Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время все чаще ощущается потребность в людях, способных творчески мыслить, искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Этому человека следует учить с раннего возраста.
Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях по изобразительному искусству. Занятия по конструированию в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как настойчивость, трудолюбие, умение анализировать, мыслить самостоятельно. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.
Бумага – это первый материал, из которого дети начинают изготавливать, создавать, создавать уникальные изделия. Она известна всем с раннего детства. Постоянный интерес детей к бумажному творчеству обусловлен еще и тем, что этот материал дает большой простор для творчества. Лист бумаги помогает ребенку почувствовать себя художником, дизайнером, дизайнером и, самое главное, бесконечно креативным.
"Бумажная мозаика" наиболее полно охватывает различные виды бумажного дизайна: это классическое оригами, модульное оригами, объемный дизайн.
Развитие изобразительных и прикладных навыков и умений у детей младшего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Мозаика из бумаги способствует развитию изобразительных и прикладных навыков и умений, пространственного воображения, развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития изобразительных и прикладных умений и навыков у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы и приемы обучения бумажной мозаики как способ развитие изобразительных и прикладных умений и навыков у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования – подобрать и описать методы и приемы обучения бумажной мозаики, способствующие развитию изобразительных и прикладных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие изобразительных и прикладных умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения бумажной мозаики будет эффективно, если:
– создаётся подлинно творческая атмосфера в ходе занятия, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления учащегося;
– обеспечивается обучение младших школьников нетрадиционным техникам рисования;
– учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятия «бумажная мозаика» и ее виды.
2) Выделить особенности развития изобразительных и прикладных умений и навыков у обучающихся младшего школьного возраста в процессе освоения бумажной мозаики.
3) Описать планирование процесса развития изобразительных и прикладных умений и навыков у обучающихся среднего школьного возраста в процессе освоения бумажной мозаики.
4) Описать методы и приемы обучения бумажной мозаики, направленной на развитие изобразительных и прикладных умений и навыков у обучающихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ методической специальной педагогической, психологической литературы, изучение интернет-источников по вопросам использования бумажной мозаики в обучении детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы педагогами дополнительного образования на занятиях, студентами на учебной и производственной практике.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводы по каждой главе, заключения, списка использованных источников.
Глава I. Теоретические аспекты развития прикладных навыков и умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения бумажной мозаики
1.1 Сущность понятия «бумажная мозаика» и ее виды
Бумажная мозаика (аппликация) – это одна из разновидностей прикладного искусства, которая создается из вырезанных и наклеенных на основу кусочков цветной бумаги.
Мозаика происходит от латинского musivum — "посвященный музам" и представляет собой прикрепление большого количества кусочков, выбранных по форме и цвету, к основанию. Аппликация из бумажной мозаики похожа на традиционную мозаику и аппликацию для вырезания, но элементы для нее вырезаются ножницами и представляют собой простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Эти элементы, как фрагменты мозаики, заполняют изображение [1].
Обрывная аппликация или бумажная мозаика – это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа – лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. Для работы вам совсем не понадобятся ножницы, так как детальки формируются способом отрывания. Кусочки отрываются произвольно, разных размеров и оттенков нужного цвета. После этого детальки приклеиваются на выбранный силуэт, и вы можете наслаждаться готовым изделием.
Готовые формы могут быть разнообразными:
1. тип геометрической мозаики, из которой дети выкладывают узоры свободно или по шаблонам;
2. разнообразные растения и другие формы, из которых дети составляют декоративные композиции;
3. разнообразные формы для конструктивной мозаики, то есть для создания изображения объекта из кусочков [10].
Бумажная мозаика может быть выполнена различными способами:
Торцевание. В качестве материала используются обычные бумажные салфетки или тонкая гофрированная бумага. Сначала салфетки нарезаются небольшими квадратиками, затем конец (поперечная грань) ребристой палочки или карандаша кладется на салфетку и прокручивается, получается заготовка, которая приклеивается к основе. Из множества торцовок получается объемная и пушистая картинка.
Декупаж (от французского decoupage-вырезать, вырезать): техника, при которой изображение вырезается, наклеивается на предмет или поверхность, а затем покрывается лаком.
Пейп-арт. Одна из самых молодых техник, которая представляет собой создание на различных поверхностях узоров из жгутиков из скрученных салфеток. Высохший рисунок покрыт красками по металлу и по окончательной форме напоминает чеканку [4].
Бумажную мозаику необходимо хорошо разрезать, разорвать на кусочки и приклеить к поверхности. Чаще всего выбираются такие виды мозаичной бумаги: белая офсетная; односторонняя цветная; бархатная; голографическая (глянцевая с одной стороны); газетная или журнальная страница; листы белой бумаги с ручной росписью; цветной креп (гофрированный); бумажные салфетки и полотенца; бумага для квиллинга (цветные полоски).
При подготовке к работе выбранная по цвету и фактуре бумага разделяется на кусочки определенных размеров. Варианты материала для мозаики могут быть следующими:
1. Цветная бумага, нарезанная кусочками определенной формы и размера. Чаще разрезают бумагу на квадраты.
2. Рваная бумага любого цвета и текстуры. В результате получаются совершенно бесформенные кусочки разных размеров.
3. Круги, звезды, бабочки и другие фигурки, вырезанные фигурным перфоратором из обычной писчей или цветной бумаги.
4. Кусочки цветной бумаги нарезают геометрическими фигурами, из которых складывается узор.
5. Цветную гофрированную бумагу скручивают шариками или салфетками, из которых получаются трехмерные изображения.
6. Полоски бумаги сворачивают в спираль (квиллинг). Для работы с этим материалом необходимы определенные навыки [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонькин С. Сборник лучших моделей из бумаги. – М. Аким 2001
2. Барышева Т.А, В.А Шекалов. - Как воспитать творческую личность, 2004.
3. Бембель Т.О. Ваш ребенок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. Изд-во: Беларусь, Минск – 2000
4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детских садов и родителей. М.: Просвещение, 1992.
5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2013.
6. Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. - Издательство «Скиф», 2013
7. Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.
8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1986
9. Салагаева Л. М. Объемные картинки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.
10. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – Москва 2005.
11. Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. – Айрис пресс 2013.
12. Оригами с детьми 7 лет. Методическое пособие. Издательство «Мозаика-синтез». Москва 2012.