Фрагмент для ознакомления
2
Провозглашение Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязывает государство признавать, соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина. Создание и обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина является основной функцией органов государственной власти.
Действующая редакция Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах», а также Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» не лишены недостатков. С момента разработки и принятия Конвенции ООН «О статусе беженцев», а также резолюций о статусе вынужденных переселенцев, ставшими основой для законодательства по вопросам беженцев большинства стран мира, в том числе и России, прошло более 50 лет, в течение которых появились обстоятельства, не упомянутые в Конвенции, становившиеся причинами вынужденной миграции населения из родных мест.
Особый вклад в разработку различных сторон проблемы конституционных гарантий защиты прав и свобод человека внесли такие авторы как: Баглай М.В., Егоров С.С., Киричёк Е.В., Кутафин О.Е., Воеводин Л.Д., Хазов Е.Н. и другие исследователи. Свой вклад в исследовании конституционно-правовых основ регулирования статуса беженцев внесли такие известные ученые как: Антонов И.П., Еремина Л.С., Денисов В.В., Иванченко А.И., Усанова В.А. и другие Вопросы административно-правового регулирования статуса беженцев изучались в работах Авакьяна C.А., Колобовв А.В., Юрицына А.Е. и также иных исследователей.
Цель курсовой работы состоит в изучении конституционно-правовые основы статуса беженцев в РФ.
Исходя из целей исследования в курсовой работе решаются следующие задачи:
- представить теоретико-правовые основы приобретения статуса беженца в Российской Федерации;
- изучить конституционно-правовые основы регулирования гарантий и компенсаций беженцам.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при обеспечении в России конституционных гарантий прав гражданства имеющих статус беженцев.
Предметом темы исследования являются нормы конституционного права, регулирующие содержание и объем гарантий реализации прав «беженцев».
Методологический аспект работы представлен историческим методом, компаративным методом, методом комплексного анализа, синтеза, абстрагирования, дедукции, индукции, обобщения и иными общенаучными методами. В качестве средств были применены приемы и способы толкования юридических понятий, логические способы изучения и лексические приемы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретико-правовые основы приобретения статуса беженца
в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовые основания приобретения статуса беженцев
В связи с увеличением масштабов массовой миграции беженцев и вынужденных переселенцев особое значение приобретает анализ и оценка действующих норм законодательства, регламентирующего положение, как беженцев, так и вынужденных переселенцев на территории принимающих государств, в том числе и на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» , беженцы относятся к лицам, которые не обладают статусом граждан Российской Федерации. Указанные лица при этом, в силу реально существующих опасений стать субъектом постоянного преследования по признакам расовой принадлежности, религиозных предпочтений, национальности, культурным традициям, принадлежности к определенным социальным группам или политических взглядов, вынуждены покидать государства своей собственной гражданской принадлежности. Беженцы, при этом, не могут пользоваться правами и свободами, предоставляемые гражданам государства своего происхождения, либо же не желают использовать защиту такого рода вследствие наличия объективных опасений преследования.
Указанные лица также могут не иметь определенного гражданства (апатриды) и находится вне страны своего постоянного местожительства вследствие наличия угрозы репрессий и преследования, не могут либо не желают вернуться из-за наличия подобных угроз.
Понятия «беженцев» в нормах международного права содержится в двух основополагающих нормативных актах: вышеупомянутой Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и также Протоколе к ней 1967 года, в котором определен международный статус беженцев. При этом в указанных международных актах есть некоторые расхождения в определении понятия беженцев. В Конвенции ООН «О статусе беженцев» 1951 года установлены как временные, так и географические ограничения. То есть, положения указанной выше Конвенции применяются в отношении европейских государств, а также в отношении только тех лиц, признанных беженцами, которые получили подобный статус, вследствие событий, произошедших до 1 января 1951 года, то есть до момента принятия указанной выше Конвенции ООН.
В Российской Федерации беженцы обладают своими конституционными правами и свободами, которые также относятся и к совокупности прав и свобод российских граждан. Помимо этого, лица, признанные беженцами, также наделены некоторыми дополнительными правами, в том числе: правами на предоставление им услуг переводчиков, предоставления проезда, а также провоза багажа до мест пребывания беженцев, получение питания в местах их временного размещения и некоторые иные права
Беженцами не могут быть признаны лица, которые совершили преступления против мирового порядка, а также человечества, преступления военного характера, а также иные тяжкие преступления, не имеющие политической подоплеки.
Ходатайство лиц, желающих приобрести на законных основаниях статус беженца, рассматривается территориальными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченными рассматривать вопросы миграции. Указанные ведомства при наличии необходимых и при этом достоверных сведений от обратившихся лиц, выдают им свидетельства, о получении статуса беженца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2020. - № 144.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340.
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 140. - Ст. 3032.
5. Зиновьев А. В. Конституционное право: конспект лекций / А.В. Зиновьев. - СПб.: Альфа, 2019. - 79 с.
6. Катков Д. Б. Конституционное право: вопросы и ответы / Д.Б. Катков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2020. - 223 с.
7. Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.Ф. Кириллов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – 558 с.
8. Кирин А.В. Противоречия концептуально-правового статуса ареста как административного наказания // Административное право и процесс. – 2019. – № 9. – С. 53-57.
9. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность иностранных граждан в Российской Федерации // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2020. – № 2(6). – С. 69-74.
10. Конституционное право: университетский курс: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2018. Т. 2. – 528 с.
11. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О. И. Тиунова. - М.: Норма, 2019. - 580 с.
12. Кочеткова Н.Д. К вопросу об административно-правовой ответственности за нарушение миграционного законодательства в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Наука и практика. – 2016. – № 4 (69). – С. 52-55.
13. Малышев Е.А., Васильев, А.Л. Некоторые особенности административно-правового статуса иностранного гражданина // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2019. – № 1(17). – С. 13-16.
14. Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2018. – № 5 (55). – С. 80-83.
15. Петрова Г. О. Понятие объекта уголовно-правового отношения // Государство и право. – 2020. – № 3(2). – С. 159-163.
16. Степанов А.В. Отдельные аспекты уголовной и административной ответственности за нарушения миграционного законодательства Российской Федерации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2020. – № 2 (30). – С. 14-17.
17. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность физических лиц с особым статусом пребывания на территории РФ // Административное и муниципальное право. – 2018. – №11. – С. 888-891.
18. Фиалковская И.Д., Софронова Е.Г. Ответственность за совершение административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 1. – С. 201-204.
19. Цалиев А.М., Басиев, М.С. Конституционно-правовая ответственность: современное состояние и проблемы совершенствования. - Владикавказ: Изд.-полиграф. предприятие им. В. Гассиева, 2019. – 324 с.