Фрагмент для ознакомления
2
Дополнительное образование предоставляет возможность человеку в любом возрасте расширить свои знания и навыки вне основного учебного плана или рабочей программы.
Формы обучения в дополнительном образовании могут быть самые разные, семинары, курсы, тренинги, мастер-классы. Дополнительное образование – это процесс обучения и воспитания, который осуществляется на основе дополнительных образовательных программ. Это позволяет обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, или профессионального самоопределения. При реализации, к примеру, туристско-краеведческого направления в системе дополнительного образования, обучающиеся понимают особенности своего края, учатся бережно относиться к природе, овладевают экологическими знаниями и др.
Благодаря этому процессу у школьников формируются гражданские и патриотические качества личности. Практика дополнительного образования показала, что в этом направлении часто возникают удачные проекты, которые полностью разрабатываются учениками на основе краеведческого материала.
Прежде всего – это обеспечивает экологическое образование школьников. Экологическое образование сегодня жизненно необходимо и именно оно чаще всего реализуется в проектно – исследовательской деятельности [4].
Содержание курса программы дополнительного образования может быть различным, поскольку регионы РФ отличаются большим многообразием. В программный курс входят сведения о рельефе местности, почвах, геологическом строении местности, флора и фауна, водные пути, промышленность, население, ремёсла и др. Все это сведения могут служить основой экологического образования школьников.
Здесь представлен весь спектр образовательных задач: интеллектуальный, моральный, эстетический. К сущности экологического образования будет относиться развитие педагогом экологического сознания и соответствующего поведения [14]. Конечным образовательным результатом должно стать не только овладение определенными знаниями и сформированными умениями, но прежде всего, развитая эмоциональная отзывчивость и умение с желанием активно защищать природу, то есть, быть истинно культурным человеком. Если всё это осуществляется в системе и в комплексе, то несомненно происходит формирование экологического сознания субъекта, которая включает в себя этические нормы поведения человека [6].
Обучение и воспитание между собой неразрывны. Мы можем говорить о непрерывности и преемственности целостного образовательного процесса. Специалисты считают, что одной из причин низкого качества образования является недостаточное использование педагогами соответствующих методик и технологий, позволяющих успешно работать в системно – деятельностном подходе.
Часто продолжается трансляция знаний педагогом, когда он лишь передаёт информацию школьникам. Сегодня этого явно недостаточно. Усвоение учащимися лишь различных знаний сегодня явно недостаточно. Методы и формы современного образования должны включать в себя много разновидностей, и они должны быть пригодными как для классно – урочного обучения, так и для внеурочной деятельности, или дополнительного образования [3].
У школьника должны формироваться ключевые компетенции. Каждая из форм организации учебно - воспитательного процесса стимулирует различные виды познавательной деятельности и большое значение здесь имеет самостоятельная работа школьников. Это самостоятельное использование различных источников информации, которое позволит накопить конкретный фактический материал. Как только в оборотной речи педагога появляется термин «проблема», так мы можем говорить о проблемном обучении, в основе которого лежат проектные и исследовательские технологии обучения.
На этапе формулирования школьником какой-либо экологической проблемы, особую роль приобретают методы, которые использует педагог. Это необходимо для стимуляции самостоятельной деятельности учеников.
Задания и задачи в системе дополнительного образования, подобранные учителем, должны быть направлены на выявление противоречий и проблем во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета (рисунок 1).
Рис. 1. Структура краеведческой системы.
Деятельность детей стимулируют дискуссии, способствуя проявлению личностного отношения учащихся к экологическим проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения и др. Особо здесь нужно остановиться на формировании у школьников исследовательских навыков, умений и способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2018. – 192 с.
2. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. [Электрон.ресурс] // Косова Е.М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/ (дата обращения: 24.04.2024).
3. Анохина, Т.М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. [Текст] / Т.М. Анохина. - СПб.: Нева, 2003. - 71 с.
4. Афанасьева, Т.А. Нестандартные дети [Текст] /Т.А. Афанасьева. - Воспитание школьников. - 2011. - No 8. - С. 8-10.
5. Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблема ее идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.
7. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2010. - N 4.- С. 5-13.
8. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 24.04.2024).
9. Вылегжанина, Е.А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Вылегжанина, С.П. Фоминская / Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/ (дата обращения: 06.04.2024).
10. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время / Е. В. Головня. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/ (дата обращения: 24.04.2024).
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
12. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 24.04.2024).
13. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 24.04.2024).
14. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 24.04.2024).
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
16. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/ (дата обращения: 24.04.2024).
17. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
18. Нарышкина, В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13584/ (дата обращения: 24.04.2024).
19. Панова, В.Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 24.04.2024).
20. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
21. Райцева, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников / Е. В. Райцева. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 83-85. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/ (дата обращения: 24.04.2024).
22. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2019. – No2. – С. 74-80.
23. Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. – 2013. – No5. – С. 17-18.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. [Текст] /В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
25. Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
26. Строгонова Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя [Текст] / Л.В. Строгонова, Н.Л. Кербицкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
27. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. – М.: Приор, 2005. – 224 с.
28. Филиппова, Т. С. Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников / Т. С. Филиппова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11220/ (дата обращения: 24.04.2024).
29. Храпова, О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина / Молодой ученый. - 2011. - № 6 (29). - Т. 2. - С. 169-171. - URL: https://moluch.ru/archive/29/3348/ (дата обращения: 24.04.2024).
30. Шеховцова, Л.Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/ (дата обращения: 24.04.2024).