Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы таргетирования инфляции 5
1.1 Инфляция: определение, причины 5
1.2 Виды инфляции 8
1.3 Политика таргетирования: определение, характеристика. Анализ мирового опыта применения режима инфляционного таргетирования 10
Глава 2. Инфляционное таргетирование как основной инструмент денежно-кредитной политики в России: анализ, проблемы и перспективы 14
2.1 Динамика годовой инфляции в России за 2011-2022 гг: таргетирование 14
2.2 Направления денежно-кредитной политики РФ и таргетирования инфляции: 2023-2024 гг. 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Фрагмент для ознакомления
2
2) Галопирующая инфляция характеризуется довольно сильным ростом цен – около ста процентов в год. Ее главной отличительной чертой является то, что уровень цен начинает уже переходить психологический порог. Происходит частичное или полное угасание всех возможных позитивных моментов при умеренных темпах инфляции.
Сбережения населения становятся в общей массе убыточными, инвестиции в экономику падают, что ведет к всеобщему падению уровня жизни.
3) Гиперинфляция сопровождается повышением уровня цен более чем на девятьсот процентов в год. Происходит крах национальной экономики. Начинается крупный экономический и социальный кризис. Происходит мощный разрыв между доходами населения и ценами на товары и услуги. Фирмы начинают функционировать себе в убыток, из-за чего они разоряются, вдобавок к этому повышается безработица во всем государстве.
Как было сказано до этого, последствия инфляции в основном носят негативный характер. В первую очередь, из-за нее падают реальные доходы граждан и их сбережения на депозитных счетах в банке. Серьезным экономическим последствием также выступает нарушение всего рыночного механизма, в том числе и процесса производства. Цена, являющаяся одной из важных категорий во всей экономике, отображает функционирование производства, основные черты рыночных отношений, степень совершенства конкуренции и регулирование экономики государством. Однако одновременно она представляет собой источник покрытия затрат, оплаты труда, извлечение прибыли, источник капиталовложений, каркас определения курса национальной валюты .
Стоит также отметить о воздействии инфляции на денежный рынок. Если умеренная инфляция увеличивает риски от капиталовложений и вносит некую неопределенность для будущих периодов, то гиперинфляция вообще может уничтожить всякие попытки инвестировать в экономику страны. Возникает ситуация оттока капитала из сферы производства в сферу обращения, широкое распространение получает спекуляция на рынке ценных бумаг, в котором доход намного больше прибыли от производства товаров и услуг.
Это приводит к негативным социальным последствиям – повышение безработицы, понижение заработной платы рабочих, увеличивается риск социальных потрясений в обществе, так как социальной политике страны и уровню жизни граждан наносится серьезный ущерб, в результате чего страдает и получается ситуация с дефицитным государственным бюджетом.
1.3 Политика таргетирования: определение, характеристика. Анализ мирового опыта применения режима инфляционного таргетирования
Государство стремится обеспечить ценовую стабильность и поддержать экономический рост в стране. Приоритетом денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности. Это означает, что ЦБ применяет политику инфляционного таргетирования .
В свою очередь, принципы инфляционного таргетирования должны быть гибкими, поскольку они обеспечивают устойчивость экономик, внедряющих режим инфляционного таргетирования, к внешним шокам, приводя в итоге к конечным целям денежно–кредитной политики .
Наличие эффективного инструмента денежно-кредитной политики, оказывающего противодействие повышению цен на национальном рынке, является обязательным условием обеспечения устойчивого экономического роста в стране и повышения благосостояния ее граждан. На современном этапе развития наиболее распространенной формой денежно-кредитной политики, регулирующей процессы ценообразования, является инфляционное таргетирование. Особое внимание при таком режиме уделяется обеспечению устойчиво низких колебаний инфляционных значений . Ценовая стабильность имеет множество преимуществ, главное из которых состоит в снижении неопределенности будущих макроэкономических условий .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бажан А. И., Ускорение инфляции в ЕС и России // Современная Европа. — 2022. — № 2. — С. 85-99
2) Брыль Е.А. Мировой опыт таргетирования инфляции// Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции (Донецк, 25–27 октября 2023 г.). – Том 5: Экономические науки. Часть 2 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. С. 308-311
3) Васильева Н. И., Российская экономика в 2019–2020 гг.: от стагнирующего роста к обновленному инвестиционному циклу // Россия и современный мир. — 2020. — № 3. — С. 130-150
4) Веслополова Д.С. Инфляция в России: причины и пути решения проблемы / науч. рук. Л.К. Васюкова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 49-55
5) Горюнов Ф. А. В петле инфляции / Ф.А. Горюнов. - М.: Издательство политической литературы, 2018.
6) Джафарова А. Н., Смирнова Е. А. Инфляционное таргетирование как основной инструмент денежно-кредитной политики в России//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 99-101
7) Долженков А., Таргетирование и реальность // Эксперт. — 2020. — № 39. — С. 36-39
8) Дробышевский С. М., "Мы были вынуждены принимать болезненные меры" // Эксперт. — 2020. — № 1/3. — С. 19-23
9) Дробышевский С. М., Трендовая инфляция: оценки для российской экономики // Вопросы экономики. — 2023. — № 1. — С. 5-25
10) Картаев Ф. С., Финансовое развитие и успешность инфляционного таргетирования // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 1. — С. 41-61
11) Косьмин А.Д. Инфляция – от назначения к определению/ А.Д. Косьмин. – Москва: Российское предпринимательство, 2019.
12) Леонова В. В. Понятие, сущность и направления денежно-кредитной политики// Инновационные направления исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2024 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 60-65
13) Мандрон, В.В. Политика таргетирования инфляции как инструмент монетарной политики национального банка / В.В. Мандрон, А.Г. Дудина // Научный журнал «Экономика. Социология. Право». – 2022. ‒ № 2 (26). – С. 14-16
14) Николаева И. П. Экономическая теория : учебник. Москва : Дашков и К, 2019.
15) Полякова О. В., Эффективность фискальной политики в разных условиях функционирования экономики // Экономическое развитие России. — 2023. — Т. 30, № 10. — С. 45-52.
16) Сваталов Ю. С. Финансовая жизнь. Москва : Академия менеджмента и бизнес-администрирования, 2021.
17) Свечнов В.Д., Коновалова К.Г. Антиинфляционная политика государства//MODERN SCIENCE. 2022. С. 85-90
18) Синельникова-Мурылева Е. В., Дискуссия об оптимальности целевого уровня инфляции // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 3. — С. 3-24
19) Соколин Б. М. Инфляция и власть / Б.М. Соколин. - М.: Бизнес-пресса, 2018.
20) Сухарев О., Денежно-кредитная политика экономического роста в России: тормозящий накопительный эффект // Общество и экономика. — 2023. — № 1. — С. 5-26.
21) Ayisi R. Single-Digit Inflation Targeting and Economic Growth // American Journal of Economics and Business Administration. Vol. 5(1). 2013P. 22–28.