Фрагмент для ознакомления
2
Диалог представляет собой общение двух или более людей, где каждое высказывание зависит от вопросов, ответов, реплик других участников и контекста общения. В контексте образования часто используется форма диалога, которая может быть натуральной или искусственной, как, например, беседа. В процессе беседы учащиеся учатся формированию правильных предложений, выражению мыслей и приобщаются к литературной речи. Обычно беседы происходят между учителем и учениками.
Монологическая речь, напротив, представляет собой выступление одного человека, такое как выступление, сообщение, пересказ или сочинение. Монологическая речь требует предварительной организации и планирования, включая составление плана выступления. Она не может быть спонтанной и всегда требует отработки внутренней структуры и логики высказывания.
Письменная речь представляет собой форму выражения мыслей с использованием письменных символов на различных носителях, таких как бумага или экран монитора. Речь в этом случае выражается через графические знаки и имеет коммуникативное назначение. Она является конкретной и материальной, состоящей из артикулируемых символов, которые воспринимаются чувствами. Письменная речь динамична, субъективна и представляет собой форму творческой деятельности индивида. Для эффективного выражения мыслей и формулирования идей необходимо обладать соответствующими речевыми навыками и умениями [6, с. 77].
Речь конкретна и неповторима, так как каждое высказывание уникально в своей форме и содержании. Она также материальна, так как имеет физическое воплощение в виде звуков, символов или движений.
Речь динамична и субъективна, она может меняться в зависимости от контекста, эмоционального состояния говорящего и других факторов. Она также является видом творческой деятельности, где говорящий выбирает слова и формирует высказывание в соответствии с своими целями и намерениями.
Для того чтобы грамотно строить свою речь, правильно формулировать и выражать свои мысли, необходимо обладать соответствующими речевыми навыками и умениями. Это включает в себя знание языковой структуры, лексики, правил грамматики, а также умение адаптировать свою речь к аудитории и ситуации общения.
Речевое развитие представляет собой процесс усвоения и развития навыков общения и выражения мыслей через устную и письменную форму. Оно включает в себя овладение различными аспектами языка, такими как фонематика (звуковая система), лексика (словарный запас), синтаксис (структура предложений), семантика (значение слов) и прагматика (использование языка в конкретных ситуациях общения).
Важно понимать, что речевое развитие начинается с самых ранних лет жизни и продолжается на протяжении всей жизни. В детском возрасте особенно важны речевые игры, чтение и общение с окружающими, что способствует формированию базовых языковых навыков [10, с. 78].
Для детей дошкольного возраста особенно важна игровая форма обучения, которая позволяет им экспериментировать с языком, развивать фантазию и логическое мышление. Важно создать стимулирующее языковое окружение, где дети могут активно участвовать в разговорах, играх и других активностях, способствующих развитию речи.
Для старших возрастных групп, включая школьников и взрослых, важным является систематическое обучение грамматике, лексике и структуре языка. Это помогает им улучшить свои навыки письменной и устной речи, а также эффективнее выражать свои мысли и идеи.
Речевое развитие также включает в себя адаптацию к различным коммуникативным ситуациям, таким как общение в учебной среде, на работе или в повседневной жизни. Это включает в себя умение выбирать подходящий стиль общения, правильно интерпретировать невербальные сигналы и эффективно передавать информацию [3, с. 87].
Таким образом, речь - это психофизиологический процесс, который представляет собой реализацию языка через звуковые, графические или жестовые средства с целью коммуникации. Она может быть устной, когда информация передается через звуки, письменной, когда используются письменные символы на бумаге или экране, или жестовой, когда используются движения рук и тела. Речевое развитие является важным аспектом общего развития личности и способствует успешной социализации и адаптации в современном обществе.
1.2 Возрастные особенности развития речи у детей дошкольного возраста
В процессе их развития, речь у детей становится более связанной с их активностями и общением. Они не только используют речь для общения с другими людьми, но и начинают использовать ее для организации своих мыслительных процессов.
К концу дошкольного возраста, при определенных условиях воспитания, дети начинают осознавать структуру речи, что является важным шагом к освоению грамотности.
Исследования Мухиной [11] и Венгера [3] показывают, что у дошкольников появляется типичная для их возраста структура речи: они сначала используют местоимение, а затем поясняют его существительным. Это свидетельствует о развитии их речевых навыков и ориентации на собеседника. Вопросы по содержанию рассказа стимулируют их стремление отвечать более подробно и ясно, что способствует формированию интеллектуальных функций речи, таких как внутренний монолог.
Согласно В. И. Ядешко, речь дошкольников становится менее ситуативной [16, с. 122]. Это проявляется в уменьшении использования указательных частиц и наречий места, которые ранее заменяли другие части речи. Также заметно сокращается использование изобразительных жестов при рассказывании.
При формировании связных форм высказывания большое значение имеет уровень наглядности образца речи. Однако, хотя опора на наглядные образцы способствует улучшению связности в речи детей, она также может поддерживать ситуативные элементы и уменьшать экспрессивность в высказывании.
Согласно М. Р. Львову, по мере увеличения круга общения и интересов ребенок осваивает контекстуальную речь. Это подчеркивает значимость усвоения грамматических форм родного языка. Контекстная речь характеризуется тем, что ее смысл раскрывается в контексте и становится понятным для слушателя, независимо от конкретной ситуации. Развитие контекстной речи у ребенка происходит благодаря систематическому обучению. На занятиях в детском саду дети вынуждены излагать более абстрактные идеи, чем в повседневной речи, и поэтому им требуются новые лингвистические инструменты, которые они усваивают из речи взрослых [11, с. 76].
Дети дошкольного возраста только начинают развивать речь, причем этот процесс продолжается вплоть до школьного возраста. Постепенно они осваивают и ситуативную, и контекстную речь, адаптируясь к различным обстоятельствам общения. Важным этапом формирования связной речи является также овладение языком как средством общения, что подтверждается исследованиями Д. Б. Эльконина [20, с .67].
Разговорная речь предоставляет обширные возможности для формирования связной речи, которая представляет собой не просто набор отдельных предложений, а цельное высказывание, такое как рассказ или сообщение. В старшем дошкольном возрасте дети часто стремятся объяснить своим сверстникам суть предстоящей игры или устройство игрушки. По мере развития разговорной речи у детей уменьшается использование ситуативных элементов, а вместо этого они начинают опираться на языковые средства для понимания и объяснения. Таким образом, у них начинает развиваться способность к объяснительной речи.
М. М. Алексеев и В. И. Яшина отмечают, что развитие связной речи играет ключевую роль в формировании речевых навыков детей дошкольного возраста. В процессе их развития меняются формы связной речи, и переход к контекстной речи тесно связан с расширением словарного запаса и усвоением грамматических структур языка [1, с. 77].
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает высокого уровня. Они отвечают на вопросы точно и, при необходимости, развернуто. Дети могут оценивать высказывания сверстников, дополнять или корректировать их, но часто все еще нуждаются в поддержке взрослого.
Однако у них все еще не хватает навыков передачи своих эмоциональных переживаний в своих рассказах. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста означает накопление большого словаря, увеличение использования простых и сложных предложений, а также формирование критического взгляда на грамматические ошибки и умение контролировать свою речь.
Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, прирост словарного запаса и освоение грамматической структуры языка зависят от условий жизни и воспитания [19, с. 54]. Анализируя процесс формирования грамматической структуры русского языка, А. Н. Гвоздев определяет период дошкольного развития (от трех до семи лет) как время, когда дети усваивают морфологическую систему русского языка, включая склонения и спряжения [5, с. 34].
В этот период происходит разграничение морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений, а также более глубокое освоение отдельных форм. С возрастом дети также начинают овладевать сложными предложениями, связанными союзами. В этот период они усваивают широкий спектр союзов и союзных слов, что отражает интенсивное развитие связной речи.
Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, активное усвоение родного языка в дошкольном возрасте связано с высокой языковой чувствительностью ребенка и его активным воздействием на язык. Именно в этот период дети проявляют чрезвычайную активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях, основанных на уже освоенных формах [20, с. 34].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2020. 256 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Владос, 2015. 280 с.
3. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Венгер Н.Б., Говорова Р.И., Дьяченко О.М., Журова Л.Е., Лаврентьева Т.В., Тарасова К.В., Холмовская В.В., Цеханская Л.И. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, М.: Педагогика, 2021. 224 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1984. 566 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244 с.
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2018. 112 с.
7. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. – АСТ, 2015. – 342с.
8. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русский язык в школе.- 1985. – 189 с.
9. Капинос В.И. Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 2004. 189 с.
10. Кулакова Н.В. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: развитие речи младших школьников: учебное пособие для студентов-магистрантов педагогических вузов.– Красноярск, 2017. – 184 c.
11. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 2019. 122 с.
12. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность, М.: Просвещение, 2019. 167 с.
13. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. -М. ВЛАДОС, 2009. 200 с.
14. Ожегов С.И. - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой.- М., 22-е издание, 2011. 123 с.
15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. М: Просвещение, 1988. 167 с.
16. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие.-Екатеринбург, 1998. 51 с.
17. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2011. 210 с.
18. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка.- М.: «Аделант», 2014.- 800с.
19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практич. психол., 2012. 123 с.
20. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.М., 1958. 386 с.