Фрагмент для ознакомления
2
Важным условием психологического развития является созревание нервной системы, которое происходит в детстве, и это учитывается при организации обучения и воспитания. При организации обучения и воспитания необходимо учитывать некоторые врожденные и естественные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, которые определяют различные способы воспитания тех или иных качеств личности. Смелость может воспитываться и в представителе сильной нервной системы, и в представителе слабого типа-выносливости, и в представителе уравновешенного типа, и в представителе неуравновешенного, возбудимого типа нервной системы, но по-разному, и в меру воспитательной работы все будет по-другому.
При организации работы с дошкольниками необходимо учитывать их психологические и физические особенности: быструю утомляемость и переключение внимания, впечатлительность, активность и склонность к подражанию.
Основная цель противопожарной пропаганды для детей состоит в том, чтобы они усвоили основные правила, связанные с возможной угрозой пожара, а также сформировали тип поведения, при котором эта угроза становится минимальной [7].
Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той, которая рассчитана на взрослого. Поэтому чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы, вызванной пожаром, может негативно сказаться на психике детей, травмировать ее. Отрицательные эмоции закроют детям тот минимум противопожарной информации, который они должны освоить. Боязнь огня может помешать ребенку понять и использовать его положительные свойства.
Отсюда следует:
1.Противопожарная безопасность должна соответствовать возрастным особенностям детей, не содержать "шокирующей" информации.
2. Визуальный ажиотаж должен отличаться качественным декором, который легко воспринимается и запоминается детьми.
3.Профилактическая работа должна проводиться систематически, а воспитатели дошкольных учреждений должны разнообразить ее формы и методы.
Работники дошкольных учреждений должны помнить, что противопожарная профилактика дает положительные результаты, если родители принимают в ней активное участие.
К сожалению, многие из них сами пренебрегают правилами пожарной безопасности, нанося большой вред детям, сводя на нет усилия учителей. Взрослые часто не задумываются о том, что они служат примером для подражания, поскольку подражание – одна из особенностей детской психики. Как положительные, так и отрицательные действия взрослых передаются детям по наследству, поэтому следует проявлять осторожность, чтобы передать им положительный опыт [16].
Сами взрослые часто имеют смутное представление о противопожарных свойствах предметов, окружающих нас в жизни, и в большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, погибают не от жары, а от дыма, насыщенного токсичными продуктами горения [9]. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность пожара, характерная для взрослых. Большинство из них понятия не имеют, что делать во время пожара, чтобы выжить. В таких случаях они обычно прячутся под кроватью, в шкафу, в углах комнат, не пытаются убежать и потом, когда двери не заперты. Найти детей в задымленных помещениях иногда бывает непросто. Обучение родителей правилам пожарной безопасности является одной из важнейших задач работников дошкольных учреждений, одним из способов предотвращения несчастных случаев на пожарах.
Основными направлениями работы с родителями являются следующие:
1. Сообщать о неправильном обращении с детьми при пожаре, вызвавшем несчастные случаи.
2. Вооружите их знаниями о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и легковоспламеняющимися предметами.
3.Формирование у родителей серьезного отношения к развитию у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при пожаре.
Вопросы пожарной безопасности следует обсуждать как на групповых собраниях, так и на общих родительских собраниях, где вместе с учителями беседы и лекции должны проводить сотрудники пожарной охраны, обладающие обширным опытом и знаниями в области пропаганды [15].
Следует помнить, что работа по предотвращению несчастных случаев на пожарах имеет большое государственное значение. Большое любопытство ребенка. Он хочет как можно скорее все узнать и все испытать на себе. И, конечно же, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве сталкиваешься на каждом шагу? Мама зажгла спичку - огонь, в печке горят дрова - огонь, в комнате горит свет-огонь [8]. Постепенно ребенок учится пользоваться разными предметами. И мы видим, как начинает развиваться самостоятельность в его действиях. Неслучайно в этом возрасте ребенок на предложение взрослых помочь ему в чем-то часто отвечает: "Я сам". И чем старше ребенок, тем шире круг интересующих его тем, разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к независимости особенно очевидно в то время, когда дети одиноки.
Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один в квартире, не решится поиграть со спичечным коробком, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, не заинтересуется примусом или керосином, не попытается, по примеру родителей, зажечь спичечный коробок, плитку, чайник или другие электронагревательные приборы в электросети, не разведет костер, который вы однажды видели в лесу или в поле и т.д. Это подтверждается анализом пожаров, вызванных детскими шалостями. Анализируя причины рассмотренных пожаров, делается вывод, что виноваты не дети, а взрослые, которые вместо того, чтобы прятать спички, лишать ребенка возможности пользоваться ими, часто превращают их в объекты игр и развлечений. Воспитание у детей с раннего возраста любви к порядку, бережливости и трудолюбию важно для воспитания навыков бережного обращения с огнем.
Действия и поступки взрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка больше всего влияют не слова и мораль, а примеры отца и матери. Уже тот факт, что взрослые всегда осторожны с огнем и не позволяют детям играть с ним, оказывает известное влияние на ребенка. И, наоборот, взрослые в присутствии ребенка бросают сигареты и спички куда попало, используют для их зажигания горящую бумагу, топят дрова в печке бензином и керосином, тогда дети неизбежно будут подражать ему [14].
Дома родители, а в детском учреждении руководитель и воспитатели должны обеспечить безусловное соблюдение правил пожарной безопасности всеми членами семьи и персоналом Детского сада, строго соблюдать противопожарный режим и немедленно устранять любые причины, которые могут привести к пожару. это может привести к возникновению пожара. Любая игра с огнем должна быть немедленно прекращена. Вовремя остановить ребенка, не дать ему пошутить с огнем – это долг не только родителей, педагогов, но и всех граждан.
Цели и задачи:
1) учить детей соблюдать правила пожарной безопасности;
2) научиться пользоваться основными средствами пожаротушения;
3) формирование у ребенка психологической готовности к эвакуации, к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и умения ориентироваться в горящем помещении;
4) развивать у детей интерес к профессии пожарного;
5) формировать у детей следующие качества: память, воображение, логическое мышление, внимательность, наблюдательность, необходимые для успешной учебы в школе [4].
Необходимо дать представление об истории пожарной охраны в России. Дети узнают о правилах пожарной безопасности, познакомятся с основными средствами пожаротушения, научатся распознавать и оценивать обстановку, определять способы противопожарной защиты. Направить на формирование у детей сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, учитывает особенности воспитания малышей, их психологическую устойчивость к стрессам, готовность к контакту с противопожарной техникой.
К. Д. Ушинский определил игру как осуществимый способ для ребенка проникнуть во всю сложность окружающего взрослого мира. Посредством подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но все еще фактически недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основы человеческих отношений, которые будут реализованы в будущем.
По мнению Д. В. Менжерицкой, игровая деятельность строится на следующих положениях: игра предназначена для решения общеобразовательных задач, в первую очередь, это развитие моральных и социальных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры в том, что она ориентирована на развитие, заключается в том, что она направлена на развитие нравственных и социальных качеств. как образ жизни детей заключается в их вовлечении в различные виды деятельности (работа, учеба, повседневная жизнь) [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 20.04.2024
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. – 160 с.
3. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: Просвещение, 2017. – 200 с.
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - Москва: Сфера, 2013. - 176 c.
5. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
6. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников [Текст] / Т. В. Загвоздкина. – Минск: Полымя, 2015. – 192 с.
7. Заскевич, И. Азбука безопасности [Текст] / И. Заскевич // Пралеска. – 2011. – №10. – С. 17-20.
8. Кора, Н. А. Психологический аспект категории «безопасность» [Текст] / Н. А. Кора. – Казань: Казанский педагогический журнал, 2016.- 67-72с.
9. Менджерицкая, Д. В. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Д. В. Менджерицкая. - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.- 2-4с
10. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры [Текст] / – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 90 с.
11. Прилепко, Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников [Текст] / Е. Ф. Прилепко. - Москва: Скрипторий 2015. - 989 c.
12. Сократов, Н. В. Воспитание у детей и подростков здоровьесберегающих мотиваций [Текст] / Н. В. Сократов, В. Г. Купцова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 121-127с.
13. Хромцова, Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 120с.
14. Искандарова, Т. М. Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Т. М. Искандарова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nmcsova.ru/metod/kopilka2017/dou/iskandarova-tm-ispolzovanie-innovacionnyh-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii, свободный. Дата обращения: 20.04.2024
15. Пожарная безопасность детям [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://fireman.club/pozharnaja-bezopasnost/detjam, свободный. Дата обращения: 20.04.2024
16. Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/01/07/statya-aktualnost-obucheniya-detey, свободный. Дата обращения: 20.04.2024