Фрагмент для ознакомления
2
Высшее образование в нашей стране с исторической точки зрения исторически развивается в ответ на социальные изменения в обществе. Его функционирование обусловлено экономическими, политическими, социальными и культурными факторами, а также условиями существования как российского государства в частности, так и мирового сообщества в целом. Не подлежит сомнению тот факт, что эффективность системы образования определяет качество профессиональной подготовки специалистов во всех сферах, способствует стабильности и развитию общества.
Сегодня очень важно понимать контекст деятельности вуза, его место в изменениях процессов, происходящих в обществе. Безусловно, система высшего образования и понимание нового содержания профессионального образования в современном обществе являются базисом, на котором основывается будущее нашей страны.
В современной России постоянно происходят социокультурные изменения. Среди основных факторов, приводящих к социокультурным изменениям, которые оказывают наибольшее влияние на развитие профессионального образования, можно выделить активную компьютеризацию общества, цифровизацию и дистанционное обучение, формирование нового культурного типа личности, непрерывно обучающейся на протяжении всей жизни.
Формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды образовательного пространства, разработке и внедрении современных информационно-коммуникационных средств в образовательную практику, на сегодняшний день считается важнейшей стратегической задачей развития общества. В свете такого явления, как цифровизация образования, технологии активно внедряются в образовательный процесс, и, конечно, в этом есть много положительных моментов. Однако высокий уровень доступности таких технологий меняет направленность обучения. В среде, наполненной искусственным интеллектом, который решает многие когнитивные задачи от имени человека, происходит потеря связи с реальной жизнью, замена его восприятием кинестетического мира. Цифровизация неизбежно приводит к общей интеллектуализации образовательной среды на разных уровнях, что все больше уводит человечество в виртуальный мир. Чтобы свести к минимуму отрыв от реальности, важно интегрировать в образовательный процесс элементы, связанные с физическим взаимодействием с внешним миром. Такой подход помогает сохранить важный аспект обучения в реальных условиях, несмотря на растущую роль цифровых технологий. Несомненно, в цифровой и реальной образовательной среде будут налажены различные связи, но главное - человечество не потеряет своих истинных корней, потому что земля, природа, жизненные ценности, социальная среда и отношения внутри нее не будут утрачены.
Процесс глобализации и интеграции в обществе требует нового подхода к образованию. Эффективный образовательный процесс сейчас не может ограничиваться стенами университета, современные студенты ощущают потребность в образовательных программах, обобщающих различные методы и формы обучения, в эпоху цифровой трансформации образования его дидактический потенциал еще не до конца понят и реализован, не следует забывать о естественной городской среде и другие образовательные ресурсы.
Процесс образования вплетается в реальную жизнь, ее материальное и духовное измерение. Не класс или аудитория, а город со всеми его противоречиями и возможностями становится сценой, на которой разворачивается процесс образования. Содержание образования, материализуясь в городской среде, как бы сходит со страниц учебников. Разнообразные городские объекты, когда с ними разворачиваются образовательные практики, начинают раскрывать свой образовательный потенциал [5]. Эти объекты могут быть самым разным образом связаны с человеком: с конкретным местом его проживания (квартира, дом, улица, квартал или район), передвижением (транспортная система, безопасность и т.п.), досугом (парки, музеи, достопримечательности, торговые центры, магазины, кафе и др.), работой (предприятия, организации и т.п.). Любой городской объект, даже, например, вывески на стенах домов, может стать дидактическим объектом, если он включается как дидактический ресурс в образовательную практику. Содержание образования рассматривается как динамический конструкт, в котором научные знания «прорастают» сквозь живую ткань города.
Таким образом, обращение к пространственно-предметной и социально-культурной среде города в процессе обучения позволяет решить один из кардинальных вопросов дидактики – единства знания и способов деятельности, включения учащихся в осознанный процесс освоения изучаемого содержания, повышения учебно-познавательной мотивации школьников и студентов. Отсюда становится очевидной и важной роль города.
Уже несколько десятилетий феномен образовательной среды привлекает внимание педагогической науки. Средовый подход, в конце ХХ века активно вошедший в педагогику, используется как методологический при исследовании и конструировании образовательной практики. Вопросы влияния факторов, окружения - всего того, что мы теперь определяем понятием среды, рассматривались и ранее (в работах Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерова, Я. Корчака, К. Левина, А.Н. Леонтьева, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского). Однако подход к среде как специально сконструированному сложному, многокомпонентному конструкту, определяющему условия становления и развития личности, которые могут целенаправленно создаваться, сформировался лишь последние десятилетия (И.А. Баева, Ю.В. Громыко, С.Д. Дерябо, Ю.С. Мануйлов, Т.А. Менг, В.И. Панов, Ю.С. Песоцкий, В.В. Рубцов, И.И. Сулима, О.Н. Шилова, В.А. Ясвин). Категориям «пространство» и «социокультурное пространство» уделено внимание в трудах М.М. Бахтина, Д.Н. Замятина, К. Линча, Ю.М. Лотмана, М. Элиаде. Проблема культурно-образовательного пространства исследована в работах И.Я. Мурзиной, Н.Н. Гладченковой, Н.Б. Усатой. Культурно-образовательный потенциал и креативные практики исследованы и разработаны в трудах Э.П. Торренса, Р. Флорида, О.А. Карловой.
Интерес к образовательному пространству/среде в контексте города отвечает современным тенденциям становления «образовательного общества». Как отмечает Л.Л. Литвиненко, образование уже не является исключительным правом официальных образовательных систем, оно как бы «перетекает» из них в социокультурную среду города, которая может предоставить многообразные средства для получения знаний, умений и навыков по всем областям образования, объединяя науку, образование и производство. Получать знания можно вне здания образовательного учреждения, этот процесс становится неотъемлемой частью повседневной жизни города [35].
Городская среда выступает одним из факторов социализации и культурной идентификации человека, а город, как «коллективная личность», – активным участником формирования сознания его жителей. В.Л. Глазычев констатировал «поистине великий процесс повторного насыщения города информацией», и это информационное поле города определяет человека гораздо больше, чем прочитанная книга, поскольку город «читают» все, кто живет в нем. В процессе «присвоения» города его жителями (субъективизации) он становится «своим» и воспринимается как «внутреннее пространство», обладающее личностной значимостью для каждого [35].
Городская культура, как искусственно созданная человеком среда обитания, включает нормы и ценности сообщества, социальную психологию и менталитет горожан, их образ жизни, способы и образцы социальной коммуникации и социокультурного проектирования. Город является воспитывающей и образовательной средой – это, согласно исследованиям представителей многих научных областей, аксиома. Загадкой (в терминологии Б.А. Ланина) является то, как город осуществляет этот процесс, превращая людей «из безликого населения в полноправных и ответственных граждан» [35]. Педагогический потенциал города тем значительнее, чем полнее осуществляется реализация его возможностей через содержание, формы и методы образовательной деятельности, событийности.
Сегодня изучаются возможности использования городского пространства в качестве образовательной среды, а в сфере профессионального педагогического образования город уже является тем местом, где проводятся практические занятия и реализуется проектная деятельность. Таким образом, потенциал городской среды в точки зрения возможностей организации образовательного процесса огромен.
В настоящее время перед вузами стоит непростая задача подготовки преподавателей, обладающих четким пониманием современных социокультурных реалий и способных работать не только в стенах образовательных учреждений, но и в условиях современного города, мегаполиса. Сегодня педагоги должны уметь быстро адаптироваться к образовательным инновациям, своевременного реагировать на них, вовлекаться в текущие и перспективные процессы социально-экономического развития общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (актуальная редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2 Стратегия развития образования до 2030 года. /Авт. колл. под ред. Ю.В. Громыко // Официальный сайт НИИ Инновационных стратегий развития общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nii.smdp.ru/strategiya.
3 Асонова Е.А., Россинская А.Н., Буланов М.В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2020. С. 31-48.
4 Асонова Е.А., Россинская А.Н. Учебное исследование — мост между университетом и музеем // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. 2019. № 4(50). С. 46−57
5 Буланов М.В., Россинская А.Н., Асонова Е.А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37a6Cz
6 Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37irwk
7 Вакаев В.А. Педагогическая урбанистика как новый междисциплинарный подход [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37a6Af .
8 Варенова, Т. В. Краткая история педагогики. - М.: Асар, 2013. – 157 с.
9 Веденеева О. А., Сайгушев Н. Я. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов: монография. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. – 146 с.
10 Глазычев В.Л. Урбанистика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.glazychev.ru/books/urbanistika/Glaziychev_Urbanistika.pdf
11 Горшенина С.Н., Неясова И.А., Серикова Л.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 6. - С. 64-69.
12 Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37irxr
13 Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В. Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37iryp
14 Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 2. -С. 51-56
15 Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37irzk
16 Игнатьева Е.Ю., Горычева С.Н., Звяглова М.В. Образовательная урбанистика в контексте дидактики [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-urbanistika-v-kontekste-didaktiki.
17 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. - М.: Сфера, 2014. - 496 c.
18 История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование». Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. - М.: Профессиональное образование, 2013. – 213 с.
19 Казакова К.С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН. - 2011. - № 6. - С. 65-71.
20 Кашкабаш Т.В. Интерпретация городского пространства в современных условиях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 10 (18). [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37is3n
21 Ковкина И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в вузе [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37is6T
22 Козлова С. Что такое образовательная урбанистика и кто такой педагог-исследователь городской среды [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37is8D
23 Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационно-педагогический аспекты [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37is99
24 Ланин Б.А. Город как воспитательная среда // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6 - С. 228-230.
25 Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России // Наука и образование. – 2022. №5(1). – С.153.
26 Нотман О.В. Городская среда как междисциплинарное понятие / О.В. Нотман // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. – №12 (92). – С.104-107.
27 Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее: материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. – 261с.
28 Плиева А.О., Усаева Я.С., Мальсуйгенов Р.М. Развитие креативной компетентности педагогов посредством ресурсов городской среды [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37isAT
29 Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 230-240.
30 Россинская А. Что такое образовательная урбанистика и кто такой педагог-исследователь городской среды [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37is8D
31 Скачкова Н.В. Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования [Электронный ресурс] – URL: https://clck.ru/37a68J
32 Федорова М.А., Чурилова И.Н., Винникова Т.А. Подготовка студентов-переводчиков с позиции образовательной урбанистики [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37pfJY
33 Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы) [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/37a6Dw
34 Шевелев А.Н. Методологические подходы современной образовательной урбанистики // Непрерывное образование. 2015. № 3. С. 75-89
35 Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. - 2013. -№ 2 (35). - С. 66-69.