта работы учителя).
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С. 299-303.
2. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 373 с.
3. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 23.04.2024).
4. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
5. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
6. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 23.04.2024).
7. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 23.04.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 23.04.2024).
9. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 23.04.2024).
10. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 23.04.2024).
11. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
12. Кондюрина, И. М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П.А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 23.04.2024).
13. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
14. Макаренко, А.С. Пять принципов воспитания сильной личности / https://letidor.ru/psihologiya/sistema-a-s-makarenko-5-principov-vospitaniya-silnoy-lichnosti.htm (дата обращения: 23.04.2024).
15. Мысли о воспитании, образовании и обучении в произведениях Л.Н. Толстого / https://cyberleninka.ru/article/n/mysli-o-vospitanii-obrazovanii-i-obuchenii-v-proizvedeniyah-l-n-tolstogo (дата обращения: 23.04.2024).
16. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 23.04.2024).
17. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 23.04.2024).
18. Пассов, И.К. // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Москва: Просвещение, 2000. - 176 с. http://sdnnet.ru/r/ (дата обращения: 24.12.2023).
19. Прутченков, А. Социальное партнерство как основа взаимодействия. [Электронный ресурс] // А. Прутченков. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/12/19/485 (дата обращения: 23.04.2024).
20. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
21. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
22. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
23. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 23.04.2024).
24. Ушинский, К.Д. О развитии личности ребёнка / https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-razvitii-lichnosti-rebenka-po-materialam-vystupleniy (дата обращения: 23.04.2024).
25. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2015. - С. 48-50.
26. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
27. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
28. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
29. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 23.04.2024