Фрагмент для ознакомления
2
В наше время выявление новых драйверов экономического роста становится все более важным. Это подчеркивает важность изучения процесса цифровизации и понимания того, как он влияет на экономический рост и различные социальные цели, включая повышение качества жизни населения. При формулировании стратегических планов развития государства важно признать, что цифровизация сегодня является важным аспектом инновационного экономического роста и жизненно важной силой устойчивого развития.
Экономика также испытала глубокое влияние цифровизации. Многие виды экономической деятельности перешли в онлайн или теперь осуществляются с использованием цифровых устройств и услуг. Примеры включают покупку товаров в интернет-магазинах, совершение бесконтактных платежей через смартфоны или другие устройства, перевод денег через мобильные приложения, а также открытие банковских счетов и депозитов из дома через Интернет. Кроме того, появилась концепция криптовалюты, представляющая собой виртуальные средства, не привязанные к реальным деньгам. Целые компании теперь работают исключительно онлайн, торговля происходит на цифровых биржах, а предприниматели инвестируют в цифровые проекты. Следовательно, экономика развивается и процветает в цифровой сфере.
В развитых странах развитие цифровых экономических процессов идет особенно успешно, как это видно на примере Российской Федерации. Однако ситуация в России представляет собой уникальные проблемы. Одним из существенных препятствий для внедрения цифровых инноваций в экономическом секторе является отсутствие доступа в Интернет или низкая скорость в отдаленных районах.Еще одним серьезным препятствием является консерватизм населения и его медленная адаптация к новым технологиям. Многие в России предпочитают традиционные методы: используют наличные или карты вместо систем бесконтактной оплаты в телефонах или часах, записывают прием к врачу по телефону, а не онлайн, оформляют документы лично, а не через онлайн-порталы. Это нежелание внедрять цифровые инновации часто связано с отсутствием необходимых цифровых устройств или функций, а также с консервативным отношением.
Например, старшее поколение, даже если оно может приобрести новейшие цифровые гаджеты с доступом в Интернет, часто предпочитает проводить транзакции и действия в автономном режиме. Они предпочитают платить за коммунальные услуги, записываться на прием к врачу и делать покупки в магазинах «старомодным способом», избегая взаимодействия с новейшими технологиями. Такое предпочтение традиционным методам подчеркивает более широкую проблему консерватизма, препятствующего широкому внедрению цифровых инноваций.
Значимость этой темы обусловлена ролью цифровизации как важнейшего фактора глобального экономического роста. Мы наблюдаем переход от внедрения отдельных цифровых технологий к построению комплексных цифровых экосистем как в глобальной, так и в национальной экономике. Эта тенденция подчеркивает необходимость эффективного сотрудничества всех заинтересованных сторон цифровизации, включая государственные органы, бизнес, образовательные учреждения, промышленные предприятия и финансовые институты.
Развитие цифровой экономики является приоритетом не только для отдельных экономических систем, но и для государства в целом. Цифровизация особенно важна из-за ее центральной роли в переходе к Четвертой промышленной революции и шестому технологическому укладу. Цифровизация национальных экономик уже стала ключевым компонентом экономического развития во многих странах. Она готова стать институциональной основой для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности и улучшения уровня жизни белорусов в ближайшем будущем.
Целью данной курсовой работы является исследование процесса цифровизации и его влияния на экономический рост, а также его потенциала для достижения различных социальных целей, включая улучшение качества жизни населения.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль государства в поддержке развития цифровой экономики
2. Изучить законодательное регулирование в сфере цифровой экономики
3. Исследовать такие инструменты, как финансовая поддержка и стимулирование цифровой экономики
4. Обобщить зарубежный опыт государственного регулирования в условиях цифровой экономики
5. Проанализировать результативность методов государственного регулирования в условиях цифровой экономики
Объект исследования – цифровая экономика.
Предметом исследования являются особенности и перспективы развития цифровой экономики в России и за рубежом.
В работе использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез, метод наблюдения, метод обобщения и описания, системный подход, сравнение, позволяющие представить наиболее существенные черты изучаемых явлений и процессов.
При написании курсовой работы использовалась научная литература различных авторов.
В структуру курсовой работы входят: введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы цифровизации экономики
1.1. Роль государства в поддержке развития цифровой экономики
Цифровизация экономики предполагает структуру экономических отношений, основанную на интеграции и использовании цифровых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые составляют краеугольный камень цифровой экономики. Этот тип экономики представляет собой глобальную сеть деловой активности и экономических взаимодействий, охватывающую коммерческие транзакции и профессиональную деятельность, поддерживаемую соответствующими ИКТ.
Первоначально на ранних стадиях своего развития эта номенклатура называлась «интернет-экономикой», но многие экономисты сочли ее неадекватной. Они утверждают, что цифровая экономика более сложна и всеобъемлюща, чем интернет-экономика, которая ограничивается ценностями, генерируемыми в результате интернет-деятельности.
Цифровая экономика знаменует собой решающий этап перехода от третьей экономической революции к четвертой. В Российской Федерации его распространению способствуют такие факторы, как снижение затрат на приобретение активов, снижение затрат на продвижение продукции, упорядочение управления и контроля со стороны государства .
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, цифровая экономика имеет и определенные недостатки. К ним относится вытеснение профессий, которые являются избыточными в цифровой экономике, что потенциально может привести к повышению уровня безработицы. Существуют также риски для суверенитета и личной информации из-за широкого проникновения ИТ-технологий в критически важные области и усиления конкуренции в различных секторах экономики.Для эффективного развития цифровой экономики необходимо сотрудничество трех ключевых сил: государства, бизнеса и граждан. Изменения в правительстве должны стать катализатором соответствующих корректировок на корпоративном и индивидуальном уровнях. Государство играет ключевую роль в поддержке развития IT-технологий, поскольку от этой поддержки во многом зависят темпы цифровой трансформации.
Содействуя развитию цифровой экономики, государство берет на себя ряд обязанностей, таких как создание благоприятных условий для организаций, занимающихся цифровыми технологиями, устранение административных препятствий, обеспечение свободы выбора в образовании и поощрение перехода граждан и бизнеса к цифровой экономике.
Для повышения эффективности экономики «нового поколения» государство может реализовать ряд мер:
Сокращение коррупции: сведите к минимуму участие человека в транзакциях, чтобы создать бесшовную систему взаимодействия, тем самым снижая коррупцию.
Интеллектуальное налогообложение: используйте интеллектуальных агентов для индивидуального расчета налоговой нагрузки и оптимизации механизма налогообложения.
Адаптивное бюджетирование: внедрить адаптивную модель с использованием ИТ-технологий для автоматизации определения приоритетов и целевого распределения части бюджетных расходов.
Цифровые государственные услуги: предоставление государственных услуг через правительственные порталы .
Кроме того, государство должно стремиться создать среду, способствующую повышению конкурентоспособности отечественного ИТ-сектора. Такой подход позволит привлечь иностранные инвестиции в национальную цифровую экономику. В России цифровая экономика охватывает такие важнейшие отрасли, как образование, здравоохранение и промышленность.
Однако развитие цифровой экономики России сталкивается с такими препятствиями, как технологическое отставание и утечка мозгов. Дефицит квалифицированных ИТ-специалистов существенно сдерживает развитие отечественных высоких технологий, напрямую влияя на функциональность цифровой экономики.
Решение этой проблемы предполагает разработку и реализацию государственных программ и проектов, направленных на повышение уровня ИТ-образования в высших учебных заведениях, организациях и частных предприятиях. Государство также может поддержать бизнес во внедрении высоких технологий и инноваций посредством субсидий или участия в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП). Проекты ГЧП, представляющие собой совместную форму взаимодействия государства и бизнеса, могут реализовать социально и экономически значимые инициативы.
Российская Федерация активно развивает свою цифровую экономику, стремясь к 2024 году создать не менее 500 конкурентоспособных национальных ИТ-компаний. Стратегическая важность цифровизации экономики России подчеркивается указами президента, такими как «Стратегия развития информационного общества в России». Российской Федерации на 2017-2030 годы». В этом документе изложены цели, задачи и меры по реализации политики в области информационных технологий для развития информационного общества и национальной цифровой экономики.
В заключение следует отметить, что цифровизация экономики требует государственных инициатив для достижения вышеупомянутых целей. Однако прогресс в цифровой экономике зависит от сотрудничества трех ключевых компонентов: государства, бизнеса и общества. Сплоченные усилия этих трех элементов позволят отечественной экономике выйти на новый цифровой уровень.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 2): препринт WP8/2016/04 (ч. 2). М.: ИД ВШЭ, 2016. 40 с.
2. Бахшян Э.А. Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций как перспективный инструмент поддержки инновационных территориальных кластеров в России // Налоги и налогообложение. 2020. № 5. С. 18-31.
3. Беликова К.М. Особенности правового регулирования цифровой интеллектуальной экономики // Закон и право. — 2018. — С.26-30.
4. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. — 2018. — №11. — С. 9-18.
5. Вылкова Е.С. Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26. № 5. С. 54-64.
6. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. — 2019. — № 1. — С. 54-59.
7. Головенчик, Г. Г. Цифровая трансформация и экономический рост (на примере белорусской экономики) / Г. Г. Головенчик, М. М. Ковалев // Журнал БГУ. Серия Экономика. – 2018. – No 1. – С. 102–121.
8. Захаров В. К. Какие инвестиции служат развитию России // Финансы и кредит. 2017. № 8 (488). С. 11-20.
9. Ковалев, М. М. Цифровая экономика – шанс для Беларуси: моногр. / М. М. Ковалев, Г. Г. Головенчик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – 327 с.
10. Королева И.А. Налоговые инструменты поддержки инновационного развития экономики в российских регионах // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020. № 1 (9). С. 56-68.
11. Куликова Е.И. Цифровизация как основной тренд развития финансовых услуг // Финансовая жизнь. — 2018. — № 4. — С. 68-72.
12. Панкратова О.А. К вопросу о месте инструментов налогового стимулирования инвестиций в системе государственной поддержки бизнеса // Налоги и налогообложение. 2020. № 3. С. 1-16.
13. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография / Отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 370 с.
14. Ревенко Л. С., Ревенко Н. С. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики. Примеры США, Индии, Китая и ЕС // Международные процессы. 2017. Т. 15, № 4. С. 20-39.
15. Тихонкова В.А. Налоговые инструменты поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики // Инновации и инвестиции. 2020. № 2. С. 24-27.