Фрагмент для ознакомления
2
В условиях рыночных отношений налоги и государственная налоговая система выступают не только в качестве источников поступлений бюджетных средств, но и самых важных структурных элементов экономики, имеющей рыночный характер, влияющих на экономическую безопасность государства. При этом довольно очевидным является то, что без процесса образования рациональной системы налогов в государстве, которая бы не угнетала деятельность в предпринимательской сфере и предоставляла бы возможность проведения бюджетной политики эффективного характера, не представляются возможными такие преобразования отечественной экономики, которые можно было бы назвать рациональными. Налоги известны человечеству с самой глубокой древности, когда их форма была еще данью. Само по себе возникновение налогов было вызвано необходимостью содержания государства. Определенного рода их неизбежность является настолько очевидной, что еще в 1789 году Б. Франклином, являющимся одним из авторов Декларации независимости Америки, было написано: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов» .
Налоги можно представить как обязательные платежи, которые взимаются центральными и местными органами власти государства с юридических и физических лиц и поступают в бюджеты разных уровней. Само существование налогов является экономическим образом оправданным потому, что оправданным является и само существование государства. Налоги являются экономической базой содержания аппарата государства, армии, а также и непроизводственной сферы. Налог отдельно взятыми представителями науки дореволюционной, носящий финансовый характер, понимался как «принудительный сбор с граждан, который устанавливается с целью покрытия общих расходов государства» .
В ст. 8 НК РФ налог представляется как индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью обеспечения финансового характера государственной деятельности или деятельности муниципальных образований .
Налоговые поступления для бюджета государства являются основной массой доходов.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, которые взимают с налогоплательщиков на государственной территории согласно его налоговому законодательству, и фискальных органов, которыми контролируется правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет государства налогоплательщиками .
Обеспечение необходимого уровня стабильности экономической безопасности государства не представляется возможным без устойчивой его налоговой системы, которая является важнейшим рычагом регулирования социально-экономических процессов в стране, которыми она располагает. По данной причине налоговая система, выступая одновременно в качестве и фактора финансовой безопасности государства, должна способствовать обеспечению такого рода развития его экономики, при каком бы создавали нужные условия финансового характера для обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны и каждого ее региона, сохранения в ней целостности и единства финансовой системы (в том числе денежной, бюджетной, кредитной, налоговой и валютной системы), успешности противостояния угрозам страны внутри и вне ее и ее регионам .
Нужно отметить, что налоговой системой должны учитываться вопросы ее прозрачности и управления. Все законы в сфере налогов, иные нормативно-правовые акты и прочие документы, вместе с пояснительными материалами, должны быть доступными для всей широкой публики и на регулярной основе обновляться. Изменения в законодательстве по налоговой сфере должны обнародоваться в большой мере для того, чтобы налогоплательщиками понималось, каким образом данного рода изменения могут оказать влияние на их уровень благосостояния. Вместе с тем должны быть механизмы реагирования, которые позволяют отвечать на запросы налогоплательщиков.
В налоговой системе ее база - налоговая политика – выступает в качестве важнейшего инструмента регулирования государством социально-экономического развития в стране. Множество факторов, влияющих на разработку структуры налоговой системы (виды государственного и общественно-экономического строя, специфика экономики, уровень налоговой нагрузки и др.), определяют отличия налоговых систем различных государств, типы и модели налоговой политики, ее стратегию и тактику . В связи с высокой значимостью формирования эффективного механизма налогообложения особенно важной становится задача изучения общих закономерностей и трендов, определяющих существующие типы и модели применяемой налоговой политики, исследование трансформации и эволюции их развития. Для решения этой задачи необходимо, в первую очередь, дать определение таким понятиям, как форма, тип, и модель налоговой политики.
Разграничение и точное определение вышеотмеченных категорий необходимо для исключения возможности их двусмысленного толкования. Так, форма налоговой политики представляет собой систему разработанных методов и инструментов реализации налоговой политики государства. Форма как совокупность инструментов, может определять, как тип, так и модель проводимой налоговой политики, хотя тип отражает в большей степени теоретическую сущность налоговой политики, в то время как модель характеризует суть применяемой налоговой политики в практике конкретного государства .
Тип налоговой политики отражает определенную направленность, стремление к достижению конкретной цели, имеющей присущие ей характерные черты.
Выделяют три типа налоговой политики: политика максимальных налогов, политика оптимальных налогов и политика повышенных налогов при значительной социальной защите.
При проведении политики максимальных налогов, налоговый механизм действует в полную силу, осуществляя планирование, организацию, взимание налогов и налоговый контроль. Предельная ставка налогов достигает высоких уровней по всем основным видам налогов. Фискальный подход к налогообложению по данному сценарию направлен на увеличение потока налоговых доходов в государственный бюджет, однако на определенном моменте неизбежна налоговая ловушка, при которой налоговые доходы растут непропорционально повышению уровней налогов . Политика оптимальных налогов, второй тип, проводимая в определенных условиях и временном отрезке развития государства, стимулирует предпринимательство и бизнес, обеспечивает благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику. предполагает улучшение бизнес-активности в стране, компенсирует снижение уровня налоговых доходов за счет увеличения налогооблагаемой базы. Тем не менее, нередко такой подход приводит к сокращению доходной части бюджета, что в результате приводит к сокращению бюджетных ассигнований на реализацию социальных программ.
Третий тип, а именно налоговая политика, применяющая высокий уровень налогообложения со значительными социальными программами, нацелена на увеличение дохода государственного бюджета для целевых социальных программ. Фактически социальная защита ставится в центре принятия решения ужесточения налоговой политики.
Таким образом, посредством налоговой политики налоговая система оказывает влияние на уровень экономической безопасности государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 (ред. от 16.08.2022) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Ахуньянова, А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции / А.И. Ахуньянова // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
4. Бахтиеров, У.К. Налоги как механизм стимулирования предпринимательской деятельности / У.К. Бахтиеров // Экономика и социум. – 2024. - №2-2. – С.408-413.
5. Бондаренко, П.К. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России / П.К. Бондаренко, К.И. Антипов // Юрист спешит на помощь. – 2021. - №2. – С.28-30.
6. Дерякова, О.В. Состояние налоговой системы РФ / О.В. Дерякова // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. - №8. – С.122-131.
7. Евдокимова, Н. Изменения по ЕНС с 1 октября 2023 года от 02.10.2023г. [Электронный ресурс] / Н. Евдокимова. – Режим доступа: https://www.buhsoft.ru/article/4801- izmeneniya-po-ens-s-1-oktyabrya-2023-goda.
8. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – М.: Инфра-М, 2020. – 270с.
9. Запольских, Ю.А. Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования / Ю.А. Запольских, Т.Н. Лубова // Российский электронный научный журнал. – 2023. - №2. – С.355-372.
10. Зарипов, В.М. Экономическое содержание налога: понятие и принцип / В.М. Зарипов // Привоприменение. – 2024. – Т.8. - №1. – С.54-63.
11. Менькова, А.М. Анализ формирования федерального бюджета за счет поступлений федеральных налогов / А.М. Менькова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: Сборник материалов XVI междун. науч.-практ. конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2023. – С.221-226.
12. Молчанов, Т.Д. Проблема дефиниции понятия «налог» и пути ее решения / Т.Д. Молчанов, А.В. Юшко // Epomen. Global. – 2024. - №45. – С.137-142.
13. Показатели налоговых индикаторов экономики на основании данных статистической налоговой отчетности аналитического портала ФНС России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/.
14. Репинский, О.Д. Налоги – фактор экономической и финансовой безопасности / О.Д. Репинский, А.А. Гребнева // Экономика и предпринимательство. - 2024. -–№2. – С.340-343..
15. Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
16. Сильверстова, Т.В. Налоги и налогообложение: учебник / Т.В. Сильверстова. – М.: Инфра-М, 2020. – 531с.
17. Тедеев, А.А. Налоговое право России: учебник для вузов. – 8-е изд / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Юрайт, 2023. – 410с.
18. Тускаева, М.Р. Налоговая система: особенности, проблемы, возможности / М.Р. Тускаева, Т.Б. Засеев // Вестник КНИИ РАН. Серия: социальные и гуманитарные науки. – 2022. - №1. – С.106-113.
19. Фархутдинов, Р.Д. Налоговое право: учебное пособие / Р.Д. Фархутдинов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 133с.
20. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://analytic.nalog.ru/portal/analytical_information.ru-RU.htm.
21. ФНС оценила эффективность ЕНС - газета «Коммерсантъ» от 25.09.2023г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.mail.ru/2023-09- 25/na-horoshem-schetu-nalogovaya-sluzhba-ocenila-effektivnost-ens-57964117/.
22. Чубова, В.Ф. Налоговая система Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития в условиях финансовой устойчивости / В.Ф. Чубова, И.О. Сырвакова // Наукосфера. – 2023. - №4-2. – С.463-467.
23. Шлипников, Д.С. Роль и функции налогов в реализации экономической политики государства / Д.С. Шляпников, А.В. Иванов // Молодой ученый. – 2024. - №8. – С.209-211.
24. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.
25. Юзбашян, А.П. Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики / А.П. Юзбашян // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №6. – С.162-167.