Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из приоритетных направлений образования детей отмечается речевое развитие, формирование умений строить связное высказывание. От уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе.
В психолого-педагогической литературе проблема развития связной речи рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Б.И. Яшиной и других ученых и методистов дошкольного образования. Предлагаются различные методы и приемы развития связной речи, формы организации образовательной деятельности с детьми.
Одной из актуальных проблем является вопрос о развитии связной речи у детей с речевым недоразвитием. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для социализации таких детей и подготовки их к предстоящему школьному обучению (Л.И. Белякова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Развитие связной речи – это одна из важнейших задач коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, аграмматизмы, что отражается на умении строить связное высказывание. Особенности психического развития детей с ОНР обусловливает трудности в освоении ими связной речи. Более глубокое изучение общего недоразвития, анализ структуры этого дефекта, необходимые для оказания адекватной коррекционной помощи, требуют разностороннего исследования специфики связной речи таких детей.
Все это подчеркивает актуальность данной проблемы и определяет выбор темы исследования: «Исследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
2. Рассмотреть особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
3. Описать методику исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
4. Проанализировать результаты исследования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая база исследования: исследования по проблеме развития связной речи (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина); исследования по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Общее недоразвитие речи впервые было обосновано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение речи, при котором происходит расстройство всех компонентов речевой системы – звукопроизношения, лексико-грамматической стороны, связной речи [30].
В ОНР выделяются три уровня, которые Р.Е. Левина выделила в зависимости от степени недоразвития всех сторон речи. Первый уровень показывает нарушение всех компонентов, отсутствие общеупотребительной речи. Второй уровень – это наличие общеупотребительной речи. Третий уровень – это речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [14].
Речь детей с ОНР (III уровень) характеризуется следующими особенностями:
а) нарушение произношения фонем, имеющих сходные акустические или артикуляционные признаки (соноры, свистящие, шипящие) – пропуск, замена, искажение, нестойкое употребление звуков в речи;
б) нарушение фонематических процессов – фонематического восприятия при дифференциации звуков, трудности в осуществлении операций фонематического анализа и синтеза;
в) нарушение лексической стороны речи – ограниченный словарный запас, особенно словарь прилагательных, глаголов, наречий; употребление в речи обиходных слов; значительное расхождение между уровнем пассивного и активного словаря; трудности в подборе однокоренных слов;
г) нарушение грамматической стороны речи – отклонения в морфологии (словоизменение, словообразование) и синтаксисе, неправильное употребление предлогов, предложно-падежных конструкций, нарушение согласования слов в числе, роде, падеже, несформированность навыков словообразования; трудности в построении сложных предложений;
д) нарушение связной речи – отсутствие последовательности, четкости в изложении, пропуск существенных деталей, нарушение причинно-следственных связей, отклонения как в монологической, так и диалогической речи [17].
Нарушения речи вызывают вторичные отклонения в ВПР (высших психических функциях), в которым относятся: гнозис, праксис, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. При общем недоразвитии речи отмечаются трудности узнавания зашумленных изображений, что может быть вызвано нарушением зрительного гнозиса. Трудности зрительного восприятия может приводить к нарушению буквенного гнозиса, что приводит к низкому уровню графомоторных навыков. Дети с ОНР отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.
Т.Н. Волковская отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
2. Андреева, Е. В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра / Е. В. Андреева, С. Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
3. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Творческий центр «Сфера», 2011. – 78 с.
4. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Москва, 1996. – 16 с.
5. Буслаева, М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – Москва : Книголюб, 2008. – 95 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва : ACT, 2012. – 160 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с.
10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 287 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Москва : Аркти, 2015. – 168 с.
12. Земская, Е. А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения : учеб. пособие / Е. А. Земская. – Москва : Флинта, 2022. – 240 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1985. – 214 с.
16. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 1986. – 144 с.
17. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие / Е. А. Чаладзе и др. – Ульяновск : Изд. Качалин А. В., 2012. – 207 с.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с.
20. Сегова, Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
21. Соколова, А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
22. Соловьева, Л. Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения : монография / Л. Г. Соловьева. – Архангельск : Поморский университет, 2006. – 162 с.
23. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
24. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
25. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
26. Ткаченко, М. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М. В. Ткаченко, Ю. В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152–154.
27. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь / Т. А. Ткаченко. – Москва : Эксмодетство, 2020. – 134 с.
28. Ушакова, О. С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О. С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23–31.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
30. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
31. Щербак, С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Щербак Светлана Геннадьевна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования]. – Москва, 2011. – 23 с.