Фрагмент для ознакомления
2
Социальная норма – это не только абстрактное правило желаемого поведения, но и реальное действие, которое фактически утвердилось на практике. Таким образом, действительные поступки становятся правилом. Иначе говоря, социальная норма выражает не только то, что "должно быть", но и то, что «фактически есть».
Норма представляет собой меру положительного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата или интереса. И понятно, что «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее – патология».
Социальные нормы регулируют не все отношения, а только наиболее типичные и массовые. Случайные связи, поступки и действия не могут отразиться в норме. Норма всегда является стереотипом, основанным как на внутренних побуждениях, так и на внешних факторах.
В кризисные периоды общества особенно важно строго соблюдать все социальные нормы, а особенно правовые, моральные и политические, так как именно отклонение от них, то есть от столетиями установленных основ, стало одной из причин возникших трудностей.
Так как общественные отношения очень разнообразны, то разнообразны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере применения они могут быть разделены на политические, культурные, нравственные, эстетические, корпоративные и религиозные нормы .
Все эти виды норм и их содержание определены существующим экономическим и политическим строем общества и образуют единое целое. Так как они взаимодействуют и выполняют определенные функции в процессе регулирования общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования. Рассмотрим перечисленные нормы подробнее.
Моральные нормы представляют собой представления о правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, чести и позоре, которые закреплены в сознании людей и поддерживаются общественным мнением и совестью каждого человека.
Нормы-обычаи возникают в результате многократного повторения и приобретают характер привычки, подкрепленной общественным воздействием.
Корпоративные нормы – это правила, устанавливаемые внутри определенной организации и обязательные для ее членов.
Религиозные нормы определяют поведение, установленное в рамках определенной религиозной конфессии, и действующие в соответствии с религиозными обрядами.
Социальные нормы весьма разнообразны и многочисленны на основе разнообразных общественных отношений. Их классификация может производиться в зависимости от сфер общественной жизни, в которых они действуют, например политические, экономические, религиозные и другие.
Для примера политических норм можно привести нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. Парламент, в соответствии с конституцией, принимает законы от имени всего народа, однако депутатские фракции, представляющие интересы политических партий, играют важнейшую роль при непосредственном принятии закона.
Экономические нормы регулируют отношения в производственной и распределительной сферах. Одним из основных правил экономического развития является поддержание баланса между производством и потреблением. Нарушение этого правила может привести к экономическому кризису, вызванному дефицитом или избытком товаров.
Религиозные нормы определяют порядок и функционирование сферы культовых отношений, связанных с религиозными верованиями. К таким нормам относятся правила, устанавливающие религиозные праздники, регулирующие отношения верующих внутри своей конфессии и с представителями других вероисповеданий.
Нормы могут быть спонтанными или директивными в зависимости от их образования. Спонтанные нормы развиваются органически в результате многократного повторения социально значимых явлений, которые становятся закономерностями.
Директивные нормы включают в себя правила, которые устанавливаются одними субъектами социальной деятельности по отношению к другим. Ю. Лотман считает, что регулярное государство Петра I осознавало себя как систему указов и правил, тем самым живое бытование культуры было рассматриваемо как реализация этих норм. «Обычай», с другой стороны, не возвышался до уровня «грамматики» и систематически разрушался. Он считался незнанием, отсталостью и застойностью. Разумное и прогрессивное мышление рассматривалось только как «регулярное». Государственная деятельность воспринималась как введение «регламентов» с последующим изменением жизни по их образцу.
По характеру воздействия на социальную среду можно выделить прогрессивные и регрессивные нормы. Прогрессивные нормы способствуют положительным изменениям в общественных отношениях. Несмотря на оценочные разногласия, большинство исследователей считает прогрессивными те преобразования, которые были обусловлены реформами Петра I. В этом процессе реформирования учитывались не только правовые, но и религиозные и моральные нормы, правила этикета и т.д.
Регрессивные нормы, напротив, имеют деструктивное воздействие на общественные отношения. Они способны вызывать ухудшение их качества и приводить к негативным последствиям.
Несмотря на разнообразие видов и форм социальных норм, в обществе на всех этапах его развития существует нормативный плюрализм. Как замечает А.Г. Мусаева, «нормативные системы, существующие в обществе, могут быть как дополняющими, так и конкурирующими. Однако, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей и обеспечивает социальную солидарность. Ведущей системой может быть не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.» .
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абросимова, О.К. Взаимодействие права и морали в российском обществе постперестроечного периода: монография / О.К. Абросимова. – Саратов: Издательство Саратовской государственной юридической академии, 2022. – 207 с.
2 Авилова, О.Е. Религиозные нормы: место в системе социального нормативного регулирования в соотнесении с нормами права / О.Е. Авилова, С.А. Авилов, В.В. Маркин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 10. – С. 107-109.
3 Гараева, Г.Ф. Право и нравственность: особенности взаимосвязи в эпоху цифровой трансформации / Г.Ф. Гараева, И.А. Терентьев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 9. – С. 126-129.
4 Дружинин, Г.В. Генезис корпоративных норм как особого социального регулятора: общетеоретический аспект / Г.В. Дружинин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 5. – С. 22-25.
5 Еременко, И.А. Право в системе социальных норм / И.А. Еременко, Е.Ю. Сопельник, И.В. Булько // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 10 (26). – С. 764-768.
6 Карнович, В.С. Основные подходы к пониманию права в контексте сущностных его свойств как социального регулятора / В.С. Карнович // Вестник УЮИ. – 2021. – № 2 (92). – С. 22-27.
7 Кряжевских, К.А. Особенности взаимодействия права и морали / К.А. Кряжевских // Вопросы российской юстиции. – 2022. – № 17. – С. 76-82.
8 Макарова, Н.А. О соотношении правовых и корпоративных норм / Н.А. Макарова // Юристъ - Правоведъ. – 2022. – № 2 (101). – С. 80-83.
9 Мусаева, А.Г. Роль и место права в системе социальных норм / А.Г. Мусаева // Современный ученый. – 2020. – № 4. – С. 338-342.
10 Пономарева, Е.В. Право как ценность в современном обществе / Е.В. Пономарева // Российское право: образование, практика, наука. – 2020. – № 5. – С. 62-68.
11 Рустамов, Х.У. Социальные нормы: научно-методическое пособие / Х.У. Рустамов. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. – 295 с.
12 Синкин, К.А. К вопросу о влиянии права на мораль / К.А. Синкин, Д.А. Емельянова // Российско-азиатский правовой журнал. – 2020. – № 4. – С. 46-49.
13 Соколов, Н.Я. Юристы о социальной ценности права / Н.Я. Соколов // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 1 (86). – С. 11-16.
14 Суслова, А.С. Место и роль норм права в системе социальных норм / А.С. Суслова // Проблемы государства и права в исследованиях студентов. сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузовской научно-практической конференции. – Тюмень: Филиал Московского института государственного управления и права в Тюменской области, 2017. – С. 215-218.
15 Узденов, И.Д. Право в системе социальных норм / И.Д. Узденов, Д.Д. Узденова, Г.С. Працко // Актуальные вопросы права, экономики и управления. сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 165-167.
16 Цай, Ц. Право в системе социальных норм / Ц. Цай // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CCCXLI международной научно-практической конференции. – Москва: Интернаука, 2024. – С. 133-136.